Поход подводных лодок «Гепард», «Барс», «Е-1», «Е-8» и «Е-18»
25 мая —4 июня. Этим лодкам ставилась основная задача —?уничтожать транспорты и боевые корабли и дополнительная — разведка морских сообщений противника. И на этот раз командиры лодок были предупреждены о строгом соблюдении нейтралитета Швеции и международных норм по действиям на морских сообщениях.
Районы действий между подводными лодками были распределены следующим образом: «Гепард» должна была действовать в районе Лан- * сорт, Нора-Эланд-Удэ, о. Готланд; «Барс» — между Эландом, Ханэ и Борнгольмом; «Е-8» — у Либавы; «Е-18» — у Мемеля; «Е-1» —между Иерсгефтом и Свинемюнде. Таким образом, лодки должны были нанести удар как по морским перевозкам между Германией и Швецией, так и по войсковым перевозкам противника между западными и восточными базами.
25 мая все пять подводных лодок вышли из Ревеля. На следующий день в 40 милях западнее Либавы «Е-18» (предположительно) тяжело повредила немецкий эскадренный миноносец, который был отбуксирован в Либаву. В 30 милях северо-западнее Стейнорта она обнаружила транспорт противника в охранении 4 эскадренных миноносцев, но не сумела выйти в атаку. Около 19 час. 30 мин. она же безуспешно пыталась атаковать 3 эскадренных миноносца, следовавших самостоятельно. Это были последние сведения о «Е-18», которая из похода не возвратилась. Причины гибели лодки до сих пор установить не удалось.
Около 19 час. подводная лодка «Барс» остановила у северной оконечности о. Готланд шведский пароход, который после проверки был отпущен. Около 13 час. 30 мин. 27 мая она осмотрела норвежский пароход.
«Гепард», крейсировавший у Лансорта, в течение дня наблюдал шведские, норвежские и датские суда. Вечером эта лодка обнаружила 3 транспорта в охранении 2 вспомогательных кораблей. Во время маневрирования для атаки она сама была атакована кораблями эскорта и, уклоняясь от тарана, получила повреждения 37- и 57-мм орудий.
Вечером следующих суток «Барс» безрезультатно атаковал торпедой у о. Эланд транспорт противника, обстрелявший лодку из хорошо замаскированного кормового орудия. Попаданий в лодку не было. Но этот факт подтвердил достоверность сведений о вооружении германских транспортов артиллерией.
В 12 час. 07 мин. 29 мая в точке ш=54°26' сев., д=16°0Г воет. «Е-1» атаковала транспорт «Винтертон», шедший в охранении канонерской лодки. Выпущенные с дистанции около 275 м одновременно три торпеды прошли мимо цели. Между 16 и 18 час. лодка была трижды атакована самолетами противника, безрезультатно сбросившими на лодку 11 бомб. В тот же день пыталась атаковать германский транспорт и подводная лодка «Гепард», но и ей не удалось сделать это.
31 мая «Е-1», «Е-8» и «Гепард» вернулись в Ревель, «Барс» продолжал крейсерство до 4 июня.
Результаты похода оказались неутешительными. Только в четырех случаях подводным лодкам удалось выйти в атаку, из них три раза безуспешно. Такая низкая эффективность торпедных атак объяснялась рядом причин, из которых основными были следующие: усложнение условий действий, усиление противником дозоров, введение конвоирования и вооружение транспортов; недостаточная подготовка командиров лодок; малая мореходность и скорость хода лодок, плохая видимость в перископ; трудность опознавания транспортов противника и необходимость строгого выполнения ограничений, связанных с соблюдением нейтралитета Швеции. Действия командиров лодок связывало и то, что немецкие транспорты часто шли под флагами нейтральных государств.