Тип "Щ”
V-бис-2 серия
Водоизмещение 584/700 т. Размерения 58.75 х 6.2 х 4.06 м. Дизели 1370 л.с., эл. моторы 800 л.с. Скорость 12.3/8 узлов, дальность 5250/104 мили, глубина погружения 90 м.. Вооружение: (4+2) х 533 мм торп. аппарата , 2 х 45 мм. Экипаж 39 чел.
30. Щ-121 "Зубатка” (с 10.06.1949 г. "С-121")
Заложена 20.12.1933 г., спущена 26.08.1934 г., вст. в строй 30.04.1935 г. и вошла в состав ТОФ. Исключена из состава ВМФ СССР 26.06.1954 г.
31. Щ-122 "Сайда” (с 10.06.1949 г. "С-122")
Заложена 22.12.1933 г, спущена 29.08.1934 г., вст. в строй 30.04.1935 г. и вошла в состав ТОФ. Участвовала в войне с Японией, встреч с противником не имела. Исключена из состава ВМФ СССР 26.06.1954 г.
32. Щ-123 "Угорь” (с 10.06.1949 г. "С-123")
Заложена 20.12.1933 г., спущена 26.08.1934 г., вст. в строй 30.04.1935 г. и вошла в состав ТОФ. Участвовала в войне с Японией. 19.08.1945 г., находясь в позиционном положении, была атакована японской ПЛ, однако погружаясь на циркуляции, уклонилась от торпед. Исключена из состава ВМФ СССР 26.06.1954 г.
33. Щ-124 "Палтус” (с 10.06.1949 г. "С-124")
Заложена 22.12.1933 г., спущена 29.12.1934 г., вст. в строй 23.11.1935 г. и вошла в состав ТОФ. Исключена из состава ВМФ СССР 26.06.1954 г.
34. Щ-125 "Муксун” (с 10.06.1949 г. "С-125", с 15.09.1953 г. "КБП-32", с 12.01.1957 г. "УТС-62")
Заложена 20.12.1933 г., спущена 26.08.1934 г., вст. в строй 23.05.1936 г. и вошла в состав ТОФ. 17.08.1953 г. выведена из боевого состава и переформирована в КБП. 12.01.1957 г. переклассифицирована в УТС. 17.09.1971 г. исключена из состава ВМФ СССР.
35. Щ-204 "Минога”
Заложена 15.06.1934 г., спущена 31.12.1934 г., вст. в строй 9.01.1936 г. и вошла в состав ЧФ. 25.11.1941 г. заняла позицию у Варны, на связь не выходила и в назначенный срок в базу не возвратилась. По одной из версий обнаружена 6.12.1941 г. и атакована болгарскими сторожевыми катерами "Беломорец” и "Черноморец”, тяжело повреждена глубинными бомбами, всплыла и потоплена артиллерийским огнем, однако по другим данным указанные катера в это время находились в ремонте. По другой версии была повреждена болгарским самолетом, а затем подорвалась на мине.
36. Щ-205 "Нерпа” (с 16.06.1949 г. "С-205")
Заложена 5.01.1934 г., спущена 6.11.1934 г., вст. в строй 24.12.1936 г. и вошла в состав ЧФ. 18.05.1942 г. потопила турецкий транспорт "Дуатепе” (128 брт) и неопознанную шхуну артиллерийским огнем. 23.05.1942 г. потопила турецкий транспорт "Sefak" (330 брт). В июне 1942 г. совершила один рейс в осажденный Севастополь, доставив туда 29 т боеприпасов, 1,5 т продовольствия, 17 т бензина и эвакуировав 50 человек. С осени 1942 г. в боевых действиях не участвовала. 1.03.1943 г. удостоена гвардейского звания. Исключена из состава ВМФ СССР 11.09.1954 г.
В авгусье 2003 г. транспорт "Sefak" был обследован подводной экспедицией клуба "Нептун-Про" из г. Тольятти. В 20 м от правого борта обнаружена часть торпеды советского производства. Судя по обломкам судна взрыв произошел в центральной его части. Данные любезно сообщил участник экспедиции А.В.Елкин.
37. Щ-206 "Нельма”
Заложена 5.01.1934 г., спущена 1.02.1935 г., вст. в строй 1.10.1936 г. и вошла в состав ЧФ. Выйдя в поход 22.06.1941 г., больше на связь не выходила и в назначенное время в базу не вернулась. По одной из версий потоплена 9.07.1941 г. румынскими кораблями: миноносцем "Налука”, канонерской лодкой "Стихи" торпедными катерами "Вителия” и "Вискулул”. Версия потопления "Щ-206” 26.06.1941 г. советским эсминцем "Сообразительный”, сопровождавшим лидер "Харьков” после обстрела Констанцы представляется маловероятной.
38. Щ-207 "Касатка” (с 16.06.1949 г. "С-207", с 6.10.1954 г. "КБП-43", с 12.01.1957 г. "УТС-36")
Заложена 5.01.1934 г., спущена 25.03.1935 г., вст. в строй 18.12.1936 г. и вошла в состав ЧФ. С весны 1943 г. в боевых действиях не участвовала. Выведена из боевого состава 11.09.1954 г. и переформирована в КБП. 12.01.1957 г. переклассифицирована в УТС. 16.07.1957 г. исключена из списков ВМФ СССР и в том же году передана спецполигону ВВС на Каспийском море для использования в качестве мишени.
39. Щ-306 "Пикша”
Заложена 6.11.1933 г., спущена 1.08.1934 г., вст. в строй 17.08.1935 г. и вошла в состав КБФ. Погибла после 12.11.1942 г. от подрыва на мине. Согласно послевоенным данным в районе действий "Щ-306” потоплен транспорт "Эльбинг IX” (467 брт), и получили повреждения еще два судна, однако нельзя однозначно утверждать, что это результат действий именно этой подводной лодки. .
40. Щ-307 "Треска” (с 16.05.1949 г. "ПЗС-5")
Головная в серии V-бис-2. Заложена 6.11.1933 г. , спущена 1.08.1934 г., вст. в строй 17.08.1935 г. и вошла в состав КБФ. 30.07.1941 г. в р-не Либавы (Лиепая) потопила германскую ПЛ "U-144". В августе 1941 г. обеспечивала перебазирование флота из Таллинна в Кронштадт в составе отряда прикрытия. 26.10.1942 г. потопила транспорт "Бетти Х" (2478 брт). 27.10.1942 г. была атакована финской ПЛ "Ику-Турсо”, однако, несмотря на доклад командира финской ПЛ о победе, благодаря умелым действиям командира и экипажа осталась неповрежденной. 16.10.1944 г. предположительно потопила два транспорта (ок. 6000 и 8000 брт, соответственно, данные не подтверждены противной стороной), 9.01.1945 г. - одиночный транспорт (данные не подтверждены). 16.01.1945 г. потопила транспорт "Генриетта Шульте" (1923 брт). 6.03.1945 г. награждена орденом Красного Знамени. 23.04.1948 г. выведена из боевого состава и переформирована в ПЗС, а 8.04.1957 г. исключена из списков судов ВМФ СССР и в мае 1957 г. разделана на металл. Рубка сохранялась до 1994 г. в качестве паямятного знака на территории воинской части в Лиепае затем была доставлена в Москву и впоследствии разделана на металл.
41. Щ-309 "Дельфин”
Заложена 6.11.1933 г., спущена 10.04.1934 г., вст. в строй 20.11.1935 г. и вошла в состав КБФ. Участвовала в советско-финляндской войне. 12.09.1942 г. потопила лесовоз "Бонден" (695 брт). 1.03.1943 г. удостоена гвардейского звания. 10.11.1944 г. потопила транспорт "Карл Корде" (903 брт), 7.12.1944 г. - транпорт "Норденхам" (4592 брт) и 23.02.1945 г. - транспорт "Гетинген" (6267 брт). Исключена из состава ВМФ СССР 3.03.1949 г. и в октябре 1949 г. разделана на металл в Лиепае.
42. Щ-310 "Белуха” (с 9.06.1949 г. "С-310")
Заложена 6.11.1933 г., спущена 10.04.1935 г., вст. в строй 21.08.1936 г. и вошла в состав КБФ. Участвовала в советско-финляндской войне. 29.09.1942 г. потопила транспорт "Франц Рудольф" (1419 брт). Тяжело повреждена 9.10.1942 г. при подрыве на мине, однако самостоятельно дошла до базы и стала в ремонт до лета 1943 г. Летом 1944 г. получила на вооружение ГАС "Дракон-129”. 6.10.1944 г. потопила транспорт в р-не Виндавы (тоннаж не установлен, данные не подтверждены противной стороной), 8.10.1944 г. потопила землечерпалку "Баггер 3" (400 брт) и транспорт "RO-24" (4499 брт), 14.10.1944 г. потопила крупный транспорт (тоннаж не установлен, данные не подтверждены противной стороной), 21.12 и 30.12.1944 г. потопила два транспорта (несмотря на контратаки подводной лодки эскортными кораблями оба эпизода не подтверждаются противной стороной). 7.01.1945 г. добилась двух попаданий в судно противника (объект атаки и результат не установлены). 6.03.1945 г. удостоена гвардейского звания. 27.03 и 14.04.1945 г. атаковала суда противника (предположительно успешно: наблюдались взрывы, лодку преследовали корабли охранения, - однако подтверждения противной стороны нет). Исключена из состава ВМФ СССР 17.08.1953 г. и впоследствии разделана на металл.
43. Щ-311 "Кумжа”
Описание конструкции (подводная лодка У-БИС-2 серии)
Корпус
Прочный корпус подводных лодок типа «Щ» длиной 43,0 м располагался между 14 и 75 шп., расстояния между которыми были неодинаковы: от 14 до 16-500 мм, от 16 до 64-750 мм, от 64 до 75—500 мм. На протяжении от 22 до 63 шп. он представлял собой трубу с круговыми сечениями. В районе от 14 до 22 и от 63 до 75 шп. сечения прочного корпуса имели эллиптическую форму, причем носовые — с вертикальной главной осью, кормовые - с горизонтальной. Наибольший диаметр прочного корпуса у мидель-шпангоута — 4,38 м. Обшивка прочного корпуса выполнялась из листов стали толщиной 13,5-мм, наложенных в продольном направлении и соединенных по пазам внакрой, а по стыкам соединенных планками. По пазам шел трехрядный шахматный заклепочный шов, по стыкам - двухрядный.
Прочный корпус был рассчитан на наружное давление в 9 атм, соответствующее глубине около 90 м. Впрочем, в годы войны «щуки» погружались и на большие глубины. Так, Щ-405 в августе 1941 года случайно «нырнула» на глубину 125 м, Щ-402 в октябре того же года — на 115 м. С носа и с кормы прочный корпус ограничивали водонепроницаемые плоские переборки клепаной конструкции толщиной 16 мм. Трубы торпедных аппаратов были связаны с переборками дифферентных цистерн и составляли часть конструкции прочного корпуса.
Шесть сварных переборок разделяли прочный корпус на семь отсеков. Обделочные угольники приклепывались как к его обшивке, так и к переборкам; крепление балок к обшивке — на сварке. Переборка 22 шп. - из 44-мм листов в средней части и 11-мм по краям - подкреплялась вертикальными стойками и цепным ящиком. Остальные переборки имели толщину 11 мм (рассчитаны на давление 2 атм), а образующие центральный пост - 14 мм (рассчитаны на 6 атм с обеих сторон).
Непотопляемость лодок в надводном положении, для случаев плавания без топлива, в бортовых балластных цистернах обеспечивали 7 водонепроницаемых отсеков. При повреждении любого отсека прочного корпуса с прилегающей к нему бортовой цистерной с одного борта (за исключением шестого отсека), а также при повреждении одной из концевых цистерн лодка могла оставаться на поверхности с положительной остойчивостью и сохранять ход. Непотопляемость при аварии в подводном положении не обеспечивалась.
Прочная рубка располагалась между 40— 44 шп. и была выполнена из маломагнитной стали в виде цилиндра с внутренним диаметром 1700 мм. Корпус рубки был составлен из двух 12-мм листов, соединенных между собой угольниками с прокладками между ними из парусины на сурике. Крыша рубки — сферическая, с радиусом сферы 1770 мм из листов толщиной 16 мм; в ней имелось отверстие диаметром 650 мм для комингса входного люка.
Надстройка проходила по всей длине лодки; ее наибольшая ширина— 1750 мм, высота в районе расположения цилиндрической части прочного корпуса - 750 мм. Толщина бортовых листов и верхней палубы надстройки — 3 мм, расстояние между шпангоутами — 500 мм.
Для быстрого заполнения надстройки водой при погружении ее борта от 22 до 31 шп. в носовой части и от 58 до 70 шп. в кормовой не доходили до прочного корпуса на 5 мм, образуя нечто вроде постоянно открытых продольных шпигатов. Вентилирование надстройки при заполнении ее водой осуществлялось через большое количество просверленных отверстий в палубе.
Волнорезные щиты носовых торпедных аппаратов (верхние длиной 3040 мм, нижние 2790 мм) делались из 8-мм стали. Из-за особенностей конструкции носовой части волнорезные щиты на «щуках» в годы войны ломались чаще, чем на лодках других типов. Бывало, что из-за их заклинивания приходилось досрочно покидать позицию. На тихоокеанских и североморских лодках щиты сняли, в результате надводная скорость упала примерно на 2 уз., а подводная - на 0,5.
Киль коробчатого сечения из 10-мм листов, приклепанных к прочному корпусу угольниками, располагался в средней части корпуса (14-69 шп.) и служил для усиления ее продольной прочности, а также для постановки лодки на кильблоки при доковании. Для увеличения остойчивости субмарины в киль укладывался переносной твердый балласт (обычно чугунные чушки) общим весом до 37 т.
В целях уменьшения сопротивления воды при подводном ходе прочная рубка имела легкое ограждение из 3-мм листов стали. Палуба ограждения, устроенная на уровне комингса рубочного люка, служила ходовым мостиком при надводном плавании — там были установлены магнитный компас и пост управления вертикальным рулем.
В корму от рубки в ограждении находились надводный гальюн и помещение для боцманского имущества. Свободное заполнение и осушение ограждения при погружении и всплытии обеспечивали отверстия в его боковых стенках и в палубе. В районе расположения кормового орудия фальшборт ограждения имел части, откидывающиеся с помощью ручной лебедки. В опущенном положении они служили площадкой для орудийного расчета. На отдельных лодках уже в ходе войны их сняли и заменили круглой площадкой с леерами или с постоянными трубчатыми релингами.
Подводный и надводный якоря выбирались электрическим шпилем. Надводный якорь Холла весил 600 кг, подводный грибовидный -1000 кг.
Система погружения и всплытия
Внутри прочного корпуса располагались цистерны: дифферентные носовая (между 14 и 15 шп.) и кормовая (73—75 шп.), торпедоза-местительная (17-20 шп.), провизионная (20-22 шп.), топливные № 1-4 (24-31, 31-37, 45-49, 49—55 шп. соответственно), уравнительная (41-44 шп.), быстрого погружения (43-45 шп.), пресной питьевой воды (39-42 и 69-73 шп.), замещения снарядов (37-39 шп.), масляные основная (55-60 шп.), расходная (51-53 шп.), сточная (49-51 шп). Большая часть цистерн главного балласта располагалась в булях. Палубные цистерны (на 33-39 и 47-57 шп.) в процессе капитальных ремонтов были ликвидированы.
Для всплытия служила система, состоящая из воздухопроводов высокого (аварийное продувание) и низкого давления с арматурой из красной меди (Следует отметить, что в тех местах, где красно-медные трубы пролегали вблизи стальных листов обшивки, образовывалась гальваническая пара, способствовавшая интенсивной коррозии. Для борьбы с этим явлением между медью и сталью стали вставлять цинковые пластины-протекторы, но это удавалось сделать не всегда. Вообще же срок службы красномедных трубок не превышал 1,5 года.). Нормальное всплытие подводной лодки осуществлялось следующим образом. При состоянии моря до 4 баллов сначала полностью продувалась воздухом ВД средняя цистерна; при этом рубка с люком выходила из воды почти целиком, а вся верхняя палуба -примерно на 0,5 м от поверхности воды; рубочный люк достаточно высоко отстоял от уровня воды. При состоянии моря свыше 4 баллов, одновременно с продуванием средней цистерны частично продувались воздухом ВД концевые балластные цистерны № 1 и 6. Остальной главный балласт продувался сжатым воздухом НД, подаваемым дизелем, который в этом случае служил компрессором и приводился во вращение главным электродвигателем. О полном продувании цистерн командир подводной лодки судил по выходу воздушных пузырей в районе расположения кингстонных выгородок соответствующих балластных цистерн. Быстрое всплытие подводной лодки осуществлялось только при авариях и в других экстремальных ситуациях. В этом случае воздухом ВД продувались все цистерны главного балласта и средняя.
Воздух высокого давления на лодке предназначался для следующих целей; аварийного продувания балластных цистерн, стрельбы торпедами из торпедных аппаратов, подачи воздуха в отсеки для спасательных целей, пуска дизелей и для выключения муфт «Бамаг», продувания решеток приемных кингстонов балластной магистрали, получения воздуха среднего давления. Полный запас ВВД составлял 4758 л при давлении в 200 атм; он хранился в 61 баллоне емкостью по 78 л каждый. Для пополнения расхода воздуха на лодке имелось два компрессора высокого давления типа К-7 производительностью 6 л в минуту при давлении 255 атм. Но в эксплуатации они оказались весьма ненадежными и часто выходили из строя.
Воздухопровод среднего давления обслуживал в основном вспомогательные устройства. Он был собран из труб красной меди с бронзовой арматурой и брал свое начало в четвертом отсеке от магистрали ВВД.
Об эксплуатационных характеристиках системы всплытия можно судить по результатам испытаний подводной лодки Щ-204 У-бис-2 серии. Режим двигателей: число об/мин — 200, крен при продувании — до 6° на оба борта, время продувания — 11 мин (бортовые балластные цистерны № 3 и 4 с топливом продуванию не подлежали). При 300 об/мин (обоих двигателей): крен -до 2°, время продувания -4 мин. При 320 об/мин (оба двигателя): крена не наблюдалось, время-3 мин. Повышение до 415 об/мин (оба двигателя): крена не наблюдалось, продувание - около 2 мин.
Из этого следует, что при продувании балласта при малом числе оборотов не исключалась возможность возникновения большого крена. В свежую погоду продувание балласта подводной лодки, даже при больших числах оборотов двигателей, без хода было затруднено. В таких случаях эта процедура производилась на ходу: один электродвигатель работал на винт (подводная лодка движется против волны), а другой вращал дизель на больших оборотах и продувал балласт. Возможен и режим продувания, когда главные гребные электродвигатели при включенных муфтах «Бамаг» работали на винт и подводная лодка шла против волны. При числе оборотов около 200 об/мин продувание происходило почти без крена и занимало примерно 10 мин.
Осушительные средства на лодках типа «Щ» У-бис-2 серии общей производительностью 280 т/ч состояли из двух трехпоршневых помп ТП-15 завода «Борец» (общая производительность— 15 т/ч при противодавлении 9 атм). Водоотливные средства — один турбонасос Р-130, установленный в центральном посту(производительность — 250 т/ч, при параллельном соединении крылаток и противодавлении 9 м вод. ст. и 25 т/ч, при последовательном соединении крылаток при противодавлении 9 атм).
Время заполнения цистерн главного балласта составляло 32 с. Время их продувания воздухом НД при всплытии из позиционного положения в надводное — 4 мин при 340 об/мин дизеля.
По оценкам военного времени, система погружения подлодок типа «Щ» (кроме Х-бис серии) не обеспечивала быстрого ухода под воду из-за малого объема цистерны быстрого погружения. Командирам приходилось принимать балласт и в уравнительную цистерну.
Энергетическая установка
Подводные лодки типа «Щ» оснащались двумя бескомпрессорными восьмицилиндровыми четырехтактными дизелями 38-В-8 постройки Коломенского машиностроительного завода. Нормальная (она же и максимальная) мощность каждого двигателя - 685 л.с. при 600 об/мин. Диаметр цилиндра — 280 мм, ход поршня — 380 мм, расход топлива при полной мощности на 1 л.с./ч — 175...185 г. Характерной особенностью двигателя был малый удельный вес — 16 кг/л.с. К его недостаткам можно отнести излишнюю чувствительность к качеству смазки головных подшипников (при несоблюдении этого требования быстро происходил задир поршней цилиндров) и сильную коррозию рабочих втулок.
В зависимости от решаемой задачи лодка могла иметь нормальный или усиленный запас топлива. Нормальным считалось количество топлива в цистернах прочного корпуса — 29,6 куб. м, что приблизительно соответствовало весу 26 т. Усиленным - количество топлива, принятого в бортовые балластные цистерны № 3 и 4 плюс нормальный запас, то есть 70,9 куб. м, или 62-64 т.
При нормальном запасе топлива наибольшая надводная скорость составляла 12,3 уз. Дальность плавания без зарядок 1280 миль. При экономической надводной скорости 9 уз. дальность плавания без зарядок достигала 2280 миль. Каждая полная зарядка аккумуляторной батареи сокращала дальность плавания: в первом случае на 55 миль, во втором -на 90. При усиленном запасе топлива наибольшая надводная скорость снижалась до 12 уз., экономическая — до 8. Дальность плавания (без зарядок) равнялась 2880 и 5250 милям соответственно. Средняя подводная скорость в продолжение одного часа составляла 8 уз., дальность плавания — 8 миль. Экономическая подводная скорость — 2,55 уз. обеспечивала дальность плавания 104 мили.
Главные гребные электродвигатели постоянного тока марки ПГВ завода «Электросила» одноякорные, реверсивные, с часовой мощностью 400 л.с. при 450 об/мин. Они работали на винт, служили в качестве генераторов для зарядки аккумуляторной батареи и вращали дизели при продувании балласта.
Аккумуляторная батарея состояла из 112 элементов типа КСМ-2, разбитых на две группы. Элементы в каждой группе соединялись последовательно; сами группы при стоянке лодки в базе между собой соединялись параллельно, а для дачи полного хода - последовательно. Вентилирования каждого аккумулятора -индивидуальное. В годы войны эта система как не оправдавшая себя переделывалась на общеямовую. Время зарядки: из полностью разряженного состояния — 12—14 ч, из среднеразряженного — 9 ч. Стремление командиров лодок плавать с полностью заряженной батареей приводило к многочисленным подзарядкам, при которых батарея постоянно перегревалась, и срок ее эксплуатации сокращался.
Гребной винт — трехлопастный, бронзовый. Его диаметр — 1260 мм, шаг — 970 мм, вес — 225 кг. В процессе эксплуатации выяснилось, что кромки лопастей слишком тонкие, легко загибаются, получают трещины и ломаются.
Для управления лодкой по курсу и глубине служили вертикальный руль полубалансирного типа (площадь пера 4,2 кв.м) и две пары балансирных горизонтальных рулей (носовые 4,14 кв.м, кормовые 4,52 кв.м). Управление первым — от винтового привода Дэвиса, вращаемого электромотором, или ручное из седьмого отсека. Наибольший угол перекладки 35°. Наибольшие углы перекладки вторых — 20° (носовые) и 25° (кормовые). Передача от электродвигателей — валиковая, ручное управление — из центрального поста. Необходимо отметить, что электропривод горизонтальных рулей оказался весьма шумным, а ручной привод требовал больших усилий для перекладки. Зачастую это вынуждало личный состав отказываться от использования ручного привода даже в тех случаях, когда лодка преследовалась противником.
Диаметр циркуляции на полном надводном ходу — около 295 м. Устойчивость держания глубины при любой скорости, начиная с 2 уз., — 0,3 м. Лодки типа «Щ» могли плавать в мелко разбитом льду. Время перекладки рулей на полном ходу при электрическом управлении от среднего положения в любое крайнее: для вертикального руля— 15 с, для горизонтальных рулей- 10...13 с. Задний ход осуществлялся только главными электродвигателями.
Вооружение
Главное вооружение субмарины - шесть стальных торпедных аппаратов, установленных в плоскостях, параллельных диаметральной.
Полная длина аппарата - 7520 мм, внутренний диаметр трубы по направляющим — 536 мм. Расстояние между осями носовых аппаратов — 1350 мм, кормовых- 1240 мм. Стрельба производилась сжатым воздухом. Время приемки торпед 4,5—5 ч, подготовки повторного залпа - от 3 ч 20 мин до 4 ч. С 1939 года лодки начали оснащать системой беспузырной торпедной стрельбы (БТС). Принцип ее действия заключался в автоматическом перепуске выталкивающего торпеду воздуха высокого давления внутрь прочного корпуса после прохождения торпедой 2/3 длины торпедной трубы. Когда же давление в трубе падало до величины забортного, вода полностью заполняла трубу, а через нее и торпедозаместительную цистерну. В боевых условиях эта излишне сложная система часто давала сбои. Если появления воздушного пузыря на поверхности, как правило, удавалось избежать, то заполнение торпедозаместительной цистерны и восстановление нормальной плавучести происходило обычно уже после того, как нос или рубка лодки показывались на поверхности. На немецких подлодках торпеды выталкивались специальным поршнем, который приводился в движение сжатым воздухом, травившимся из трубы внутрь лодки. При такой системе угрозы выхода воздуха на поверхность не существовало.
«Щуки» вооружались 10 торпедами: 6 в аппаратах и 4 запасных на стеллажах во втором отсеке. Первоначально это были 533-мм торпеды типа 53-27 (первая цифра - калибр в см, вторая — год принятия на вооружение), разработанные в Остехбюро. В зависимости от типа они имели вес 1675 или 1725 кг (вес ВВ 200 или 250 кг), скорость 43,5 уз. и дальность хода 3700 м. Основной недостаток торпед 53-27 - плохая герметичность и невыдерживание режима движения по глубине, поэтому с началом войны на ЧФ их полностью запретили к применению, а на остальных флотах использовали весьма ограниченно(при установке глубины не менее 3 м). На смену им еще в 1938 году приняли торпеду 53-38, являвшуюся копией закупленной в Италии в 1930 году «фиумской» торпеды 53F. Новая торпеда при почти такой же длине, как 53-27 (7200 и 7150 мм соответственно), имела вес 1615кг (вес ВВ 300 кг) и скорость 44,5 уз. при дальности 4000 м (также имелся режим 34,5 уз. — 8000 м или 30,5 уз. - 10 000 м, но он на ПЛ практически не применялся). Именно эта торпеда на «щуках» в годы Великой Отечественной была основной. Поступившие на вооружение уже в ходе войны торпеды типов 53-38У, 53-39 и электроторпеда ЭТ80 на лодках типа «Щ» не использовались из-за габаритных ограничений.
Поскольку производство торпед 53-27 разворачивалось фактически одновременно со строительством первых «щук», конструкторы предусмотрели возможность стрельбы старыми торпедами типа 45-10/15 -для этого служили устанавливаемые внутрь торпедных труб решетки. Вскоре торпеды данного типа сняли с вооружения, но в 1936 году им на смену пришли другие - типа 45-36Н, также сконструированные на основе итальянского прототипа: длина 5700 (6000 мм) (В скобках приведены данные для торпеды 45-36НУ с увеличенным боевым зарядным отделением), вес 935 (1028) кг, вес ВВ 200 (285 кг) и скорость 41 уз. при дальности 3000 м; имелся и 32-узловой режим — 6000 м. В начале войны торпеды типа 45-36Н применялись на «щуках» ограниченно, но потом стали использоваться все чаще. К началу 1945 года нормальный боекомплект балтийских подлодок III - V серий состоял из восьми торпед 53-38 и четырех 45-36Н. Несмотря на увеличение боекомплекта, разнотипность торпед затрудняла их применение, поскольку из-за различия в скоростных характеристиках их нельзя было использовать в одном залпе. Кроме того, из-за нехватки торпед с 1944 года «щукам» приходилось снова брать неудачные 53-27.
Первоначальное артиллерийское вооружение «щук» - два 45-мм полуавтомата 21-К. Горизонтальный угол обстрела каждого орудия - 280°, снижения - 10°, возвышения -85°, вес фугасного снаряда — 1,41 кг, начальная скорость - 760 м/с. Дальность стрельбы: горизонтальная - 50 кбт, по высоте - 4500 м. Скорострельность - около 25-30 выстр./мин. Боезапас - 500 патронов на ствол. Для первых выстрелов возле полуавтомата устанавливался герметичный кранец на 15 патронов. В средней части мостика имелись два вертлюга для съемных пулеметов М-1 «максим» (запас патронов к ним и к пяти винтовкам Мосина — 24 000 штук). Кроме того, на лодке имелось 27 револьверов.
Артиллерийское вооружение «щук» изначально вызывало у моряков нарекания. Переделанный из знаменитой 45-мм противотанковой пушки полуавтомат 21-К как зенитное орудие отличался крайне низкими боевыми характеристиками. Да и возможности в борьбе с надводными целями у него были весьма скромными. Так, например, в ходе советско-финляндской войны для потопления в почти полигонных условиях 379-тонного эстонского судна «Кассари» Щ-323 затратила 152 снаряда, Щ-311 для уничтожения 484-тонного «Фенриса» - 127. Дело в том, что 45-мм фугасный снаряд имел всего 360 г взрывчатого вещества и не мог нанести судну фатальных повреждений. Любопытно, что, вернувшись из боевого похода в начале июня 1942 года, командир Щ-214 В.Я. Власов (потопил три болгарских шхуны) предложил заменить 45-мм орудия... обычными ранцевыми огнеметами! Несколько лучшие результаты имела стрельба бронебойно-зажигательными снарядами, но в целом 45-мм пушка продемонстрировала совершенно неудовлетворительные боевые качества. Потому не случайно, что еще до начала Великой Отечественной войны некоторые «щуки» X серии Черноморского флота стали получать вместо кормового 45-мм орудия 12,7-мм пулемет ДШК.
Поиск новой артсистемы для «щук» велся с конца 1930-х. В ноябре 1939 года возглавляемое В.Г. Грабиным ОКБ № 92 в инициативном порядке начало разрабатывать лодочную 76-мм неуниверсальную пушку Ф-35. Ее качающаяся часть была заимствована от дивизионной пушки Ф-22 с длиной ствола 50 (реально 51,3) калибров. Максимальный угол возвышения ствола - 36°, вес снаряда - 6,2 кг, начальная скорость — около 700 м/с, скорострельность — 12 выстр./мин; общая масса артустановки— 0,79 т, расчет — 4 человека. Единственный экземпляр Ф-35 был установлен на черноморской Щ-204, прошел успешные испытания в начале 1941 года и погиб вместе с ней. По версии, изложенной в мемуарах В.Г. Грабина, решение отказаться от новой пушки принял маршал Г.И. Кулик, старавшийся не загружать артиллерийские заводы выполнением «лишних» флотских заказов.
Последней применявшейся на «шуках» артсистемой стал 25-мм зенитный автомат 84-КМ, установленный на черноморской Щ-215, по-видимому, летом 1943 года. Данных об эксплуатации этого орудия пока найти не удалось, известно лишь, что к августу 1944 года оно на лодке либо отсутствовало, либо находилось в нерабочем состоянии.
Установленный на части лодок сетепрорезатель «Сом» представлял собой систему резаков (четыре на форштевне, два на баке линейновозвышенно и по одному с каждого борта), а также систему оттяжек, предохранявших выступающие части лодки от попадания тросов сетевых заграждений. Практика не подтвердила полезность этого устройства, и его постепенно демонтировали, закрыв пилу на форштевне металлическими листами.
Накануне войны на вооружение был принят прибор «Краб» - индивидуальный охранитель подводных лодок от сетей и минрепов якорных мин. Он устанавливался на кронштейнах по обеим сторонам ограждения рубки. Это был пневматический резак, автоматически перекусывающий попавший в него трос. До начала войны «крабы» установили на черноморских Щ-209, Щ-212 и Щ-213. 30 ноября 1941 года Щ-209 с его помощью подсекла якорную мину, но 19 января 1942 года эта же лодка чуть не погибла, захватив «Крабом» минреп плавающей мины. Прибор не сработал, и командиру лодки с трудом удалось освободиться от смертоносной находки. Постоянной бедой этого устройства являлось травление сжатого воздуха через сальники, из-за чего его часто выключали.
Средства наблюдения, навигации и связи
Подводные лодки типа «Щ» оснащались двумя перископами: командирским (ПА) и зенитным (ПЗ), которые изначально имели длину 7,5 м. Начиная с X серии применялись 9-метровые перископы. Их же получали в ходе капитальных ремонтов и лодки более ранних выпусков. Высота головок перископов от ватерлинии составляла соответственно 7,3 м, и 9,45 м. Наблюдение велось только из центрального поста; подъем и опускание производились весьма шумной электрической лебедкой либо вручную.
Радиоаппаратура внешней связи состояла из длинноволнового передатчика «Шквал-Щ» и коротковолнового «Бухта». Впоследствии их заменили соответственно на «Окунь» (60—75 Вт, рабочий диапазон 200—1200 м, дальность передачи с лодочной антенной 80—100 миль) и «Щуку» (500-650 Вт, диапазон 30-120 м, дальность передачи до 2000 миль). Для приема служили длинноволновый «Дозор» и коротковолновый КУБ-4. Во время ремонтов последний заменялся на «Метель» или 45-ПК-1 с повышенной чувствительностью. Все аппараты работали как радиотелеграфом, так и радиофоном через микрофон. Для внутриэскадренной связи и связи с десантными партиями имелась приемопередающая УКВ-станция «Рейд» (мощность 4-6 Вт, дальность передачи до 15 миль). На части лодок устанавливались радиопеленгаторы «Бурун» и «Пассат».
С 1939 года подводные лодки стали оснащать шумопеленгаторными станциями типа «Марс-12» с эллиптической базой из 12 приемников (приемники располагались в носовой проницаемой оконечности). В зависимости от гидрологии моря станция могла пеленговать шумы крупного корабля на дистанциях 12,5— 30 кбт, при точности пеленгования по направлению от 1° до 3°; дистанцию до цели она не определяла. Необходимо отметить, что даже этой примитивной, относительно зарубежного уровня, аппаратурой к началу Великой Отечественной было оснащено только 159 подлодок из 213. В годы войны на вооружение нашего флота была принята гораздо более совершенная ГАС «Дра-кон-129» английского производства, которая могла работать как в пассивном, так и в активном («эхо») режиме, определяя дистанцию и пеленг до целей удаленных на 12-18 кбт с точностью 2,5°-3°. Первой из «щук» в середине 1942 года ее получила Щ-403. В основном она использовалась для обнаружения якорных мин, представлявших основную угрозу подводным лодкам на всех ТВД.
Для связи с подводными лодками на «щуках» имелась двухмечевая установка звукоподводной связи «Вега» или «Сириус». Ее верхний меч располагался на палубе между 9 и 10 шп., а нижний — в специальной выгородке между 45— 46 шп.
На подводных лодках устанавливались следующие навигационные приборы: гирокомпас Сперри (или марки ГУ М-1 модель 2), три магнитных компаса 127 мм (главный, путевой и рубочный), электрический лаг ГО М-3 модель 2, эхолот ЭМС-2 и ручной лот. Освещение поверхности в ночное время обеспечивал прожектор МСПЛ-л4,0.
Обитаемость и экипаж
Изначально экипаж подводной лодки типа «Щ» включал 7 «средних» командиров (командир, комиссар, помощник командира, командиры БЧ-1/4, БЧ-2/3 и БЧ-5, военфельдшер), 6 младших командиров и 25 краснофлотцев. В военное время численность экипажа увеличилась до 40 человек (7 средних и 15 младших командиров, 18 краснофлотцев).
Автономность при нормальном запасе топлива, масла, пресной и дистиллированной воды составляла 20 суток, в отдельных случаях она повышалась до 45-55. Запас пресной воды -от 2,5 до 6,7 т.
Очистка воздуха производилась 10 электровентиляторами или 9 машинами регенерации со специальными патронами РВ-2 (общий запас — от900 до 1920 штук), наполненными каустической содой. Для этих же целей служила специальная система из 12 стальных баллонов емкостью 38-40 л со сжатым до 150 атм кислородом. Время наибольшего непрерывного пребывания под водой с полным использованием всей системы регенерации - 72 ч, без использования — 12 ч.
Для личного состава были устроены одноместная каюта командира лодки, кают-компания, легкосъемные койки (30 штук). На борту имелись постоянные и переносные электрогрелки, трубопровод парового отопления, питаемый с береговой базы для поддержания температуры в отсеках при закрытых люках не ниже +14 °С при наружной температуре до — 20 °С, электрокамбуз для приготовления пищи, электропосуда, два пневматических подводных гальюна и один надводный в ограждении рубки, душевой трубопровод в ограждении рубки.
Лодка оборудовалась спасательными и подъемными средствами: рымами для подъема лодки средствами базы, усиленными шпигатами в надстройке (для подъема лодки мягкими понтонами ЭПРОН), наружной и внутренней аппаратурой для продувания отсеков и цистерн с помощью водолазных шлангов, двумя сигнальными буями, четырьмя подкильными поясами. Для выхода личного состава из затонувшей субмарины служили шлюзовые люки, тубусы и спасательная рубка; была также возможность выхода через торпедные аппараты.