Эскадренные миноносцы тип "Новик"
Тип "Новик" - 17 единиц
Русские эскадренные миноносцы времен Первой мировой войны. Строились несколькими сериями, незначительно отличавшимися по внешнему виду и тактико-техническим элементам. К 1941 г. устарели, однако, сохранив в хорошем состоянии корпуса и машины, оставались ценными боевыми кораблями и с успехом использовались для огневой поддержки войск, дозорной и конвойной службы. Приведены ТТЭ кораблей после модернизации.
1. ЯКОВ СВЕРДЛОВ (до 13.07.1936 г. "Новик")
Водоизмещение 1801 т. Размерения 102.4 х 9.4 х 3.5 м. ГЭУ котлотурбинная трехвальная, 42000 л.с. Скорость 32/16 узлов, дальность 1800 миль. Вооружение: 4 х 102 мм, 1 х 76.2 мм, 4 х 45 мм, 3 х 3 х 456 мм торп. аппарата, 50 мин. Экипаж 168 чел.
Заложен 1.07.1910 г., спущен 4.07.1911 г., вст. в строй 9.09.1913 г. 7.11.1917 г. вошел в состав Красного Балтийского флота. С 9.09.1918 по 1925 г. находился в Петроградском военном порту на долговременном хранении. 2.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11.01.1935 г. - в состав КБФ. Прошел модернизацию с 26.09.1925 по 30.08.1929 г. и капитальный ремонт с 28.11.1937 г. по 8.12.1940 г. 23.04.1940 г. выведен из боевого состава флота, передан в отряд учебных кораблей и переклассифицирован в учебный эсминец. 23.06.1941 г. возвращен в боевой состав флота. Участвовал в обороне Палдиски и Таллинна, перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт. 28.08.1941 г. погиб от подрыва на мине у о. Мохни в Финском заливе.
Вторая черноморская серия (тип "Счастливый")
2. ФРУНЗЕ (до 5.02.1925 г. "Быстрый")
Водоизмещение 1700 т. Размерения 98 х 9.4 х 3.8 м. ГЭУ котлотурбинная двухвальная, 25000 л.с. Скорость 32/16 узлов, дальность 1310 миль. Вооружение: 4 х 102 мм, 1 х 76.2 мм Лендера, 1 х 37 мм, 3 х 3 х 456 мм торп. аппарата, 2 бомбосбрасывателя, 40 мин. Экипаж 125 чел.
Заложен 29.10.1913 г., перезаложен в начале 1914 г., спущен 7.06.1914 г., вст. в строй 1.05.1915 г. 29.12.1917 г. вошел в состав Красного ЧФ. В апреле 1919 г. выведен из строя британскими интервентами в Севастополе. Прошел восстановительные ремонт в 1923 - 1927 гг. и 16.12.1927 г. вошел в состав Морских сил Черного моря. С 11.01.1935 г. входил в состав ЧФ. прошел капитальный ремонт в 1936 - 1940 гг. С началом Великой Отечественной войны участвовал в постановке минных заграждений: 25 - 29.06.1941 г. в р-не Новороссийска, 11 - 17.07.1941 г. в р-не Керчи. 18 - 19.07.1941 г. в р-не Туапсе. 24 - 31.08.1941 г. осуществлял артиллерийскую поддержку частей Одесского оборонительного района. Потоплен 21.09.1941 г. бомбардировочной авиацией противника в р-не Тендровской косы при оказании помощи гибнущей канонерской лодке "Красная Армения". После войны поднят и сдан на слом. Орудия эсминца сохранились в экспозиции Музея истории судостроения (г. Николаев, Украина).
Силуэт эскадренного миноносца ''Карл Маркс''
Первая балтийская серия (тип "Орфей")
Силуэт эскадренного миноносца ''Урицкий'' после модернизации
Водоизмещение 1700 т. Размерения 98 х 9.3 х 3.3 м. ГЭУ котлотурбинная двухвальная, 30000 л.с. Скорость 27/16 узлов, дальность 1700 миль. Вооружение: 4 х 102 мм, 1 х 76.2 мм, 1 х 45 мм, 4 х 7.62 мм пулемета, 3 х 3 х 456 мм торп. аппарата, 2 бомбосбрасывателя, 35 мин. Экипаж 168 чел.
3. ВОЛОДАРСКИЙ (до 31.12.1922 г. "Победитель")
Заложен в ноябре 1913 г., спущен 5.11.1914 г., вст. в строй 7.11.1915 г. 24.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11.01.1935 г. - в состав КБФ. Прошел капитальные ремонты в 1923 - 1924 гг. и 1934 - 1937 гг. Участвовал в советско-финляндской войне: обстрел укреплений противника на островах Финского залива в декабре 1939 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Рижского залива и Таллинна, перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт. Погиб 28.08.1941 г. от подрыва на мине в р-не о. Мохни.
4. УРИЦКИЙ (до 31.12.1922 г. "Забияка", с 6.03.1951 г. "Реут", с 27.12.1956 г. - "УТС-22")
Заложен в ноябре 1913 г., спущен 5.11.1914 г., вст. в строй 24.11.1915 г. 24.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря. Прошел капитальные ремонты с 23.07.1923 г. по 3.09.1924 г., с 26.11.1927 г. по 2.09.1929 г. и с октября 1938 года по 15.06.1941 г. (модернизация). 18.05.1933 г. ушел по Беломоро-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск и 5.08.1933 г. вошел в состав Северной военной флотилии. С 11.05.1937 г. входил в состав СФ. За годы время Великой Отечественной войны прошел 67 тысяч миль, выполнил 112 боевых операций, в том числе 81 конвойную, отконвоировал 370 транспортов, отразил 67 атак противника, при этом корабельной артиллерией было сбито 3 и поврежден один самолет. Эсминец отразил 44 атаки подводных лодок и повредил три из них. 28.11.1950 г. выведен из боевого состава, разоружен и 6.03.1951 г. переформирован в учебное электро-механическое судно. 27.12.1956 г. переоборудован в учебно-тренировочную станцию. В 1957 году потоплен в районе о-вов Новая Земля во время испытания оружия массового поражения. 27.01.1958 г. исключен из списков ВМФ.
5. ЭНГЕЛЬС (до 31.12.1922 г. "Десна")
Заложен в ноябре 1914 г., спущен 7.11.1915 г., вст. в строй 29.08.1916 г. 24.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря, а 11.01.1935 г. - в состав КБФ. Прошел капитальные ремонты в 1922-1925 гг. и в 1932 г. Участвовал в советско-финляндской войне: обстрел укреплений противника на островах Финского залива в декабре 1939 г. Участвовал в обороне Рижского залива и Моонзундских островов в июле-августе 1941 г. Погиб 24.08.1941 г. от подрыва на мине у м. Юминда в Финском заливе.
6. АРТЕМ (до 31.12.1922 г. "Азард", до 27.11.1928 г. "Зиновьев")
Заложен в июле 1915 г., спущен 5.06.1916 г., вст. в строй 23.10.1916 г. 21.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11.01.1935 г. - в состав КБФ. Прошел капитальные ремонты в 1923 и 1933 гг. Участвовал в советско-финляндской войне: обстрел укреплений противника на островах Финского залива в декабре 1939 г. Участвовал в обороне Рижского залива, Моонзундских островов и Таллинна. В июле-августе 1941 г. нес конвойную службу. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт. Погиб 28.08.1941 г. от подрыва на мине у о. Мохни в Финском заливе.
7. СТАЛИН (до 31.12.1922 г. и с 17.12.1946 г. "Самсон", с 16.06.1951 г. "ПКЗ-37")
Заложен 13.06.1915 г., спущен 5.06.1916 г., вст. в строй 4.12.1916 г. 21.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11.01.1935 г. - в состав КБФ. Прошел капитальный ремонт в 1925 - 1926 гг. и 1933 - 1936 гг. С 2.07 по 11.10.1936 года совершил переход из Ленинграда во Владивосток по Беломоро-Балтийскому каналу и Северному морскому пути и вошел в состав ТОФ. В августе 1938 г. участвовал в обеспечении боевых действий у озера Хасан. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал боевую деятельность подводных сил ТОФ. 17.12.1946 г. выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в несамоходное учебное судно. 16.06.1951 г. переклассифицирован в плавучую казарму, а 30.05.1956 г. исключен из списков ВМФ и передан в отдел фондового имущества для разборки на металл.
Вторая балтийская серия (тип "Гавриил")
Водоизмещение 1538 т. Размерения 98 х 9.3 х 3.7 м. ГЭУ котлотурбинная двухвальная, 31500 л.с. Скорость 28 ("Куйбышев" и "Карл Либкнехт" на испытаниях 30 - 32 узла)/16 узлов, дальность 1720 миль. Вооружение: 4 х 102 мм, 1 х 76.2 мм Лендера, 1 х 45 мм, 4 х 7.62 мм пулемета, 3 х 3 х 456 мм торп. аппарата, 2 бомбосбрасывателя, 40 мин. Экипаж 168 чел.
8. ЛЕНИН (до 31.12.1922 г. "Капитан Изыльметьев")
Заложен 29.10.1913 г., спущен 3.12.1914 г., вст. в строй 23.07.1916 г. Участвовал в февральской революции. 7.11.1917 г. вошел в состав Красного Балтийского флота. 21.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11.01.1935 г. - в состав КБФ. Прошел капитальный ремонт в 1924 - 1925 гг. В 1929 году нанес визит в Пиллау (Германия). Участвовал в советско-финляндской войне: обстрел укреплений противника на островах Финского залива в декабре 1939 г. 23.03.1940 г. выведен из боевого состава, передан в отряд учебных кораблей и переформирован в учебный эсминец. К началу Великой Отечественной войны находился на ремонте в Либаве (Лиепая) и с 22.06 по 24.06.1941 г. принимал участие в обороне города, а в ночь на 25.06.1941 г., ввиду невозможности эвакуации, был взорван экипажем. В период оккупации Латвии был поднят спасателями германских ВМС, но вновь затонул в аванпорту при попытке буксировки. Осенью 1953 г. поднят аварийно-спасательной службой КБФ и ввиду невозможности восстановления разобран на металл.
9. ВОЙКОВ (до 3.07.1919 г. "Лейтенант Ильин", до 31.12.1922 г. "Гарибальди", до 14.02.1928 г. - "Троцкий", с 26.11.1953 г. - "ПКЗ-52")
Заложен 1.06.1913 г., спущен 28.11.1915 г., вст. в строй 13.12.1916 г. 21.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11.01.1935 г. - в состав КБФ. Прошел капитальный ремонт с 15.11.1924 г. по 8.06.1926 г. и в 1933 - 1935 гг. 2.07.1936 г. убыл из Ленинграда во Владивосток и 17.10.1936 г. по Беломоро-Балтийскому каналу и Северному морскому пути прибыл на Дальний Восток и вошел в состав ТОФ. 14.08.1945 г. обеспечивал высадку десанта в Сейсин (Чхонджин) и 21.08.1945 г. - в Гензан (Вонсан), нес конвойную службу. 17.09.1945 г. награжден орденом Красного Знамени. 17.06.1949 г. исключен из состава ВМФ и 23.09.1949 г. передан Владивостокской организации ДОСФЛОТ для использования в качестве учебного корабля. 26.02.1953 г. вновь принят в состав ТОФ, разоружен и переформирован в плавучую казарму, а 30.05.1956 г. исключен из списков ВМФ. 28.08.1956 г. сдан в отдел фондового имущества и впоследствии разобран на металл.
10. ВАЛЕРИАН КУЙБЫШЕВ (до 31.03.1925 г. "Капитан Керн", до 13.02.1937 г. "Рыков")
Заложен 4.12.1913 г., спущен 27.08.1915 г., вст. в строй 15.10.1927 г. После спуска на воду законсервирован, достраивался в период с 10.12.1924 г. по 15.10.1927 г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 18.05.1933 г. убыл по Беломоро-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск и 5.08.1933 г. вошел в состав Северной военной флотилии. Прошел капитальный ремонт с 23.12.1935 г. по 22.10.1938 г. С 11.05.1937 г. входил в состав СФ. Во время советско-финляндской войны нес конвойную и дозорную службы. В период Великой Отечественной войны участвовал в обороне Заполярья, защте внутренних и внешних коммуникаций. За годы войны прошел 44 тысячи миль, отконвоировал 240 транспортов, выполнил 87 заданий командования, отразил 76 атак вражеской авиации и сбил 2 самолета. 24.07.1943 г. был награжден орденом Красного Знамени. 30.12.1955 г. выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в опытовый корабль, а 12.12.1956 г. исключен из состава ВМФ и в 1957-1958 гг. на базе "Главвторчермета" в Архангельске разобран на металл.
11. КАРЛ ЛИБКНЕХТ (до 13.07.1926 г. "Капитан Белли", с 3.04.1956 г. - "ППР-63")
Заложен 28.06.1913 г., спущен 23.10.1915 г., вст. в строй 3.08.1928 г. После спуска на воду был законсервирован и сдан в Кронштадтский порт на хранение. 3.08.1928 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 26.07.1933 г. убыл по Беломоро-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск и 21.09.1933 г. вошел в состав Северной военной флотилии. С 11.05.1937 г. входил в состав СФ. Участвовал в советско-финляндской войне: обстрел укреплений противника на п-вах Рыбачий и Средний в декабре 1939 г. Прошел капитальный ремонт с 28.10.1940 г. по 8.11.1944 г. С ноября 1944 г. по май 1945 г. участвовал в защите внутренних и внешних коммуникаций. 22.04.1945 г., находясь в охранении арктического конвоя, глубинными бомбами потопил германскую подводную лодку "U-286". В 1954 г. использовался как опытовый корабль для определения степени разрушений от подводных ядерных взрывов у о-вов Новая Земля, был поврежден, но остался на плаву. 3.06.1955 г. исключен из состава ВМФ СССР. Корпус с надстройками использован как плавпричал в устье р. Черная (Новая Земля).
Третья балтийская серия (тип "Изяслав")
Водоизмещение 1800 т. Размерения 107.1 х 9.4 х 3 м. ГЭУ котлотурбинная двухвальная, 32700 л.с. Скорость 27/16 узлов, дальность 1568 миль. Вооружение: 5 х 102 мм, 1 х 76.2 мм, 4 х 45 мм, 3 х 3 х 456 мм торп. аппарата, 2 бомбосбрасывателя, 40 мин. Экипаж 168 чел.
12. КАРЛ МАРКС (до 14.06.1915 г. "Громоносец, до 31.12.1922 г. "Изяслав")
Заложен 9.11.1913 г. (по другим данным 19.09.1913 г.), спущен 22.11.1914 г., вст. в строй 29.06.1917 г. 21.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11.01.1935 года - КБФ. Прошел капитальный ремонт с 1.11.1925 г. по 17.12.1927 г. и в 1934-1937 гг. Участвовал в советско-финляндской войне: обстрел укреплений противника на побережье Финского залива. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Финского залива, нес конвойную службу. 7.08.1941 г. в бухте Хара тяжело поврежден германской авиацей и лег на грунт. На следующий день был подорван экипажем. В 1962 - 1963 гг. по частям поднят АСС КБФ, доставлен в Таллинн и сдан на слом. Памятник погибшим на эсминце и малом охотнике №410 установлен в пос. Локса (Эстония).
13. КАЛИНИН (до 5.02.1925 г. "Прямислав")
Заложен 9.11.1913 г. (по другим данным 19.09.1913 г.), спущен 10.07.1915 г., вст. в строй 20.06.1927 г. После спуска на воду отбуксирован в Петроград. Достраивался на Балтийском заводе в Ленинграде и 20.07.1927 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря. С 11.01.1935 г. входил в состав КБФ. Прошел капитальный ремонт с 14.06.1937 г. по июнь 1941 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в минно-заградительных операциях флота в июне-августе 1941 года, обороне Финского залива и Таллинна, перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт. Погиб 28.08.1941 г. у о. Мохни в Финском заливе.
"Ушаковская" серия
Водоизмещение 1760 т. Размерения 93.3 х 9.1 х 4 м. ГЭУ котлотурбинная двухвальная, 23000 л.с. Скорость 33 ("Незаможник" на испытаниях 27.5 узла)/16 узлов, дальность 1600 миль. Вооружение: 4 х 102 мм, 1 х 76.2 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, 2 х 3 х 456 мм торп. аппарата, 2 бомбосбрасывателя, 40 мин.
14. ДЗЕРЖИНСКИЙ (до 24.11.1926 г. "Калиакрия")
Заложен 11.11.1915 г., спущен 27.08.1916 г., вст. в строй 12.11.1917 г. 18.06.1918 г. затоплен личным составом в Новороссийске во избежание захвата германскими войсками. Поднят 4.10.1925 г., отбуксирован в Николаев на капитальный ремонт и 28.08.1929 г. вошел в состав Морских сил Черного моря. Прошел капитальный ремонт в 1933 - 1934 гг. С 11.01.1935 г. входил в состав ЧФ. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя в 1941-1942 гг., осуществлял воинские перевозки в Севастополь, конвоировал транспорты с грузами и войсками. Погиб 14.05.1942 г. от подрыва на мине советского оборонительного заграждения на подходе к Севастополю, уклонившись от фарватера в условиях сплошного тумана.
15. НЕЗАМОЖНИК (до 12.06.1923 г. "Занте", до 29.04.1926 г. "Незаможный")
Заложен в мае 1916 г., спущен 3.04.1917 г. 17.03.1918 г. в недостроенном состоянии захвачен германскими войсками, а в 1920 г. уведен белогвардейцами в Одессу и там затоплен при освобождении города Красной армией. Поднят 7.09.1920 г., отбуксирован в Николаев и достроен. 7.11.1923 г. вошел в состав Морских сил Черного моря. Прошел капитальные ремонты в 1928 - 1929 гг. и в 1935 - 1936 гг. С 11.01.1935 г. входил в состав ЧФ. В 1941 - 1942 гг. участвовал в обороне Одессы, Севастополя и Кавказа, высаживал десант в Феодосию 29.12.1941 г. и прикрывал высадку десанта в Южную Озерейку 4.02.1943 г., осуществлял воинские перевозки в Севастополь и порты Кавказа. 8.07.1945 г. награжден орденом Красного Знамени. 12.01.1949 г. исключен из состава ВМФ, разоружен и переоборудован в судно-мишень.Фрагмент борта с названием эсминца сохранился в экспозиции Музея ЧФ РФ в Севастополе.
16. ЖЕЛЕЗНЯКОВ (до 5.02.1925 г. "Корфу", до 23.06.1939 г. "Петровский", с 30.12.1954 г. - "ПКЗ-62")
Заложен 6.07.1916 г., спущен 23.10.1917 г., вст. в строй 10.06.1925 г. и в этот же день вошел в состав Морских сил Черного моря. Прошел капитальный ремонт с 5.09.1930 г. по 7.06.1932 г. С 11.01.1935 г. входил в состав ЧФ. Участвовал в обороне Одессы, Севастополя и Кавказа, высаживал десант в Феодосию 29.12.1941 г., Евпаторию в феврале 1942 г. и прикрывал высадку десанта в Южную Озерейку 4.02.1943 г., осуществлял воинские перевозки в Севастополь и порты Кавказа, нес конвойную службу. 8.07.1945 г. награжден орденом Красного Знамени. С 18.12.1947 г. по 15.09.1949 г. под тем же названием входил в состав ВМС Болгарии. 8.04.1953 г. выведен из боевого состава флота, разоружен и переформирован в плавучую казарму, а 27.07.1956 г. исключен из списков ВМФ и в 1957 г. на базе "Главвторчермета" в Поти разобран на металл.
17. ШАУМЯН (до 5.02.1925 г. "Левкас")
Заложен 5.06.1916 г., спущен 23.10.1917 г., вст. в строй 10.12.1925 г. и в этот же день вошел в состав Морских сил Черного моря. Прошел капитальный ремонт с 5.10.1928 г. по 16.07.1930 г. и в 1935 г. С 11.01.1935 года входил в состав ЧФ. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя в 1941-1942 гг., высадке десанта в Феодосию 29.12.1941 г., осуществлял воинские перевозки в Севастополь, нес конвойную службу. 3.04.1942 г. в районе Геленджика в результате грубой навигационной ошибки на скорости 18 узлов выскочил на камни, пробил днище и лег на грунт. Снять корабль с мели не удалось и 3.06.1942 г. после разоружения он был исключен из состава ВМФ и впоследствии разрушен штормами и авиацией противника. После войны разобран на металл.
Дополнительная информация в разделе "Корабли первой мировой - эсминцы"