Сразу оговоримся, что речь идет о кораблях специальной постройки, то есть изначально строившихся как боевые единицы, в отличие от транспортных и вспомогательных судов. Поэтому огромные по водоизмещению транспорты, а также корабли, переоборудованные для военных нужд из гражданских судов, в данном случае не упоминаются. Не вошел в данный рейтинг и британский крейсер «Кассандра», который погиб в ходе действий против советской России, но, по-видимому, на немецком минном заграждении. Ниже приводятся обстоятельства гибели всех крупных кораблей противника (до легких крейсеров включительно), погибших на минных заграждениях с 1904 г. по 1945 г.
Японский эскадренный броненосец «Хацусе»
Был построен в Англии (Эльсвик) в 1901 г. Водоизмещение 14850 тонн. На момент начала русско-японской войны «Хацусе» — наряду с броненосцем «Сикисима» один из наиболее современных и мощных броненосцев японского флота, флагманский корабль контр-адмирала Насибы. Участвовал в морском сражении 27 января 1904 г. на внешнем рейде Порт-Артура. 2 мая 1904 г. во время дозора «Хацусе» дважды подорвался на русских минах, поставленных накануне минным транспортом «Амур». Последовала детонация боеприпаса, и броненосец затонул в течение 1,5 мин. Вместе с кораблем погибли 36 офицеров и 457 нижних чинов. Это был крупнейший корабль противника, потопленный российским и советским флотом за всю историю отечественного ВМФ.
Японский эскадренный броненосец «Ясима»
Был построен в Англии (Эльсвик) в 1897 г. Водоизмещение 12250 тонн. Причиной гибели броненосца стали смелые и решительные действия командира и экипажа минного транспорта «Амур», поставившего с огромным риском минное заграждение на пути регулярного следования японского флота. 2 мая 1904 г. г. «Ясима» подорвался на русской мине у Порт-Артура (4 чел. ранено) и вскоре затонул при попытке буксировки. Гибель за один день двух японских броненосцев и ряда других кораблей вошла в историю как «Черные дни японского флота» и единственный шанс для русской эскадры в Порт-Артуре переломить ход боевых действий на море в свою пользу.
Третьим по водоизмещению кораблем, погибшем на русских минах, оказался германский броненосный крейсер «Фридрих-Карл» (водоизмещение 9875 тонн). К началу Первой мировой войны это был уже далеко не самый новый корабль. Около 1 ч. 45 мин. 17 ноября 1914 г. «Фридрих-Карл» дважды подорвался на минах и затонул в 30 милях от Мемеля. Совершенно неправдоподобным образом гибель этого корабля показана в художественном фильме «Адмирал». Никаких русских эсминцев в момент подрыва крейсера глубокой ночью поблизости не было, и никому в 1914 г. не приходила мысль вести огонь по визирным щелям боевой рубки крейсера из советской зенитной пушки 21К. Крейсер погиб не мгновенно, а затонул лишь спустя пять часов после подрыва на минах. Экипаж организованно покинул корабль. Непосредственно в результате взрыва мин погибли 8 человек машинной команды крейсера.
Японский бронепалубный крейсер «Такасаго» (водоизмещение 4227 тонн)
Быстроходный японский крейсер был одним из наиболее активных участников боевых действий у Порт-Артура и погиб в самом конце борьбы за крепость. В ночь с 12 на 13 декабря 1904 г. «Такасаго» подорвался на мине и затонул спустя 20 минут, унеся с собой на дно около 280 членов экипажа. Фатальную для японского крейсера постановку осуществил миноносец «Сердитый», ставший вторым по результативности после минного транспорта «Амур» русским кораблем 1-й Тихоокеанской эскадры. Второй победой «Сердитого» стало уничтожение 15 декабря 1904 г. торпедным оружием японского миноносца № 42.
Турецкий бронепалубный крейсер «Меджидие»
Водоизмещение 4030 тонн. Построен в 1903 г. в США для турецкого флота. Корабль активно использовался в ходе Первой Балканской и Первой мировой войн. В начале апреля 1915 г. «Меджидие» вместе с крейсером «Гамидие» и четырьмя миноносцами был направлен для обстрела Одессы. На подходе к цели крейсер следовал по узкому фарватеру в русском минном поле, траление которого обеспечивали миноносцы сопровождения. Однако это не спасло корабль от подрыва на мине. В результате взрыва погибли 26 членов экипажа «Меджидие». Несмотря на принятые меры, спасти корабль уже оказалось невозможным, и после безуспешной борьбы он был организованно оставлен экипажем. В покинутый корабль турки выпустили торпеду, после чего крейсер затонул на мелководье. В том же году он был поднят российской стороной, переименован в «Прут» и еще в ходе Первой мировой войны введен в строй.
Финский броненосец береговой обороны «Ильмаринен» (водоизмещение 3900 тонн)
Один из последних кораблей в своем классе был построен в 1929 г. При относительно небольшом водоизмещении корабль нес достаточно мощное вооружение. Это в значительной степени и предопределило особый интерес советского командования к Ильмаринену и однотипному Вяйнямейнену, которые стали приоритетными целями советской морской авиации в 1939 г. Оба финских броненосца относительно благополучно пережили советско-финляндскую войну, а в начале Великой Отечественной военное счастье изменило «Ильмаринену». 13 сентября 1941 г. во время операции в районе Моонзундских островов броненосец подорвался на мине и спустя несколько минут затонул. Из 403 находившихся на борту членов экипажа корабля 271 чел. погиб. Это был крупнейший по водоизмещению корабль противоборствующих сторон, погибший на Балтике в период Великой Отечественной войны.
Германский легкий крейсер «Бремен» (водоизмещение 3797 тонн)
Как и большинство немецких легких крейсеров, нес очень слабое, как показала война, артиллерийское вооружение из десяти 105- мм орудий. Тем не менее, корабль активно использовался в боевых действиях в Рижском заливе. Роковым для «Бремена» оказалось минное заграждение к северо-востоку от Виндавы, которое только накануне было поставлено русскими эсминцами «Новик», «Победитель» и «Забияка». 17 декабря 1915 года «Бремен» при попытке спасти моряков тонущего миноносца V-191 дважды подорвался на минах и затонул. Вместе с кораблем погибли более 250 членов экипажа.