"70–74-пушечные корабли тип "Фершампенуаз"
3 единицы
Три 74-пушечных корабля, построенные на Охтенской верфи в С.-Петербурге. Строитель И. А. Амосов. Имели большие размерения, чем корабли, строившиеся в Архангельске, и круглую корму. Отличались хорошими мореходными качествами. Два корабля из трех в 1852–1854 были переоборудованы в паровые. Официально относились к кораблям 74-пушечного ранга, но имели до 82 ор.
57,3 меж. перп.х15,3 б/о х5,9 м; 74/82 ор.
Фершампенуаз
Заложен 6.10.1832, спущен 16.11.1833, вошел в состав БФ.
В 1834, 1836, 1838–1842, 1845, 1846, 1851 и 1852 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском зал. В 7.1835 в составе эскадры вице-адмирала П. И. Рикорда доставил Гвардейский корпус из Кронштадта в Данциг, а в 9.1835 перевез его в Ревель. 3.7.1836 на Кронштадтском рейде принимал участие в церемонии встречи Балтийским флотом ботика Петра I. В 1848– 1849 тимберован в Кронштадте. Участвовал в экспедиции БФ в датские воды в 1848–1850. 29.6.1850 в составе 3-й дивизии вице-адмирала И. П. Епанчина вышел из Кронштадта к датским берегам. С 11.7 по 16.9 находился на Зондербургском рейде, затем с дивизией вернулся в Россию. Участвовал в Крымской войне 1853–1856. В 5–6.1854 стоял по диспозиции на Малом Кронштадтском рейде на случай прорыва неприятельского флота. В 7.1854 в составе эскадры вице-адмирала Д. П. Замыцкого, а в 8.1854 в составе эскадры адмирала П. И. Рикорда выходил к Красной Горке. С 1855 стоял в Кронштадтской гавани и больше в море не выходил. 21.3.1860 исключен из списков судов БФ.
Командиры: П. Ф. Анжу (1833–1842), А. Т. Александровский (1845–1846, 1851–1852), Н. Н. Карякин (1850), В. А. Дуванов (1854–1855).
Константин
Заложен 16.12.1835, спущен 24.8.1837, вошел в состав БФ.
В 1839–1847 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском зал. Участвовал в экспедиции БФ в датские воды в 1848–1850. С 28.7 по 30.8.1849 в составе 2-й дивизии контр-адмирала З. З. Балка крейсировал у о-ва Готланд, 15.6.1850 вместе с ней пришел к о-ву Мэн, а 1.7 перешел в пр-в Малый Бельт. До 11.7 находился на Зондербургском рейде, а затем с дивизией вернулся в Кронштадт. В 1852–1854 тимберован в Кронштадтском доке с обращением в паровой. Руководил работами А. Х. Шаунбург. Корпус корабля был удлинен, установлены четыре котла и паровая машина, усилена артиллерия.
ТТЭ корабля после тимберовки: 3697 т; 65,3 меж.перп.х16,2х5,9х х6,8 м; 450 л.с.; 10,5 уз; 72 ор. (24–, 36– и 60-фн); 950 человек.
21.5.1854 выведен из дока. В 1856 перевозил войска из Свеаборга в Кронштадт. В 1857–1860 в составе отряда паровых судов находился в практических плаваниях в Финском зал. 8.2.1864 исключен из списков судов БФ.
Командиры: В. Ф. Болговской (1838–1842), Н. Б. Никонов (1843–1848), В. Ф. Попов (1849–1850), Е. А. Беренс (1854–1855), П. В. Соловцов (1856), П. Н. Бессарабский (1857–1860).
Выборг
Заложен 22.6.1839, спущен 30.7.1841, вошел в состав БФ.
В 1843, 1845, 1847 и 1851 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском зал. В 1844 в составе эскадры вице-адмирала Г. И. Платера ходил в практическое плавание в Северное море. Участвовал в экспедиции БФ в датские воды в 1848–1850. 13.5.1848 в составе 3-й дивизии контр-адмирала И. П. Епанчина вышел из Кронштадта и 25.5 прибыл к о-ву Мэн. До 22.8 с дивизией крейсировал в районе о-вов Мэн, Рюген и Борнгольм, 1.9 вернулся в Кронштадт. С 28.7 по 30.8.1849 в составе 2-й дивизии контр-адмирала З. З. Балка крейсировал у о-ва Готланд. 29.6.1850 в составе 3-й дивизии вице-адмирала И. П. Епанчина вышел из Кронштадта к датским берегам. С 11.7 по 16.9 находился на Зондербургском рейде, а затем с дивизией вернулся в Кронштадт. С 23.10.1852 по 21.5.1854 тимберован в доке Петра Великого с обращением в винтовой. Руководил работами А. В. Мордвинов. Корпус корабля был удлинен, установлены четыре котла и паровая машина, усилена артиллерия.
ТТЭ корабля после тимберовки: 3505 т; 65,3 меж. перп.х15,8х5,9х х6,8 м; 450 л.с.; 7,5 уз; 72 op. (30–, 60– и 68-фн); 950 человек.
В 5–8.1856 перевозил войска из Свеаборга в Кронштадт. 2.10.1856 в составе эскадры контр-адмирала Е. А. Беренса вышел из Кронштадта в дальнее плавание в Средиземное море по маршруту Киль — Христианзанд — Шербур — Кадис — Генуя — Виллафранка — Генуя — Специя — Тулон — Алжир — Лиссабон — Брест — Киль — Ревель. 7.8.1857 вернулся в Кронштадт. При штиле и противном ветре шел под парами, при попутном ветре — под парусами. В Средиземном море плавал под флагом генерал-адмирала великого князя Константина Павловича. Во время стоянки в Лиссабоне экипаж корабля участвовал в тушении пожара в городе. В 1858–1860 в составе отряда паровых судов находился в практических плаваниях в Финском зал. 7.12.1863 исключен из списков судов БФ.
Командиры: Н. Н. Назимов (1841, 1843–1845), Р. А. Адамс (1847–1851), К. Р. Цебриков (1854), М. И. Дюгамель (1855–1858), А. Я. Тишевский (1859), В. А. Стеценков (1860), М. П. Тироль (1861–1863).