34–38-пушечные фрегаты тип "Проворный"
8 единиц
Серия из восьми 36-пушечных фрегатов, построенных в Архангельске и С.-Петербурге по проекту A. M. Курочкина.
44x11,6x6 м; 36/38 ор.
Проворный
Заложен 8.11.1815 на Соломбальской верфи. Строитель A. M. Курочкин. Спущен 26.5.1816, вошел в состав БФ.
В 1816 в составе отряда перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1818 в составе отряда перешел из Кронштадта в Кадис, где был продан испанскому правительству. Экипаж вернулся в Россию на КОР «Юпитер».
Командиры: Н. Я. Фролов (1816), Ф. Е. Станицкий (1818).
Поспешный
Заложен 22.9.1815 на Охтенской верфи в С.-Петербурге. Строитель В. Ф. Стоке. Спущен 16.8.1816, вошел в состав БФ.
В 1818 в составе отряда перешел из Кронштадта в Кадис, где был продан испанскому правительству. Экипаж вернулся в Россию на КОР «Юпитер».
Командир: Г. И. Платер (1818).
Гектор
Заложен 17.10.1816 на Охтенской верфи. Строитель В. Ф. Стоке. Спущен 3.9.1817, вошел в состав БФ.
В 1819 поступил в распоряжение статс-секретаря графа И. А. Каподистрии, ходил в Англию, Францию, Пруссию. В 1821–1823 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море. 7.11.1824 во время наводнения стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с якоря и отнесен к Северной стенке на отмель. 10.11 снят с отмели. Разобран в 1828 в Кронштадте.
Командиры: А. Е. Титов (1819), П. И. Сущев (1821–1822), А. Ф. Северюков (1823).
Крейсер
Заложен 11.6.1820 на Соломбальской верфи. Строитель A. M. Курочкин. Спущен 18.5.1821, вошел в состав БФ.
В 1821 перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1822 подготовлен к плаванию в Тихий океан в целях доставки грузов в Новоархангельск и охраны побережья Русской Америки. 17.8.1822 вышел из Кронштадта вместе со шлюпом «Ладога» по маршруту Копенгаген — Портсмут — Санта-Крус-де-Тенерифе — Рио-де-Жанейро — м. Доброй Надежды — порт Хобарт (о-в Тасмания) — о-в Таити и 3.9.1823 прибыл в Новоар-хангельск. 1.12 пришел в Сан-Франциско для пополнения запасов продовольствия и отдыха экипажа. 18.3.1824 вернулся в Новоархангельск и затем вышел для охраны побережья Русской Америки. Осенью был сменен пришедшим из России шлюпом «Предприятие», 16.10.1824 вышел в обратный путь по маршруту Сан-Франциско — м. Горн — Рио-де-Жанейро — Портсмут — Копенгаген и 5.8.1825 прибыл в Кронштадт, завершив кругосветное плавание. 10.6.1827 в составе эскадры адмирала Д. Н. Сенявина вышел из Кронштадта и 28.7 прибыл в Портсмут. После ухода эскадры контр-адмирала графа Л. П. Гейдена в Средиземное море в составе эскадры Д. Н. Сенявина 12.8 вышел из Портсмута и 13.9 вернулся в Кронштадт. В 1828 в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до Кеге-бухты. В 1829–1831 занимал брандвахтенный пост на Кронштадтском рейде. В 1831 переоборудован в магазин.
Командиры: С. Г. Палицын (1821), М. П. Лазарев (1822–1825), А. А. Давыдов (1827–1828), В. И. Румянцев (1829), Н. И. Кошелев (1830–1831).
Александр Невский
(С 1826 — «Винд-Хунд» [Переименован в связи со вступлением в строй в 1826 КОР «Александр Невский».]). Заложен (?) на Охтенской верфи. Строитель В. Ф. Стоке. Спущен 11.8.1821, вошел в состав БФ.
В 1824 находился в практическом плавании в Ботническом зал. Во время наводнения 7.11.1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с якоря и выброшен на отмель. 18.6.1825 снят с отмели, отремонтирован и переоборудован в транспорт (артиллерийское вооружение было полностью сохранено). В 1826 доставил из Кронштадта в Архангельск материалы для строящихся судов. В 6–8.1827 перешел с грузом из Архангельска в Кронштадт. В 1828 ходил с грузами между Кронштадтом и Свеаборгом. Разобран в 1829.
Командир: Г. П. Полтарацкий (1824, 1826–1828).
Кастор
Заложен 24.2.1822 на Охтенской верфи. Строитель В.Ф. Стоке. Спущен 22.5.1823, вошел в состав БФ.
7.11.1824 во время наводнения стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с якоря и отнесен на отмель. 17.12 снят с отмели. В 1826 в составе эскадры адмирала Р. В. Кроуна ходил в практическое плавание в Северное море до Доггер-банки. Участвовал в Наваринской кампании 1827. 2.6 участвовал в императорском смотре судов на Кронштадтском рейде. 10.6 в составе эскадры адмирала Д. Н. Сенявина вышел из Кронштадта и 28.7 прибыл в Портсмут. Затем в составе эскадры контр-адмирала графа Л. П. Гейдена вышел из Портсмута в Средиземное море по маршруту м. Лизард — Гибралтар — Палермо — Мессина. 1.10 у о-ва Занте русская эскадра соединилась с английской и французской эскадрами. Объединенный флот пошел к Наварину, 3.10 прибыл к Наваринской бухте, заблокировав там турецко-египетский флот. 8.10 «Кастор» участвовал в Наваринском сражении, занял позицию на левом фланге русской эскадры, потерь не имел. 14.10 ушел из Наваринской бухты в Неаполь. 6.12 пришел из Неаполя в Ла-Валетту (о-в Мальта), где стояла эскадра графа Л. П. Гейдена. 23.12 ушел с о-ва Мальта в Смирну. До 3.1828 крейсировал в Архипелаге и захватил в плен несколько пиратских судов. Высадил десант, разгромивший отряд пиратов. 10.3 прибыл в Ла-Валетту. Участвовал в войне с Турцией 1828–1829. 17.4.1828 в составе отряда капитана 1 ранга И. И. Свинкина вышел с о-ва Мальта в крейсерство у берегов Греции. 21.4 вместе с КОР «Иезекиль» захватил египетский корвет. Ввиду заболевания части экипажа чумой отправлен на о-в Мальта и 1.6 пришел в Ла-Валетту, где его экипаж был помещен в карантин. 15.7 весь экипаж вернулся на фрегат и приступил к ремонту. 13.9, закончив ремонт, «Кастор» вышел в море к Наварину, затем к о-ву Порос, далее крейсировал в Архипелаге. 8.10 вернулся на о-в Мальта, где присоединился к эскадре. Весной 1829 ушел в Россию и 16.7 прибыл в Кронштадт, доставив 15 апельсиновых деревьев для С.-Петербургского ботанического сада. Разобран в 1830 в Кронштадте.
Командиры: З. И. Панафидин (1826), И. С. Сытин (1827–1828), А. И. Селиванов (1829).
Винд-хунд
Заложен в 1822 на Соломбальской верфи. Строитель A. M. Курочкин. Спущен в 5.1823, вошел в состав БФ.
В 1823 перешел из Архангельска в Кронштадт. Во время наводнения 7.11.1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с якоря и выброшен на отмель. С отмели снят не был. Исключен из списков судов БФ в 1826 и разобран в 1828.
Командир: А. И. Грен (1823).
Елена
Заложен 5.7.1824 на Соломбальской верфи. Строитель A. M. Курочкин. Спущен 21.5.1825, вошел в состав БФ.
В 1825 перешел из Архангельска в Кронштадт. Летом 1826 доставил в Англию золото в слитках. В 10.1826 в составе отряда капитан-командора Ф. Ф. Беллинсгаузена (отряд Гвардейского экипажа) вышел из Кронштадта в учебное плавание в Средиземное море. 5.6.1827 вместе с отрядом вернулся в Кронштадт. Участвовал в Наваринской кампании 1827. 10.6 в составе эскадры адмирала Д. Н. Сенявина вышел из Кронштадта и 28.7 прибыл в Портсмут. 8.8 с эскадрой контр-адмирала графа Л. П. Гейдена вышел из Портсмута в Средиземное море по маршруту м. Лизард — Гибралтар — Палермо — Мессина — о-в Занте. ФР «Елена» как репетичное судно шел на ветре у флагманского КОР «Азов». 1.10 у о-ва Занте русская эскадра соединилась с английской и французской эскадрами. Объединенный флот пошел к Наварину, 3.10 прибыл к Наваринской бухте, заблокировав там турецко-египетский флот. 8.10 ФР «Елена», участвуя в Наваринском сражении, поджег турецкий бриг, а также прикрывал КОР «Александр Невский» от атак брандеров. Потери составили: 5 раненых. 13.10 фрегат вышел из Наваринской бухты и 28.10 прибыл в Отранто, доставив туда статского советника Г. А. Катакози. 19.11 пришел в Ла-Валетту, где присоединился к эскадре. В 1.1829 вместе с английским КОР «Warspite» доставил в Грецию графа И. А. Каподистрию (с 1827 — президент Греции). Во время войны с Турцией 1828–1829 по просьбе греческого правительства находился в греческих портах как стационер. В 1830 возвратился в Кронштадт. В 1831 переоборудован в транспорт (вооружение было сохранено). В 1832–1835 перевозил грузы между портами Финского зал. В 1835 переоборудован в блокшив в Ревеле.
Командиры: Н. П. Епанчин (с 1825 до 10.1826, с 5.6.1827 по 1830), Н. П. Римский-Корсаков (с 10.1826 до 5.6.1827), Н. Н. Макаров (1832), И. И. Розенмейер (1833), М. Н. Аболешев (1834), А. Е. Фриш (1835).