Крейсер "Чапаев", "Железняков", "Куйбышев", "Фрунзе", "Чкалов"
Тип "Чапаев" - 5 единиц
Силуэт крейсера типа ''Чапаев''
Водоизмещение стандартное 11130 т, полное 14100 т. Размерения 199 х 18.7 х 6.9 м. ГЭУ котлотурбинная, двухвальная, 124000 л.с. Скорость 32.5/17 узлов, дальность 6300 миль. Бронирование: главный пояс 20 - 100 мм, палуба 20 - 50 мм, башни главного калибра 175 мм, боевая рубка 30 - 130 мм, вес брони 2910 т. Вооружение: 4 х 3 х 152/57 мм, 4 х 2 х 100/56 мм, 14 х 2 х 37/67.5 мм, 2 х 5 х 533 мм торп. аппарата (впоследствии демонтированы), 132 мины образца 1908 г., или 76 мин образца 1926 г., или 68 мин "КБ". Проектом предусмотрены 2 гидросамолета (не устанавливались). Экипаж 1184 человека.
К началу Великой Отечественной войны не были достроены, после ее окончания достраивались по откорректированному проекту 68К.
Силуэт крейсера типа ''Чапаев'' 1. ЧАПАЕВ (СФ)
Заложен 8.10.1939 г. (Балтийское объединение, Ленинград). Спущен 28.04.1941 г. Прекращен постройкой 10.09.1941 г., корпус законсервирован. Продолжен постройкой после Великой Отечественной войны. Вступил в строй 16.05.1950 г. (по другим данным 27.05.1950 г.). С 19.09.1950 г. в составе 4-го ВМФ, с 30.07.1951 г. в составе СФ. 18.04.1958 г. переклассифицирован в учебный легкий крейсер. Разоружен и перестроен в плавучую казарму 6.02.1960 г., с 29.10.1960 г. - "ПКЗ-25". Исключен из списков 12.04.1963 г. Разделан на металл на базе Главвторчермета в Мурманске в 1964 г.
2. ЖЕЛЕЗНЯКОВ (СФ, КБФ)
Заложен 31.10.1939 г. (завод им. Марти ("Судомех"), Ленинград). Спущен 25.07.1941 г. Прекращен постройкой 10.09.1941 г., корпус хранился в резерве. Продолжен постройкой после Великой Отечественной войны. Вступил в строй 19.04.1950 г. (по другим данным 29.07.1950 г.). С 7.09.1950 г.в составе 4-го ВМФ, с 30.07.1951 г. - в составе СФ. С 14.10.1957 по 5.08.1961 г. в ремонте в Ленинграде. 18.04.1961 г. переклассифицирован в учебный легкий крейсер. С 28.05.1973 г. в составе КБФ. Исключен из списков 21.10.1975 г. В конце 70-х гг. разделан на металл на базе Главвторчермета в Лиепае.
3. КУЙБЫШЕВ (ЧФ)
Заложен 31.08.1939 г. (завод им. 61 Коммунара, Николаев). Спущен 31.01.1941 г. Прекращен постройкой летом 1941 г., отбуксирован в Поти и 14.08.1941 г. поставлен на хранение. Продолжен постройкой после Великой Отечественной войны. Вступил в строй 20.04.1950 г. (по другим данным 29.07.1950 г.). С 6.08.1950 г в составе ЧФ. 18.04.1958 г. переклассифицирован в учебный легкий крейсер. Исключен из списков 24.04.1965 г. Разделан на металл на базе Главвторчермета в Севастополе.
4. ЧКАЛОВ (КБФ, с 29.10.1958 г. - "Комсомолец")
Заложен 31.08.1939 г. (Балтийское объединение, Ленинград). Прекращен постройкой 10.09.1941 г. , корпус поставлен на хранение. Продолжен постройкой после Великой Отечественной войны. Спущен 25.10.1947 г. Вступил в строй 25.10.1950 г. С 22.04.1951 г. в составе 8-го ВМФ. С 24.12.1955 г. в составе КБФ. Переклассифицирован в учебный легкий крейсер 18.04.1958 г. Исключен из списков 27.09.1979 г. Разделан на металл на базе Главвторчермета в Лиепае в 1980 г.
5. ФРУНЗЕ (ЧФ)
Заложен 29.08.1939 г. ( завод им А.Марти (Черноморский судостроительный), Николаев). Спущен 30.12.1940 г. Прекращен постройкой летом 1941 г., корпус отбуксирован в Поти и 9.08.1941 г. поставлен на хранение. Продолжен постройкой после Великой Отечественной войны. Вступил в строй 19.12.1950 г. (по другим данным 28.03.1951 г.). С 8.04.1951 г. в составе ЧФ. Переклассифицирован в учебный легкий крейсер 18.04.1958 г. Исключен из списков 6.02.1960 г. Разделан на металл на базе Главвторчермета в Севастополе в 1960 - 1961 гг.
В Николаеве были заложены еще два крейсера "Орджоникидзе" и "Свердлов" , но они были разобраны на металл во время немецко-фашистской оккупации.