Нейтралитет Турции в годы Второй мировой войны теоретически исключал проход в Черное море боевых кораблей воюющих государств. Правда, по некоторым классам судов (например, быстроходным десант¬ным баржам MFR) этот запрет легко обходился разоружением барж и присвоением им «гражданских» названий. Кстати, пользовались этим приемом не только страны «оси», но и СССР, когда в конце 1941 г. вы¬вел из Черного моря ледокол «Микоян», до этого числившийся вспомо¬гательным крейсером.
Не считая этих достаточно юридически спорных моментов, за вре¬мя войны проводок через Черноморские проливы боевых кораблей спе¬циальной постройки обеих противоборствующих сторон не было. Это предопределило довольно компактную и стабильную группировку гер¬манских ВМС на театре.
К началу военных действий на Черном море германские корабли от¬сутствовали. Появились они там только в сентябре—октябре 1941 г. в виде групп тральных кораблей из состава германской Дунайской фло¬тилии. Катерные тральщики FR-1 — FR-12, а также обеспечивавшие их плавбазы, прорыватель минных заграждений «Sperrbrecher-191» и речной минный заградитель «Theresia Walner» проделывали проходы в советских и румынских заграждениях от устья Дуная до Одессы и Дне¬провского лимана. Чуть позже к этой работе привлекли «зондеркоманду В», состоявшую из первой партии паромов «Siebel» (около 30 единиц). Кроме траления паромы с ноября привлекались и к транспортным пере¬возкам.
Несмотря на то что в 1941 г. немецкая группировка на Черном море была немногочисленной, она понесла относительно большие потери. Тральщики FR-5 и FR-6 погибли на минах в устье Дуная 6 сентября, FR- 12 — 11 октября, «Theresia Walner» погибла у Очакова 25 октября. Из 30 паромов погибло девять. SF-25 26 октября сел на мель во время боя с подводной лодкой М-35 и позднее был разрушен штормом. Навигаци¬онные аварии стали причиной потери паромов SF-4, SF-10, SF-11, SF-26, SF-27, SF-28. Паром SF-16 24 ноября погиб на мине, a SF-29 3 декабря сгорел в Констанце.
Формирование германских ВМС на Черном море началось с весны 1942 г. — в преддверии летней кампании на советско-германском фрон¬те. Еще 2 января должность командующего Немецкой морской миссии в Румынии переименовали в Адмирала Черного моря. Этот пост после¬довательно занимали вице-адмирал Ф. Фляйшер (до мая 1942 г.), вице- адмирал Вурмах (май—ноябрь 1942 г.), вице-адмирал Виттхёфт-Эмден (ноябрь 1942 — февраль 1943 г.), вице-адмирал Кизерицки (февраль— ноябрь 1943 г.; убит при налете советских штурмовиков в районе Керчи), вице-адмирал Г. Бринкман (до октября 1944 г).
Существовавшее в рамках морской миссии Немецкое морское учеб¬ное командование «Румыния» (Deutsches Martinelehrkommando Ru- manien; с апреля 1943 г. — Немецкое морское командование «Констан¬ца») взяло на себя функции штаба соединений охраны водного района в северо-западной части Черного моря. Одновременно шеф этого коман¬дования являлся германским представителем (фактически — началь¬ником штаба) при штабе ВМС Румынии. Шефами командования явля¬лись: капитан 1-го ранга Гадов (до февраля 1943 г.), капитан 1-го ранга Кидерлен (февраль 1943 г. — январь 1944 г.), капитан 1-го ранга Вейер (январь—июнь 1944 г.), капитан 1-го ранга Хейнихен (июнь—сентябрь 1944 г.).
С января 1944 г. при морском командовании «Констанца» был сфор¬мирован штаб 10-й дивизии охранения, которому подчинялись все флоти¬лии охраны водного района, действовавшие между Констанцей, Одессой и Севастополем. В июне 1944 г. в связи с резким сужением операционной зоны вражеского флота на Черном море штаб дивизии расформировали. Ее командиром в течение всего периода являлся шеф германского мор¬ского командования «Констанца» капитан 1-го ранга Вейер.
Главной задачей, ради которой, собственно, и создавались герман¬ские ВМС на Черном море, являлся захват Севастополя. Опыт двух пер¬вых штурмов показал, что без изоляции главной базы советского Черно¬морского флота с моря решить данную задачу будет если и возможно, то крайне затруднительно. В то же время ВМС Румынии явно не годились для подобных действий. Несмотря на то что создаваемая группировка получала явно ударную направленность, германское командование пред¬усмотрело включение в нее и десантных флотилий для транспортных перевозок, и эскортных сил для их обеспечения.
Наиболее крупными германскими кораблями на театре стали подво¬дные лодки. Их переброска осуществлялась комбинированным спосо¬бом: сначала на автомобильных трейлерах, затем на буксире по Дунаю. Из-за указанных сложностей успеть к штурму Севастополя они не смог¬ли. Всего на Черное море в 1942—1943 гг. прибыло шесть подводных ло¬док, сведенных в 30-ю флотилию: U-9 (вступила в строй на Черном море 28.10.42), U-18 (6.05.43), U-19 (9.12.42), U-20 (7.05.43), U-23 (3.06.43) и U-24 (13.10.42). С ноября 1942 г. они достаточно интенсивно действовали на советских коммуникациях у кавказских берегов, и к моменту оконча¬ния боевых действий представляли единственную им угрозу. В ходе ре¬шения боевых задач потерь у подлодок не было. Лишь 20 aeiycrra 1944 г. U-9 погибла во время налета советской авиации на Констанцу. Находив¬шиеся там же в ремонте U-18 и U-24 получили в ходе этого налета не¬которые повреждения и не могли самостоятельно покинуть базу, которую в связи с выходом Румынии из войны пришлось срочно эвакуировать. 23 aBiycra обе подлодки были затоплены на внешнем рейде Констанцы. Оставшиеся три германские подлодки действовали до 11 сентября, успев совершить еще несколько торпедных атак советских и румынских кора¬блей, после чего были затоплены своими экипажами у турецкого побе¬режья.
К началу июня 1942 г. на Черное море прибывает 1-я флотилия тор¬педных катеров (S-26, S-27, S-28, S-40, S-72, S-102). Полностью разо¬руженные катера перевозились из Дрездена на Эльбе в Инголыптадт на Дунае на специальных большегрузных автомобильных платформах, по¬сле чего спускались на воду, собирались и шли своим ходом в Черное море. Все шесть катеров приняли участие в блокаде Севастополя, причем S-102 19 июня потопил транспорт «Белосток». С августа флотилия, по¬полненная присланными из Германии катерами S-47, S-49, S-51 и S-52, базировалась на Феодосию и действовала на коммуникациях у берегов Кавказа вплоть до района Туапсе; весной 43-го она принимала участие в блокаде малоземельского плацдарма. В июне в состав флотилии вошли S-42, S-45, S-46, а в начале 1944-го — S-131, S-148, S-149. Последние выходы катеров на наши коммуникации относились к январю—февралю 1944 г., после чего активность советской авиации заставила перенести базу в Севастополь. В последние месяцы войны катера в основном ис¬пользовались для сопровождения своих же конвоев в качестве противо- катерного охранения.
В ходе боевых действий погибли:
S-27 — 5 сентября 1942 г. торпедирован неисправной торпедой с S-72;
S-102 — 8 июля 1943 г. подорвался на мине в Керченском проливе;
S-46 — 11 сентября 1943 г. потоплен истребителем;
S-42, S-52 и S-131 — 20 августа 1944 г. уничтожены советской ави¬ацией в Констанце (на тяжело поврежденных в этом же налете S-28 и S-149 личный состав уничтожил двигатели);
S-26 и S-40 —19 августа 1944 г. уничтожены авиацией в Супине, тя¬жело поврежденный в этом налете S-72 позднее затоплен;
S-148 — 22 августа погиб от подрыва на мине в устье Дуная.
Практически одновременно с флотилией 1 S-F1 на театр переброси¬ли 3-ю флотилию тральщиков (3 R-F1 — R-33, R-35, R-Зб,- R-37, R-163, R-164, R-165, R-166), действовавшую ранее в Ла-Манше. В связи с от¬сутствием на Черном море более крупных надводных кораблей катерные тральщики решали широкий круг задач: от траления и конвоирования торговых судов до обстрела занятого советскими войсками побережья Азовского моря в августе 1942 г. В 1943—1944 гг. флотилию усилили катерами R-196, R-197, R-203 — R-209, R-216 и R-248.
R-36 29 апреля 1943 г. подорвался на румынской мине у Констан¬цы, и его оставшаяся на плаву кормовая часть не восстанавливалась. R-33 19 июля 1943 г. потопила у Ялты советская авиация. Та же судьба постигла в Феодосии 11 апреля 1944 г. R-204. 25 апреля R-208 погиб на Дунае в результате подрыва на британской донной мине. Поврежденные в ходе налета на Констанцу R-37, R-203 и R-205 затопили при эвакуации базы 25 августа, а все остававшиеся «раумботы» — 30 августа в Варнен¬ском заливе.
Второй флотилией катерных тральщиков на Черноморском теа¬тре стала 30-я, которую сформировали в июле 1943 г. из катеров, ранее входивших в состав Дунайской флотилии. Она включала «раумбот» R-30 (потоплен авиацией 23 сентября 1943 г. в Керчи), катерные траль¬щики голландской постройки RA-51, RA-52, RA-54 и RA-56 (затопле¬ны экипажами в августе 1944 г.), прорыватсли минных заграждений «Sperrbrecher-192» и «Sperrbrecher-193» (последний потоплен*советской авиацией 10 апреля 1944 г.), девять катерных тральщиков типа FR, 18 ка¬теров типа FZ и два буксира. Большая часть кораблей этой флотилии в августе 1944 г. успела уйти вверх по Дунаю и продолжила там боевые действия до конца войны.
Эскортные функции выполняли 1-я, 3-я и 23-я флотилии противоло¬дочных кораблей. 1 Uj-Fl сформировали в июне 1943 г. на базе существо¬вавшей с сентября 1942 г. группы противолодочных кораблей Дунайской флотилии «Супина». В ее состав входили переоборудованные в охотники за подводными лодками военные транспорта типа КТ: Ш-101 (КТ-39), Ш-102 (КТ-40), UJ-103 (КТ-37), Ш-104 (КТ-17), Ш-105 (КТ-24), Ш-106 (КТ-23), Ш-107 (КТ-33), Ш-108 (КТ-29), Ш-109 (КТ-4), Ш-110 (КТ-38), Ш-111 (КТ-30), три корабля разных типов: Ш-115 «Ros- ita», UJ-116 «Xanten», UJ-117 «SchifF-19»; а также переоборудованная MFRUJ-118 (F-308).
UJ-102 (КТ-40) погиб 15 декабря 1943 г. в районе Евпатории при до¬вольно курьезных обстоятельствах. Командир корабля доложил о кон¬такте с подводной лодкой, которую он намерен атаковать, после чего связь с ним пропала. Спустя несколько часов на воде обнаружили об¬ломки корабля и тела членов экипажа, из которых не спасся никто. Про¬веденное расследование предложило в качестве основной версии гибель корабля в результате взрыва боеприпасов на лежавшем на дне транс¬порте «Santa Fe» — взрыв был спровоцирован глубинным бомбомета¬нием. UJ-117 «SchifF-19» 28 марта 1944 г. выбросило штормом на берег в районе Констанцы. Ш-104 (КТ-17) 27 апреля был торпедирован со¬ветским торпедным катером у Севастополя, отбуксирован в порт, где его впоследствии и затопили. UJ-115 «Rosita» потопила советская авиация 20 августа в ходе удара по Констанце. Ш-113 (КТ-39), по-видимому, тог¬да же получил тяжелые повреждения и его спустя пять дней затопили на внешнем рейде порта. Ш-103 (КТ-37), Ш-105 (КТ-24), Ш-107 (КТ-33), Ш-111 (КТ-30) и Ш-118 (F-308) 26—30 августа были затоплены или бро¬шены экипажами в болгарских водах. Та же судьба постигла в октябре Ш-106 (КТ-23) и Ш-110 (КТ-38), когда они пытались прорваться вверх по Дунаю. Ш-108 (КТ-29) и Ш-109 (КТ-4) в июне 1944 г. в разоруженном состоянии ушли в Эгейское море, где спустя три месяца погибли уже под другими номерами.
Кроме того, на театре имелось две флотилии малых охотников за подлод¬ками KFK. В апреле 1943 г. сформировали 23 Uj-Fl. Эгу флотилию укомплек¬товали военнослужащими из хорватского морского легиона, хотя офицеры оставались немецкими. Позднее, в марте 1944г.,корабли соединенияполучили полностью германские экипажи. С июля 1943-го флотилия приступила к со¬провождению конвоев между Констанцей и Одессой, а позднее и между Кон¬станцей и Севастополем. В ее составе имелись охотники Ш 2301 (KFK-81), Ш-2302 (KFK-82), Ш-2303 (KFK-83), Ш-2304 (KFK-84), Ш-2305 (KFK-85), Ш-2306 (KFK-86), Ш-2307 (KFK-92), Ш-2309 (KFK-15), Ш-2310 (KFK-372),
Ш-2311 (KFK-20),UJ-2312(KFK-17),UJ-2313(KFK-373),UJ-2314(KFK-202), Ш-2316 (KFK-31), UJ-2317 (KFK-200), Ш-2318 (KFK-47).
3 Uj-Fl сформировали 16 ноября 1943 г. из группы катеров 30-й флоти- лии. В ее состав входили Ш-301 (KFK-7), Ш-302 (KFK-8), Ш-303 (KFK.-9), Ш-304 (KFK-10), Ш-305 (KFK-11), UJ-306 (KFK-12), Ш-308 (KFK-44), Ш-309 (KFK-193), Ш-310 (KFK-194), Ш-312 (KFK-45), а позднее также Ш-307 (KFK-19), Ш-313 (KFK-21), UJ-314 (KFK-22), Ш-315 (•), Ш-316 (•), UJ-317 (KFK-46) и UJ-318 (KFK-195).
Обе флотилии принимали активное участие в защите коммуника¬ций на последнем этапе войны, в том числе и во время эвакуации во¬йск 17-й армии из Крыма. Соответственно потери их оказались чувстви¬тельными. Ш-2304 (KFK-84) 3 мая 1944 г. потопила советская авиация, UJ-2313 (KFK-373) и Ш-2314 (KFK-202) погибли 9 мая от огня советской полевой артиллерии в Южной бухте Севастополя. Ш-2303 (KFK-83) по¬лучил при этом серьезные повреждения и, по некоторым данным, зато¬нул 11 мая на подходах к Варне. Ш-310 (KFK-194) 11 мая получил по¬падание тяжелого снаряда у мыса Херсонес и затонул на мелководье. Ш-316 18 июня погиб на мине у Супины, а Ш-2307 (KFK-92) — 23 июня у Варны. В конце августа большая часть катеров оказалась затоплена своими экипажами, а часть стала советскими трофеями.
Летом 1943 г. для эскортной и сторожевой службы у побережья Румынии и Болгарии сформировали 30-ю и 31-ю эскортные флотилии. Их основу составили сторожевые катера Дунайской флотилии типа «Дельфин», новопостроенные KFK и мобилизованные рыболовные катера. 30-ю флотилию (находилась в оперативном подчинении ко¬мандующего Дунайской флотилией) составляли 29 катеров с номера¬ми между G-3001 и G-3080, 31-ю — 26 с номерами между G-3101 и G-3184.
1 августа 1944 г. все эскортные флотилии и флотилии охотников за подлодками переформировали в 1 и 2-ю флотилии обороны побережья Черного моря (Kuestenschutzflotillie Schwarzes Меег). Флотилии имели в своем составе корабли с литерным обозначением SM: 1-я — 101—111, 121—132, 141—147, 161—166, 2-я — 201—231, 241—247. Как уже от¬мечалось, частично флотилии комплектовались катерами типа KFK, ча¬стично — обычными рыболовными катерами.
Как и на других театрах войны, на Черном и Азовском морях в основ¬ных базах и портах имелись небольшие соединения базовых сторожевых кораблей и каптеров. Соединения охраны рейдов имелись в Бердянске (RB01 — RB10), Феодосии (RF01 — RF15), Геническе (RG01 — RG10), Керчи (RK01 — RK14), Мариуполе (RM01 — RM10), Очакове (R01 —
R015), Николаеве (RN01 — RN04, RN21 — RN25), Одессе (PI — Р5, R021 — R029), Севастополе (RS01 — RS10, RS24 — RS31, RS1701 — RS1710), Таганроге (RTaOl — RTalO), Темрюке (RT01 — RT10) и Варне (BW01 — BW04, BW19, BW20). Часть кораблей и катеров этих флоти¬лий погибла в боевых действиях, часть затопили при эвакуации портов, а уцелевшие в августе 1944 г. пополнили флотилии обороны побережья.
В связи с отсутствием на Черном море достаточного количества транспортных судов, а также необходимостью перевозок в интересах го¬товившихся к наступлению войск в начале 1942 г. немцы приступили к формированию на театре десантных флотилий барж MFR. Впоследствии роль барж еще более возросла, когда в начале 1943 г. на них лета за¬дача снабжения войск 17-й армии на Кубанском плацдарме. В ноябре— декабре того же года десантные флотилии составили основу сил блокады наших войск на Эльтигенском плацдарме южнее Керчи, а в мае 1944-го вывезли из Севастополя не менее половины от числа эвакуированных морским путем военнослужащих противника. Столь активное примене¬ние MFR обусловило и многочисленность имевшихся на театре флоти¬лий и довольно большие потери.
1 L-F1 сформировали в феврале 1942 г., 3 L-F1 — в октябре 1942 г., 5 L-F1 — в апреле 1943 г. и 7 L-F1 — в июле 1943 г. Всего в разное время в их состав входили: F-121, F-122 , F-125, F-128, F-130 — F-139, F-142 — F-145, F-162, F-168, F-170, F-176, F-211, F-217, F-229, F-301 — F-307, F-312—F-316, F-322, F-323, F-325, F-326, F-329, F-332—F-337, F-339 — F-342, F-353, F-367 — F-369, F-371 — F-374, F-382, F-386, F-394, F-395, F-401, F-405, F-406, F-418, F-419, F-445 — F-449, F-467, F-469 — F-476, F-492, F-493, F-521, F-532—F-539, F-558 — F-586, F-589, F-591 —F-594, F-848 — F-852, F-893 — F-898.
Количество MFR на Черном море постоянно изменялось. Дело в том, что их строили в Варне (80 единиц) и в портах на реке Дунай. Таким образом, германские силы на Черном море не только в основном уком¬плектовывались кораблями местной постройки, но и передавали их на другие театры. Например, F-123, F-124, F-126, F-127, F-129, F-331, F-338, F-370 после непродолжительного пребывания на Черном море переш¬ли в Эгейское. Корабли последних серий, вошедшие в строй в 1944 г: F-899 — F-908, — уже к середине года в основном ушли на Дунай и да¬лее воевали там.
К сожалению, исчерпывающей информации по потерям MFR нет — они были очень велики и на завершающем этапе даже не всег¬да фиксировались документально. Самым страшным врагом MFR яв¬лялась авиация Черноморского флота. Она потопила: F-134 и F-1251 (9.9.1942), F-533 (18.9.1942), F-176 (26.2.1943), F-535 (27.2.1943), F-386 (19.11.1943), F-309 и F-367 (19.5.1943), F-328 (27.5.1943), F-144 (7.7.1943), F-217 (24.9.1943), F-229 (9.10.1943), F-418 (17.10.1943), F-449(9.11.1943), F-594(28.11.1943), F-306 (30.11.1943), F-573(l. 12.1943), F-360 (3.12.1943), F-305 и F-369 (5.12.1943), F-565 (13.4.1944), F-395, F-564 и F-569 (15.4.1944), F-132 (6.5.1944), F-130 (поврежденная совет¬ской авиацией и брошенная экипажем, 12.05.1944 добита артиллерией подводной лодки С-33), F-568 (20.8.1944).
На втором месте оказались мины: F-145 (3.6.1942), F-133 (10.8.1942), F-138 (5.10.1942), F-336 и F-538 (19.12.1942), F-162 (2.1.1943), F-323 (24.1.1943), F-473 (17.2.1943), F-143 (24.2.1943), F-371 (9.3.1943), F-136 (14.3.1943), F-475 (15.3.1943), F-121 (15.6.1943), F-583 (6.09.1943), F-302 и F-315 (2.10.1943), F-125 (4.10.1943), F-128 (26.10.1943). На¬вигационные аварии, в том числе при уклонении от ударов совет¬ских сил, стали причиной гибели F-470 (23.5.1943), F-126 (4.11.1943), F-419 (11.11.1943 затоплен на мелководье в результате поврежде¬ний, полученных в ночном бою с F-305), F-536 (23.11.1943), F-341 и F-574 (30.11.1943, уклоняясь от удара штурмовиков Ил-2, сели на мель, ще их позже уничтожили), F-446 (9.01.1944), F-558 (16.02.1944). Не раз попадали MFR и под торпедные удары черноморских под¬водников, которые потопили F-329 (тяжело повреждена 23.5.1943 в бою с подлодкой Л-4, не восстановлена), F-474 (10.10.1943), F-592 (15.11.1943), F-566 (2.12.1943), F-580 (9.12.1943). Береговая ар¬тиллерия уничтожила F-313 (6.11.1943), F-135 (20.02.1944), торпедные катера — F-334 (1.08.1942). F-303, F-492, F-493, F-577 были затоплены 28.10.1943 при эвакуации из Геническа, a F-560 — 2.11.1943 в Скадов- ске. F-374 и F-521 потоплены 25.08.1944 в Килийском гирле. Остальные MFR погибли в результате не установленных по документам причин, либо были затоплены в конце августа 1944 г. в румынских и болгарских водах. Часть из них подняли и ввели в состав советского Черноморско¬го флота.
В феврале 1943 г. формируется 3-я флотилия артиллерийских барж. В нее входили артиллерийские лихтеры типа MAL: 1—4, 8—И. По¬скольку лихтеры строились в Германии, а затем посекционно пере¬возились по железной дороге на Черное море, окончить формирование флотилии удалось только к июню. В последующие месяцы флотилия занималась сопровождением конвоев, ходивших на Кубань, а также несением дозорной службы в Азовском море, причем неоднократно участвовала в боевых столкновениях с бронекатерами Азовской флоти¬лии. MAL-8, поврежденный 18 сентября штурмовиками Ил-2, выбро¬сился на берег, где 26 сентября его взорвали саперы; MAL-1, MAL-3, MAL-9 — MAL-11 были взорваны своими экипажами 29 октября в Ге- ническе при эвакуации порта. MAL-2 и MAL-4, находившиеся в разо¬бранном состоянии в Севастополе, перевезли в Констанцу, но в строй так и не ввели.
Расформированную в октябре 1943 г. флотилию воссоздали в феврале 1944 г. — на этот раз она состояла из свежепостроенных артиллерий¬ских барж. В нее входило шесть AF: 51—56. В апреле—мае плавбатареи флотилии принимали участие в артиллерийской поддержке фланга сухо¬путных войск у Севастополя, а также несении ночных противокатерных дозоров. Все они были затоплены своими экипажами в румынских и бол¬гарских водах в конце августа.
Кроме флотских соединений, на Черном и Азовском морях действо¬вали армейские морские транспортные средства. Прежде всего, это уже упоминавшиеся самоходные паромы типа «Siebel». Кроме этого в состав понтонно-мостовых парков входили десантные мотоботы PELB (Pionier- Landungs boot) четырех типов.