Корветы тип "Пилад"
2 единицы
Два корвета, построенные в Николаеве и Севастополе.
39,3x10,9x5,9x5 м; 20 24-фн карронад.
Пилад
Заложен 4.10.1838 в Николаевском адмиралтействе. Строитель И. В. Машкин. Спущен 23.6.1840, вошел в состав ЧФ.
В 1841, 1842, 1850 и 1851 находился в Греции в распоряжении русского посланника, плавал в Архипелаге и Средиземном море. В 1843–1849, 1852 и 1853 находился в практических плаваниях с эскадрами в Черном море (по два-три месяца в году) и в составе отрядов действовал у Кавказского побережья. 10.5.1846, находясь в составе отряда контр-адмирала П. С. Нахимова, артиллерийским огнем способствовал отражению нападения горцев на Сухум. 10.6 оказал помощь гарнизону Головинского форта в отражении нападения горцев. 19.6 вблизи форта Лазаревский потопил три судна контрабандистов. 18.7 высадил десант в 50 человек в помощь гарнизону Головинского форта, окруженного горцами, занял позицию для стрельбы по берегу, но горцы не решились атаковать форт. 13.1.1848 стоял на бочке в Новороссийской бухте, когда внезапно налетевшая сильная бора сорвала его с якорей и выбросила на берег, многие матросы обморозили руки и ноги. Спустя две недели корвет был снят с мели и ушел в Севастополь на ремонт. Участвовал в Крымской войне 1853–1856. 7.11.1853, находясь в составе отряда вице-адмирала Л. М. Серебрякова, обстреливал укрепление Св. Николая (южнее Поти), захваченное турками, но из-за начавшегося шторма отряд ушел в море. 8.12 вышел из Севастополя в Сухум, конвоируя транспорты. 5.3.1854 с отрядом вернулся в Севастополь. Стоял в Корабельной бухте. Затоплен на рейде 14.12.1854.
Командиры: С. Г. Алексеев (1841–1843), Н. Ф. Юрковский (с 1844 до 13.1.1848), А. П. Спицын (1850–1851), Л. А. Бертье-Делагард (с 1852 до 6.1853), Л.И. Будищев (в 6–9.1853), К. Я. Явленский (с 10.1853 по 1854).
Менелай
(С 1844 — Оливуца [Местечко на о-ве Сицилия, где отдыхала семья императора Николая I.]). Заложен 10.5.1839 в Севастопольском адмиралтействе. Строитель А. П. Прокофьев. Спущен 2.11.1841, вошел в состав ЧФ, с 1846 — в составе БФ.
В 1842 в составе отряда действовал у Кавказского побережья. В 1843 находился в практическом плавании с учениками штурманской роты на борту. Командующий ЧФ получил предписание подготовить «Менелай» к октябрю 1843 для участия в экспедиции в Восточный (Тихий) океан, но в августе Е.И.В. Николай 1 отменил экспедицию. 15.6.1844 корвет вышел из Севастополя в Грецию в распоряжение русского посланника (ходил к о-ву Сицилия, использовался для морских прогулок по Средиземному морю царской семьи, отдыхавшей на о-ве Сицилия). В 12.1845 в Палермо корвет присоединился к отряду вице-адмирала Ф. П. Литке, находившемуся в заграничном плавании в целях морской практики великого князя Константина Николаевича, вместе с ним совершил переход по маршруту Неаполь — Тулон — Алжир — Гибралтар — Лиссабон — Портсмут — Копенгаген, 23.6.1846 прибыл в Кронштадт и был перечислен в состав БФ. В 1847–1849 находился в практических плаваниях в Балтийском море. 23.9.1850 вышел из Кронштадта в Тихий океан для защиты прав Российско-Американской компании от английских и американских браконьеров по маршруту Копенгаген — Плимут — Рио-де-Жанейро — м. Горн (из-за сильных противных ветров огибал мыс 28 дней) — Вальпараисо — о-в Сан-та-Христиана (Маркизские о-ва) и 29.5.1851 прибыл в Петропавловский порт. С 7.7.1851 по 1.9.1852 перевозил грузы и пассажиров между Петропавловским портом, Аяном, Петровским зимовьем (устье р. Амур), Охотском и Новоархангельском. 23.9.1851 в Авачинской бухте погибли командир корвета И. Н. Сущев и 3 матроса (перевернулась шлюпка). 31.3.1853 корвет вышел из Петропавловского порта к Сандвичевым о-вам для соединения с эскадрой вице-адмирала графа Е. В. Путятина и 24.4 прибыл в Гонолулу, затем в составе эскадры перешел к о-вам Бонин, участвовал в съемке о-ва Бай-ли. 10.8 с эскадрой пришел в Нагасаки. 24.1.1854 покинул Нагасаки и 17.2 прибыл в Манилу, откуда 12.3 вышел к берегам Сибири и 19.4 прибыл в Императорскую Гавань, а 26.5 — в Петропавловский порт. Участвовал в Крымской войне 1853–1856. С 27.5 по 27.6.1854 корвет занимал брандвахтенный пост в Петропавловском порту, а его экипаж участвовал в строительстве береговых укреплений. 3.7 он вышел в зал. Де-Кастри в распоряжение графа Е. В. Путятина, а 1.9 вернулся в Петропавловский порт. 5.4.1855 в составе эскадры контр-адмирала B. C. Завойко, приняв на борт жителей города и имущество военного порта, вышел в море и 1.5 прибыл в зал. Де-Кастри. 8.5 участвовал в перестрелке с английскими судами под командованием коммодора Элиота, пытавшимися войти в залив; после перестрелки англичане ушли. 15–26.5 в составе эскадры перешел в устье Амура. 18–23.9.1856 перешел из зал. Де-Кастри в Императорскую Гавань, откуда после мелкого ремонта 3.10 вышел в Россию по маршруту Хакодате — б. Симода — о-в Тайвань — Макао — Гонконг — Манила — Зондский пр-в — Кокосовые о-ва — о-в Маврикий — м. Игольный — Кейптаун — о-в Св. Елены — Дильский рейд — Копенгаген и 16.9.1857 прибыл в Кронштадт. С 1858 числился сверх штата. 11.9.1863 исключен из списков судов БФ.
Командиры: И. Г. Арищенко (1842–1843), П. И. Кислинский (1844–1846), Н. А. Сахаров (1847–1848), Г. П. Хомотьяно (1849), И. Н. Сущев (с 8.1850 до 23.9.1851), И. О. Лихачев (с 14.10.1851 до 3.1853), Н. Н. Назимов (с 3.1853 по 1854), А. А. Васильев (до 6.1855), Н. М. Чихачев (с 6.1855), В. А. Римский-Корсаков (1856–1857).