История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Общая обстановка на Черном море к началу 1915 г.


Общая обстановка на Черном море к началу 1915 г.

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


В итоге боевых действий в 1914 г. ни одной из воюющих коалиций не удалось достичь намеченных целей. В 1915 г. Германия решила ограничиться на западе стратегической обороной и главный удар нанести на востоке по русским войскам. Поэтому основная борьба в 1915 г. развернулась на русско-германском фронте. Кавказский фронт для России по- прежнему оставался второстепенным.
Разгром турецких войск в Саракамышской операции заставил турок перейти к стратегической обороне и заняться восстановлением боеспособности своей 3-й армии. Русские войска на Кавказском фронте намечали в 1915 г. осуществить ряд наступательных действий, прежде всего в районе Батум — Артвин, где турки еще удерживали за собой часть русской территории.
Состав и соотношение сил русского Черноморского флота и германо-турецкого флота к началу 1915 г. не изменились. В связи с тем что опасения за безопасность своего побережья оказались напрасными, русское командование в начале 1915 г. уделило особое внимание борьбе с перевозками противника вдоль Анатолийского побережья, что соответствовало требованиям приказа верховного главнокомандующего от I января 102 103 и просьбе штаба Кавказской армии от 2 января 2. Правда, воинские перевозки турок были далеко не такими значительными, как это считало русское сухопутное командование. Турки смогли перебросить
на Кавказский фронт небольшую часть своего 1-го корпуса. Наступление противника не было обеспечено снабжением и достаточными резервами, а потому вскоре выдохлось.
Русские войска, перейдя в контрнаступление, поставили турок в исключительно тяжелое положение. Вернувшийся с Кавказского фронта военный министр Турции потребовал срочной переброски туда подкреплений по Черному морю. Однако выход из строя «Гебена» и опасение встречи с русским флотом заставили противника вообще отказаться от перевозок войск этим путем 104. Но русская Ставка, командование Кавказской армии и командование Черноморского флота, находясь в полном неведении о состоянии «Гебсна» и положении дел в Турции, явно переоценивали объем вражеских морских перевозок. 7 января Ставка вновь телеграфировала командующему флотом: «Считается, что флот слишком долго стоит в Севастополе. После нашей победы следует ожидать больших перевозок для восстановления турецкой армии, а также каких-либо выступлении «Гебсна», чтобы изгладить впечатление поражения»105. Наконец 17 января Ставка поставила Черноморскому флоту следующие задачи на кампанию 1915 г.:
— не допустить высадки крупных сухопутных сил на нашей территории и в районе юго-восточной Анатолии;
— воспрепятствовать снабжению Анатолийской турецкой армии различного рода припасами и отдельными транспортами;
— экспедицию к Босфору осуществить только тогда, когда неприятель на главном театре будет окончательно разбит;
— избегать боя в неравных условиях, т. е. в непосредственной близости к Босфору. Так как море в сложившихся условиях нужно противнику, заставить его искать боя с русским флотом;
— разделение главных сил допускать лишь в самых крайних обстоятельствах, например, при твердой уверенности в угрозе высадки большой десантной экспедиции106.
Таким образом, главные задачи флота по сути оставались оборонительными. Центр тяжести активных действий переносился в раной Восточной Анатолии, в район морских перевозок противника, где, по мнению Ставки, следовало действовать эпизодически. Высадка десанта в районе Босфора и иные действия здесь, которые, как показал опыт 1914 г., могли дать успешные результаты, откладывались на неопределенный срок, а бой с «Гебеном» в юго-западной части моря считался опасным. Инициатива действий отдавалась в руки противника.
29 января верховный главнокомандующий потребовал от Черноморского флота не допустить подвоза противником каких-либо подкреплений з юго-восточную часть Анатолии в течение двух недель, необходимых для перегруппировки русских сил после успешных действий у Саракамыша и Караургана 107 108. Но уже 3 февраля с получением сведений о выходе в ближайшее время в море всего германо-турецкого флота командующему Черноморским флотом было разрешено действовать по своему усмотрению2. Вскоре в связи с началом действий англо- французских морских сил у Дарданелл задачи русского флота на Черном море были изменены.
В ходе кампании 1915 г. произошли существенные изменения в составе флотов воюющих сторон на Черном море. Противник пытался усилить свой флот, перебросив на этот морской театр германские подводные лодки из Средиземного моря.- 8 июня в Константинополь пришла подводная лодка «UB-8», 21 июня — «UB-7», в августе и октябре— «UB-14», «UC-13» и «UC-15». Все эти лодки имели малое водоизмещение, относительно слабое вооружение и поэтому существенных результатов достигнуть не могли. «UC-13» 29 ноября была выброшена во время шторма на берег в районе устья р. Мелен, а 31 декабря ее уничтожили артиллерийским огнем русские миноносцы.
Русский Черноморский флот в 1915 г. значительно пополнился новыми кораблями. В его состав вошли линейные корабли «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина II», крейсер «Прут» (бывший турецкий «Меджидие»),.эскадренные миноносцы «Быстрый», «Громкий», «Поспешный», «Пылкий» и «Счастливый», подводные лодки «Нерпа». «Морж», «Тюлень», «Краб», «Нарвал», «Кит», «Щука», «Сом»3, «Скат» и «Налим», гидроавнатранспорты «Александр I» и «Николай I»4.
Вступление в строй новых линейных кораблей позволило разделить дивизию линейных кораблей на три тактические группы, каждая из которых могла с успехом вести бой с линейным крейсером «Гебен». Однако новые русские линейные корабли типа «Императрица Мария» уступали ему в скорости хода и поэтому не могли вынудить крейсер к бою в любых условиях. В связи с этим в кампании 1915 г. при всех встречах с русскими линейными кораблями «Гебен», как правило, пользуясь своим преимуществом, уклонялся от решительного боя, чтобы не попасть под огонь более мощной артиллерии русских линейных кораблей.
Некоторое преимущество, которым располагал противник в легких крейсерах в 1914 г., в кампании 1915 г. фактически им было утрачено, так как «Бреслау» большую часть года простоял в ремонте.
В 1915 г. значительно возросло преимущество Черноморского флота в эскадренных миноносцах и миноносцах, ибо, в то время как турки потеряли за год 3 эскадренных миноносца и 2 миноносца, русский флот пополнился 5 новейшими эскадренными миноносцами типа «Новик».
Вступление в строи 10 новых подводных лодок типа «Барс» позволило приступить к активным действиям у берегов противника, в частности у Босфора. Наконец, с вводом в строй гидроавиатранспортов представилась возможность широко использовать в действиях у вражеских берегов новый род сил — корабельную авиацию.
Значительное изменение соотношения сил на Черном море в пользу русского флота позволило ему перейти к систематическим действиям разнородными силами на морских сообщениях противника, которые к концу кампании 1915 г. стали перерастать в блокаду Босфора.
Задачу противодесантной обороны побережья Черноморский флот решал прикрытием наиболее важных участков оборонительными минными заграждениями и развертыванием дополнительных постов наблюдения и связи. Начатая еще в 1914 г. постановка оборонительных минных заграждений продолжалась и зимой 1915 г. Следует отметить, что живучесть минных заграждении, особенно поставленных на малых глубинах, оказалась явно недостаточной. Так, к весне 1915 г. в результате зимних штормов в различных районах было выброшено на берег до 300 мин, из них около 200 — в мелководном районе Керченского про- . лива. Всего было сорвано с якорей 6,7% от общего числа выставленных мин, а в Керченском проливе — 36,4% К Это обстоятельство требовало подновления заграждений. В 1915 г. в северо-западном районе моря было выставлено 1012 мин и в районе Севастополя 550 мин.
В начале 1915 г., как и в 1914 г., морские перевозки на Черной море осуществлялись в весьма ограниченных размерах на страх и риск отдельных судовладельцев. 95 русских судов по военно-судовой повинности, большая часть союзных судов по договорам с иностранными владельцами и взятые как призы вражеские суда были включены в состав Транспортной флотилии Черноморского флота. До начала 1915 г. большая часть транспортов переоборудовалась для перевозки войск и военных грузов. Хотя морской министр адмирал Григорович считал, что десант на Черном море придется высаживать только после победы над Германией, он все же требовал, чтобы Транспортная флотилия могла в любое время поднять десант в составе до двух армейских корпусов109 110.
Свыше 140 малотоннажных к тихоходных судов частных судовладельцев совершали перевозки по Черному и главным образом Лзовско- иу морям. Военное командование только информировало капитанов пароходов об обстановке в районе плавания, а если в том или ином районе обнаруживались боевые корабли противника, запрещало выход в море. Почти полное прекращение перевозок на Черном море отрицательно сказалось на состоянии сухопутного транспорта в южных районах страны. Уже в начале 1915 г. железные дороги юга России не могли обеспечить перевозку самых необходимых грузов. Суда Транспорт- ион флотилии для перевозки народнохозяйственных грузов стали использоваться после длительной бюрократической переписки между различными ведомствами только с апреля 1915 г.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918