Конструкция и устройство
Серийная подводная лодка XII серии конструктивно состояла из прочного корпуса, легких оконечностей, проницаемой надстройки и рубки с ограждением. Набор прочного корпуса (длина 26,6 м, диаметр 3,3 м) образовывали круговые шпангоуты из стального уголка 90 х 60 х 8 мм (в районе центрального поста — 90 х 60 х 10 мм), со шпацией 500 мм,толщина листов обшивки составляла 8,5 мм (в районе центрального поста — 9 мм),плоские концевые переборки на 17 и 74 шп. (толщина 14 и 12,5 мм соответственно) отделяли прочный корпус от легких оконечностей. Прочная рубка (36 — 42 шп.) служила шахтой для входа — выхода личного состава и имела люки диаметром 650 мм. Носовая оконечность состояла из проницаемой части (0 — 9 шп.) и цистерны главного балласта (ГБ) № 1 емкостью 12,1 т (9 — 17 шп.); здесь же размещался цепной ящик. Аналогично компоновалась и кормовая оконечность: цистерна ГБ № 5 (74 — 84 шп.,13,2 т) и далее в корму — проницаемая часть. Цистерны ГБ № 1 и 5 имели- усиленный набор (шпангоуты и бимсы из угольников 80 х 40 х 6 мм). Проницаемые части оконечностей состояли из шпангоутов (угольники 60 х 40 х 6 мм) и 3-мм обшивки. Дополнительную прочность носовой оконечности придавали форштевень из угловой стали 60 х 60 х 3 мм и вертикальный киль из 5-мм стальных листов. В носовой части (4 — 9шп.) проницаемой надстройки (стойки и бимсы из угольников 45 х 30 х 4 мм, обшивка 2,5 мм) находилась цистерна плавучести (3,7 t)j набор и обшивка проницаемых частей оконечностей и надстройки имели двустороннее цинковое покрытие. Прочный корпус и рубка изготавливались из стали повышенного сопротивления Ст.5, остальные корпусные конструкции из Ст.З, ограждение рубки собиралось из 3-мм дюраллюминиевых листов.
Внутренний объем прочного корпуса разделялся тремя 5-мм плоскими (27, 55, 66 шп.) и двумя 12-мм сферическими (36, 45 шп.) переборками на шесть отсеков. В первом находились цистерна пресной воды (1,06 т), казенные части торпедных аппаратов, аварийный пост управления носовыми горизонтальными рулями, носовая дифферентная (3,75 т), торпедо-заместительная (2,45 т) и провизионная (3,75 м3) цистерны; во втором отсеке, служившим жилым помещением командного состава, у кормовой переборки по правому борту находилась гидроакку-стическая рубка, а бортовые выгородки образовывали цистерну ГБ №2 (8,15 т); в третьем отсеке размещались центральный пост управления и радиорубка. Под палубным настилом располагались уравнительная цистерна (2,9 т) и цистерна быстрого погружения (1,8 т), поборт-но — цистерна ГБ № 3 (8,5 т). Следующий отсек отводился для экипажа, здесь же разместили гирокомпас, по бортам — цистерну ГБ № 4 (8,75 т); в пятом отсеке находились главный двигатель надводного хода, турбонасос, компрессор высокого давления, в трюме — масляные (0,8 т) и топливные (6,13 т) цистерны (предусматривался прием дополнительных 6 т топлива в цистерну ГБ № 4); в кормовом отсеке размещались гребной электромотор, трюмная помпа (производительность 15 т/ч) и кормовая дифферентная цистерна (2,53 т).
Балластные цистерны внутри прочного корпуса испытывали гидравлическим давлением 9 кгс/см2; в аварийной ситуации они могли продуваться сжатым воздухом на предельной глубине погружения. Весь объем ГБ (кроме цистерны № 3) заполнялся при переходе из надводного положения в позиционное за 15 с самотеком через кингстоны, имевшие пневманические и ручные аварийные приводы. При заполнении средней цистерны № 3 лодка за 15 с уходила на перископную глубину. Необходимый для всплытия запас сжатого воздуха (1,28 м3 при 200 кгс/см2) хранился в шести баллонах в первом отсеке и в двух по 410 л — в надстройке, запас.воздуха пополнялся компрессором (производительность 16 л/мин, 225 кгс/см2), соединенным с коленчатым валом дизеля. При всплытии цистерна № 3 продувалась за 50 с, а в позиционном положении остальной балласт откачивался за борт центробежным турбонасосом (производительность 250 т/ч) за 14 мин. В качестве резервного средства осушения предусматривалось использование дизеля, приводимого в действие гребным электромотором и работающего как компрессор. Дифферентовка выполнялась с помощью отдельного ротативного насоса Д-4 (производительность 4 т/ч). Вода откачивалась через доковый киль, служивший главной осушительной магистралью.
В качестве главного двигателя надводного хода использовался 8-цилиндровый четырехтактный нереверсивный бескомпрессорный дизель 38-К-8 (мощность 800 л.с, частота вращения 600 об/мин) производства Коломенского машиностроительного завода им. Куйбышева, соединенный с линией вала фрикционной муфтой «Бамаг». В подводном положении гребной винт приводился в движение электромотором ПГ-12 (мощностью 400 л.с. при 450 об/мин); аккумуляторная батарея, состоящая из 56 элементов МЛ-2, общей массой 14,6 т, размещалась двумя группами в трюмах 2-го и 4-го отсеков. Аккумуляторные ямы закрывались разборными металлическими щитами, способными сохранить герметичность при давлении налитой воды 0,1 кгс/см2.
Основу вооружения составляли два торпедных аппарата (ТА) под парогазовые торпеды 53-38 калибром 533 мм (длина 7,2 м, скорость хода 44,5 уз, масса заряда 300 кг). Погрузка торпед производилась с воды через носовые крышки ТА краном, либо со специального плотика. Запасные торпеды не предусматривались; интервал между выстрелами составлял 2 с. На палубе надстройки находилось полуавтоматическое 45-мм орудие 21-К; на мостике в надводном положении устанавливался 7,62-мм пулемет М-1. Боезапас хранился в трюме центрального поста.
Лодки оснащались пассивной эхопеленгаторной гидроакустической станцией «Марс-8» производства германской фирмы «Атлас-Верке», позволяющей обнаруживать цели на дистанции до 60 кб без хода и 40 кб при движении. Визуальное наблюдение осуществлялось через зенитный перископ ПЗ-7 (высота подъема—4,2 м) из центрального поста. Штурманское вооружение включало, кроме гирокомпаса ГУ VIII, два 127-мм магнитных компаса и электромагнитный лаг типа У.Ф. Средства связи состояли из коротковолнового передатчика «Бухта» (60 кВт) и приемников: коротковолнового «Куб-М» и длинноволнового «Дозор». Для отдыха подвахтенной части экипажа во 2-м и 4-м отсеках установили 14 коек; в торпедном отсеке находился электрокамбуз.
51. М-30
Заложена 20.01.1938 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 5.10.1939 г., вст. в строй 31.07.1940 г. и вошла в состав ТОФ. 5.06.1944 г. - 8.07.1944 г. передислоцирована на ЧФ. В боевых действиях не участвовала. 12.11.1952 г. выведена из боевого состава и переклассифицирована в ПЗС. 15.09.1953 г. передана Севастопольскому ВВМИУ.
52. М-31
Заложена 31.08.1938 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 25.02.1040 г., вст. в строй 31.10.1940 г. и 7.11.1940 г. вошла в состав ЧФ. Участвовала в обороне Севастополя, доставив 15.9 т боеприпасов, 5.7 т. продовольствия, 5.5 т бензина и вывезя в Новороссийск 12 человек а также ценностей Государственного банка и сберегательных касс на сумму 14456430 рублей. Потопила 6.10.1942 г. румынский буксир "Oltul" (93 брт, Ю.Ровер упоминает его как "Oituz"). По румынским данным потоплена 17.12.1942 г. глубинными бомбами германского противолодочного корабля "Uj-80” в бухте Жебрияны. По другой версии погибла 14 - 28.12.1942 г. от подрыва на мине.
53. М-32
Заложена 31.08.1938 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 26.02.1940 г. , вст. в строй 31.10.1940 г. и 7.11.1940 г. вошла в состав ЧФ. Участвовала в обороне Севастополя, доставив туда 14 т боеприпасов, 1.5 т продовольствия, 5.8 т бензина и вывезя в Новороссийск 8 человек. 14.10.1942 г. тяжело повреждена глубинными бомбами румынского эсминца "Реджеле Фердинанд", однако самостоятельно вернулась в базу. Прошла кап. ремонт на з-де "Красное Сормово", 15.11.1943 г. отправлена по железной дороге в Поти, куда прибыла 30.11.1943 г. и 31.12.1943 г. вновь вошла в состав ЧФ. 17.03.1953 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
54. М-33
Заложена 31.08.1938 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 23.06.1940 г., вст. в строй 18.12.1940 г. и 19.01.1941 г. вошла в состав ЧФ. Участвовала в обороне Севастополя, доставив туда 7 т боеприпасов, 5.9 т продовольствия и 4 человека. Погибла 22 - 25.08.1942 г. от подрыва на минах. Поднята в 1951 г. и разделана на металл.
55. М-34
Заложена 22.02.1939 г. (з-д "Красное Сормово"), спущена 23.06.1940 г., вст. в строй 31.12.1940 г. и 11.01.1941 г. вошла в состав ЧФ. Погибла 3.11.1941 г. предположительно от подрыва на плавающей мине.
56. М-35
Заложена 22.02.1939 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 20.08.1940 г., вст. в строй 31.01.1941 г. и 24.02.1941 г. вошла в состав ЧФ. Потопила 26.10.1941 г. германский самоходный паром "SF-25” артиллерийским огнем, 21.10.1942 г. германский танкер "Le Progres" (511 брт) и 23.04.1944 г. поврежденный авиацией германский танкер "Ossag" (2795 брт), повредила 27.10.1941 г. противолодочный корабль "Uj 117" ("Schiff 19", "Lola"), 2.11.1943 г. германскую самоходную баржу "SNR-1293" (1270 т, не восстанавливалась). 31.05.1943 г. удостоена гвардейского звания. 17.08.1953 г. выведена из боевого состава и переклассифицирована в ПЗС. 20.06.1956 г. исключена из списков ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
57. М-36
Заложена 22.02.1939 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 20.08.1940 г., вст. в строй 23.02.1941 г. и 29.03.1941 г. вошла в состав ЧФ. В октябре 1942 г. выделена для переброски на Север и 24 - 29.11.1942 г. по железной дороге перевезена в Баку. В связи с отказом от переброски на Север 16.10.1943 г. по железной дороге отправлена в Поти. Потопила 23.08.1942 г. германский транспорт (по другим данным буксир) "Ankara" (бывшая грунтовозная шаланда "Ангара"). Погибла 4.01.1944 г. предположительно в результате аварии во время ходовых испытаний в р-не Кобулети.
58. М-49 (до 1939 г. "М-57”)
Заложена 26.07.1937 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 25.01.1939 г., вст. в строй 27.07.1939 г. и 3.08.1939 г. вошла в состав ЧФ. Осенью 1939 г. по железной дороге перевезена на Дальний Восток и вошла в состав ТОФ. Погибла в августе 1941 г. предположительно от подрыва на минах советского оборонительного заграждения.
59. М-58
Заложена 25.10.1937 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 28.04.1939 г., вст. в строй 27.09.1939 г. и 10.10.1939 г. вошла в состав ЧФ. Погибла 18 - 21.10.1941 г. предположительно от подрыва на мине в р-не Констанцы.
60. М-59
Заложена 25.10.1937 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 13.06.1939 г., вст. в строй 3.06.1940 г. и 19.06.1940 г. вошла в состав ЧФ. Погибла 28.10 1.11.1941 г. предположительно от подрыва на мине в р-не Сулины.
61. М-60
Заложена 25.10.1937 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 28.08.1939 г. , вст. в строй 31.05.1940 г. и 19.06.1940 г. вошла в состав ЧФ. Погибла 26.09.1942 г. от подрыва на мине в р-не Одессы. Поднята в июле 1951 г. и разделана на металл.
62. М-62
Заложена 20.01.1938 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 5.10.1939 г., вст. в строй 31.07.1940 г. и 31.08.1940 г. и вошла в состав ЧФ. В ночь со 2 на 3.08.1942 г. обеспечивала выход крейсера "Молотов” и лидера "Харьков” на огневую позицию для обстрела Феодосии. Возможно, потопила 7.08.1942 г. германскую БДБ (не подтверждено противной стороной). 22.07.1944 г. удостоена гвардейского звания. 17.08.1953 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
63. М-63
Заложена 20.01.1938 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 25.01.1939 г., вст. в строй 5.10.1939 г. и 31.07.1940 г. вошла в состав КБФ. 21.09.1941 г. перечислена в ЧФ. Перевезена по железной дороге на Дальний Восток и 21.12.1940 г. вошла в состав ТОФ. Погибла в августе 1941 г. предположительно от подрыва на минах советского оборонительного заграждения.
64. М-90
Заложена 27.06.1936 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 28.11.1937 г., вст. в строй 21.06.1938 г. и 25.06.1938 г. вошла в состав КБФ. 4.10.1943 г. высадила разведгруппу в шхеры в р-не Хамншер. 18.06.1944 г. переведена на Ладожское озеро. 13.11.1952 г. выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную. 16.06.1954 г. исключена из списков ВМФ.
65. М-92 (с 25.09.1940 г. до 1949 - 1950 гг. "Р-1")
Заложена 5.09.1936 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 4.08.1938 г. Имела опытную энергетическую установку РЕДО (Рененеративный Единый Двигатель Особого назначения). Во время войны в строй не вводилась, в 1942 г. законсервирована, а с 1944 г. использовалась в качестве плавучего стенда для отработки различных типов единых двигателей. В 1947 г. энергетическая установка РЕДО заменена на установку ВВД. Прошла заводские и государственные испытания в 1949 - 1950 гг. В 1952 г. работы на лодке прекращены.
66. М-94
Заложена 25.12.1938 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 11.09.1939 г. , вст. в строй 20.11.1939 г. и 12.12.1939 г. вошла в состав КБФ. Потоплена 22.07.1941 г. германской подлодкой "U-140” в р-не маяка Ристна.
67. М-95
Заложена 25.12.1938 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 11.09.1939 г., вст. в строй 20.11.1939 г. и 12.12.1939 г. вошла в состав КБФ. Погибла 15.06.1942 г. предположительно от подрыва на мине. По другой версии при подрыве на мине получила тяжелые повреждения, осталась на плаву без возможности погружаться и была потоплена финским самолетом.
68. М-96
Заложена 26.07.1937 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 20.07.1938 г., вст. в строй 16.10.1939 г. и 12.12.1939 г. вошла в состав КБФ. Предположительно потопила 14.08.1942 г. финский транспорт (1850 брт, не подтвердлено противной стороной). 18.06.1944 г. переведена на Ладожское озеро, 13.07.1944 г. возвратилась в Ленинград. 8.09.1944 г. погибла в Нарвском заливе, предположительно от подрыва на мине.
69. М-97
Заложена 26.07.1937 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 20.07.1938 г., вст. в строй 10.10.1939 г. и 12.11.1939 г. и вошла в состав КБФ. Погибла 4.09.1942 г. у маяка Порккалан-Каллбода предположительно от подрыва на мине. По другой версии потоплена силами ПЛО противника.
70. М-98
Заложена 22.06.1939 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 15.04.1940 г., вст. в строй 10.07.1940 г. и 1.08.1940 г. вошла в состав КБФ. Погибла 14.11.1941 г. от подрыва на мине к северу от о. Найссар.
71. М-99
Заложена 26.06.1939 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 15.04.1940 г., вст. в строй 3.07.1940 г. и 23.07.1940 г. вошла в состав КБФ. Потоплена 27.06.1941 г. германской подводной лодкой "U-149” в р-не о. Даго.
72. М-102 (с 15.09.1953 г. "КБП-30")
Заложена 15.05.1940 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 12.10.1940 г., вст. в строй 5.12.1940 г. и 29.12.1940 г. вошла в состав КБФ. 16.11.1945 г. выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную. 17.08.1953 г. разоружена и переклассифицирована в УТС. 27.11.1953 г. исключена из списков ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
73. М-103
Заложена 31.05.1940 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 12.10.1940 г., вст. в строй 5.12.1940 г. и 29.12.1940 г. вошла в состав КБФ. Погибла 25 - 28.08.1941 г. предположительно от подрыва на мине.
74. М-104 (с 22.02.1943 г. "Ярославский комсомолец”)
Заложена 30.09.1940 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 24.09.1942 г. (Северный машиностроительный з-д, Молотовск), вст. в строй 10.02.1943 г. и 24.02.1943 г. вошла в состав СФ. 11.05.1943 г. повреждена авиацией противника. 11.05.1944 г. отправлена по жедезной дороге в Поти, куда прибыла 6.06.1944 г. и 9.07.1944 г. вошла в состав ЧФ. В боевых действиях больше не участвовала. 17.08.1953 г. выведена из боевого состава и переформирована в УТС. В 1955 г. переведена на Каспийское море, а 19.09.1060 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
75. М-105 (с 21.04.1943 г. "Челябинский комсомолец”)
Заложена 30.10.1940 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 30.09.1942 г. (Северный машиностроительный з-д, Молотовск), вст. в строй 20.02.1943 г. и 17.03.1943 г. вошла в состав СФ. Возможно, потопила 17.03.1944 г. транспорт противника (не подтверждено противной стороной). 12.05.1944 г. отправлена по железной дороге в Поти, куда прибыла 8.06.1944 г. и 9.07.1944 г. вошла в состав ЧФ. В боевых действиях больше не участвовала. 17.08.1953 г. выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную. 10.06.1955 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
76. М-106 (с 28.04.1943 г. "Ленинский комсомол”)
Заложена 30.10.1940 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 9.10.1942 г. (Северный машиностроительный з-д, Молотовск), вст. в строй 15.03.1943 г. и 28.04.1943 г. и вошла в состав СФ. Потоплена 5.07.1943 г. таранным ударом противолодочного корабля "Uj-1217”.
77. М-107 (с 18.06.1943 г. "Новосибирский комсомолец”)
Заложена 30.10.1940 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 16.12.1942 г. (Мурманск), вст. в строй 24.06.1943 г. и 10.08.1943 г. вошла в состав СФ. Потопила 11.09.1943 г. германский противолодочный корабль "Uj-1217" ("Star XXII"). 12.05.1944 г. отправлена по железной дороге в Поти, куда прибыла 6.07.1944 г. и 9.07.1944 г. вошла в состав ЧФ. В боевых действиях больше не участвовала. 17.08.1953 г. выведена из боевого состава и переформирована в ПЗС. 21.05.1956 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
78. М-108
Заложена 30.10.1940 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 9.01.1943 г. ("Северный машиностроительный з-д", Молотовск), вст. в строй 20.07.1943 г. и 24.08.1943 г. вошла в состав СФ. Потоплена 28.02.1944 г. предположительно кораблями охранения конвоя в Конгс-фьорде.
79. М-111
Заложена 25.10.1939 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 31.12.1940 г., вст. в строй 3.06.1941 г. и 5.07.1941 г. вошла в состав ЧФ. 15.06.1942 г. доставила в Севастополь 5.5 т продовольствия. Потопила 18.07.1943 г. румынский лихтер "Dunarea" (505 брт), 28.08.1943 г. германский танкер "Heinburg" (400), 12.11.1943 г. германский транспорт "Theodorich" (или "Theoderich", 3409 брт). 22.07.1944 г. награждена орденом Красного Знамени. 17.08.1953 г. выведена из боевого состава и переклассифицирована в ПЗС. 2.10.1954 г. исключена из списков ВМФ и сдана в отдел фондового имущества.
80. М-112
Заложена 25.10.1939 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 31.12.1940 г., вст. в строй 30.06.1941 г. и 5.07.1941 г. вошла в состав ЧФ. Участвовала в обороне Севастополя. Потопила 25.10.1943 г. германский лихтер "Tyra-5" (или "Tyna-5", 429 брт). 17.08.1953 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
81. М-113
Заложена 25.10.1939 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 31.12.1940 г., вст. в строй 2.07.1941 г. и 5.07.1941 г. вошла в состав ЧФ. 28.09.1943 г. тяжело повреждена при подрыве на мине (оторвана носовая часть до 9-го шпангоута), однако самостоятельно вернулась в базу, была отремонтирована и введена в строй 17.05.1944 г. 17.08.1953 г. выведена из боевого состава и переформирована в УТС. 21.02.1957 г. исключена из списков ВМФ и сдана в отдел фондового имущества.
82. М-114
Заложена 27.11.1939 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 7.05.1941 г., вст. в строй 25.10.1941 г. и 12.11.1941 г. вошла в состав ТОФ. 5.06.1944 г. отправлена по железной дороге в Поти, куда прибыла 8.07.1944 г. и 31.07.1944 г. вошла в состав ЧФ. 17.08.1953 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
83. М-115
Заложена 27.11.1939 г., спущена 7.05.1941 г. , вст. в строй 1.10.1941 г. и вошла в состав ТОФ. 5.06.1944 г. по железной дороге отправлена в Поти, куда прибыла 8.07.1944 г. и 31.07.1944 г. вошла в состав ЧФ. 17.08.1953 г. выведена из боевого состава и переформирована в КБП. 2.10.1954 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
84. М-116
Заложена 27.11.1939 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 7.05.1941 г., вст. в строй 15.10.1941 г. и 7.11.1941 г. вошла в состав ТОФ. 5.06.1944 г. отправлена по железной дороге в Поти, куда прибыла 8.04.1944 г. и 31.07.1944 г. вошла в состав ЧФ. 17.08.1953 г. выведена из боевого состава и переформирована в ПЗС. 2.06.1956 г. исключена из списков ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
85. М-117
Заложена 29.10.1940 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 12.02.1941 г. Отправлена для достройки в Николаев. В августе 1941 г. переведена в Севастополь, а в начале октября - в Очамчири. Вст. в строй 28.10.1941 г. и 8.11.1941 г. и вошла в состав ЧФ. Потопила 15.11.1943 г. германскую БДБ "F-592". 22.07.1944 г. награждена орденом Красного Знамени. 17.07.1953 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
86. М-118
Заложена 29.10.1940 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 12.02.1941 г. Отправлена для достройки в Николаев. В августе 1941 г. переведена в Севастопроль, а в начале октября - в Очамчири. Вст. в строй 28.10.1941 г. и 8.11.1941 г. вошла в состав ЧФ. Участвовала в обороне Севастополя, доставив туда 22.8 т боеприпасов, 4 т продовольствия и 6 т бензина и эвакуировав на Кавказ 18 человек. 1.10.1942 г. потопила германский транспорт "Salzburg" (1742 брт). По одной версии вскоре была обнаружена германским самолетом и потоплена румынскими канонерскими лодками "Стихи” и "Гикулеску”, по другой версии погибла после 22.09.1942 г. от подрыва на мине.
87. М-119
Заложена 28.05.1940 г. (з-д "Красное Сормово", Горький). Отправлена для достройки в Баку. В мае 1942 г. снова переведена в Горький для отправки на Север. 18.06.1942г. отправлена по железной дороге в Молотовск и прибыла туда 25.06.1942 г. Спущена 26.07.1941 г., вст. в строй 22.10.1942 г. и 29.10.1942 г. вошла в состав СФ. Повредила 19.11.1943 г. германское судно-ловушку "Schiff 20" (б. "Nerissa", 992 брт). 30.05.1944 г. отправлена по железной дороге в Поти, куда прибыла 6.06.1944 г. и 9.07.1944 г. вошла в состав ЧФ. 17.08.1953 г. выведена из боевого состава и переформирована в ПЗС. 2.09.1956 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.
88. М-120
Заложена 28.01.1940 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), отправлена для достройки в Николаев, спущена 29.06.1941 г. В августе 1941 г. переведена в Севастополь, а в начале октября - в Очамчири. 8.11.1941 г. вошла в состав ЧФ. В июне 1942 г. совершила рейс в осажденный Севастополь, доставив туда 6.5 т боеприпасов и эвакуировав в Новороссийск 6 человек. В октябре 1942 г. выделена для переброски на Северный флот и отправлена в Баку. В связи с отказом от переброски 16.10.1943 г. по железной дороге отправлена в Поти и 1.11.1943 г. снова вошла в состав ЧФ. 17.08.1953 г. исключена из состава ВМФ и сдана в отдел фондового имущества.
89. М-121
Заложена 28.05.1940 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 19.08.1941 г. В сентябре 1941 г. переведена для достройки в Баку. Вст. в строй 10.04.1942 г. и вошла в состав Каспийской флотилии. В мае 1942 г. переведена в Горький для отправки на Север. 12.06.1942 г. отправлена по железной дороге в Молотовск и прибыла туда 18.06.1942 г. 12.08.1942 г. вошла в состав СФ. 30.09.1942 г. прибыла в Полярное. Погибла 8 - 14.11.1942 г. предположительно от подрыва на мине.
90. М-122
Заложена 28.05.1940 г. (з-д "Красное Сормово", Горький), спущена 12.02.1941 г. В сентябре 1941 г. переведена для достройки в Баку. В мае 1942 г. переведена в Горький для отправки на Север. 15.06.1942 г. отправлена по железной дороге в Молотовск и прибыла туда 22.06.1942 г. Вст. в строй 31.10.1942 г. и 5.11.1942 г. вошла в состав СФ. Повредила 16.03.1943 г. германский транспорт "Johannisberger" (б. "Lyon", 4533 брт). Потоплена 14.05.1943 г. тремя германскими самолетами "Ме-109” в р-не м. Цып-Наволок.
По данным Ю.Ровера транспорт "Johannisberger" торпедирован подводной лодкой "М-104", однако "М-104" вышла в первый боевой поход только в апреле 1943 г.
91. М-171 (до 16.06.1939 г. "М-87” )
Заложена 10.09.1936 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 10.07.1937 г., вст. в строй 11.12.1937 г. и вошла в состав КБФ. 19.05.1939 г. ушла по Беломорско-Балтийскому каналу на Север и 21.06.1939 г. вошла в состав СФ. Потопила 29.04.1942 г. транспорт "Curityba" (4969 брт, по другим данным получил тяжелые повреждения), тяжело повредила 29.01.1943 г. германский транспорт "Ilona Siemers" (3243 брт). 3.04.1942 г. удостоена гвардейского звания. В мае 1944 г. переоборудована в подводный минный заградитель. 28.11.1950 г. выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную. 28.02.1953 г. переформирована в УТС. 30.06.1960 г. исключена из списков ВМФ и 12.08.1960 г. сдана в отдел фондового имущества.
92. М-172 (до 16.09.1939 г. "М-88”)
Заложена 17.06.1936 г. ("новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 23.07.1937 г., вст. в строй 11.12.1937 г. и 25.12.1937 г. и вошла в состав КБФ. 19.05.1939 г. ушла по Беломорско-Балтийскому каналу на Север и 21.06.1939 г. вошла в состав СФ. Потопила 1.02.1943 г. сторожевой корабль "V 5909". 3.04.1942 г. награждена орденом Красного Знамени. 25.07.1943 г. удостоена гвардейского звания. Погибла 2 - 11.10.1943 г. предположительно от подрыва на мине в Варангер-фьорде.
93. М-173 (до 16.06.1939 г. "М-89”)
Заложена 27.06.1936 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 9.10.1937 г., вст. в строй 22.06.1938 г. и вошла в состав КБФ. 19.05.1939 г. ушла по Беломорско-Балтийскому каналу на Север и 21.06.1939 г. вошла в состав СФ. Потопила 22.04.1942 г. транспорт "Blankensee" (3236 брт). Погибла 7 - 14.08.1942 г. предположительно от подрыва на мине в р-не Вардё.
94. М-174 (до 16.06.1939 г. "М-91”)
Заложена 29.05.1937 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 12.10.1937 г., вст. в строй 24.10.1938 г. и вошла в состав КБФ. 19.05.1939 г. ушла по Беломорско-Балтийскому каналу на Север и 21.06.1939 г. вошла в состав СФ. Потопила 21.12.1941 г. германский транспорт "Emshoern" (4301 брт). 3.07.1942 г. удостоена гвардейского звания. Тяжело повреждена 24.03.1943 г. при подрыве на мине в Варангер-фьорде (оторвана носовая часть по 9 шпангоут), но самостоятельно вернулась в базу. Погибла 5 - 24.10.1943 г. предположительно от подрыва на мине в Варангер-фьорде. По другой версии потоплена противолодочными кораблями противника.
95. М-175 (до 16.06.1939 г. "М-92”)
Заложена 29.05.1937 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 12.10.1937 г., вст. в строй 29.09.1938 г. и вошла в состав КБФ. 19.05.1939 г. ушла на Север по Беломорско-Балтийскому каналу и 21.06.1939 г. вошла в состав СФ. Потоплена 10.01.1942 г. германской подводной лодкой "U-584” к северу от п-ва Рыбачий.
96. М-176 (до 16.06.1939 г. "М-93”)
Заложена 29.05.1937 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 12.10.1937 г., вст. в строй 11.10.1938 г. и вошла в состав КБФ. 19.05.1939 г. ушла по Беломорско-Балтийскому каналу на Север и 21.06.1939 г. вошла в состав СФ. Погибла по одной версии 4.07.1942 г. от подрыва на мине в Варангер-фьорде, по другой - потоплена противолодочными кораблями противника 3.07.1942 г.