Кто на Северном флоте не знал эсминец «Гремящий»! Его имя произносилось с восхищением,а моряками даже с некоторой завистью. Как на Черном море был известен «Ташкент», так на Севере «Гремящий».
Свой первый бой в 1941 году он принял в Кольском заливе. Звено за звеном шли фашистские бомбардировщики, но прорвать заградительный огонь эсминца не могли. Вот задымил и врезался в скалы один из «юнкерсов». Следующий заход, и пятисоткилограммовая бомба рвется в 40 м от борта. Взрывом разметало орудийные расчеты. Другая бомба падает между «Гремящим» и мотоботом. Мотобот подбросило в воздух, где он переломился пополам и ушел под воду. И еще два вражеских самолета сбивает «Гремящий» в этом неравном бою.
Но главная роль, выпавшая на долю «Гремящего», - это проводка конвоев со своим напарником - эсминцем «Сокрушительный». В одной из проводок каравана «Гремящий» попал в сильный шторм. Обледеневают такелаж и надстройки, идут плотные снежные заряды. Но плохая видимость - наш союзник. В такую погоду тяжело рассмотреть через перископ проходящий даже вблизи конвой.
Путь преграждает немецкий рейдер. Наши корабли вступают с ним в артиллерийскую дуэль. На фашистском корабле первые попадания, взрывы и столбы дыма. Он не выдерживает боя и уходит за пределы видимости.
С «Гремящего» обнаружили перископ подводной лодки, которая действовала совместно с рейдером. «Гремящий» утюжит этот квадрат глубинными бомбами, пока на поверхности не расходится огромное масляное пятно и не всплывают какие-то обломки. Подводная лодка уничтожена.
Суровыми климатическими условиями отличается район, где приходилось действовать «Гремящему». Сложная арктическая зона. Баренцево, Белое и Карское моря страшны своими штормами, туманами и ледовой обстановкой не только для такого «малыша», как «Гремящий» водоизмещением 2380 т и осадкой 3,5 м. Здесь находили свой конец и суда в 10000 т. Особенно сложная погода бывает с октября по апрель. Штормы сменяют друг друга, высота волны до 8-10 м.
«Гремящий» сопровождал конвой, но в один из октябрьских дней начался шторм. Штормы были и раньше, но такого даже видавшие виды моряки не помнили. Свист ветра перешел в рев урагана. Крен эсминца достигал 50 градусов. Это был почти предел остойчивости корабля. Гигантские водяные валы перекатывались через палубу, заливая вентиляционные устройства. В провалах между волнами исчезали то сопровождаемый эсминцем транспорт, то сам эсминец, затем кто-то из них тяжело вползал на водяную гору, зависал наверху, и тогда было видно, как вхолостую работают винты.
Сто пятьдесят миль оставалось до пункта назначения конвоя, но ударом волны на транспорте «Марина Раскова» срывает руль, и теперь судно целиком находится во власти разбушевавшейся стихии.
Командир дивизиона эсминцев А.И. Гурин принимает решение взять транспорт на буксир. На транспорте сотни тонн ценных грузов, в которых так нуждается страна. Ночью о буксировке нечего было и думать, нужно было ждать рассвета и при этом не потерять транспорт из виду. С рассветом Гурин приказывает экипажу «Гремящего» подготовиться к буксировке, эсминцу «Громкому» обеспечить прикрытие от подводных лодок противника и плавающих мин.
Восемь невероятно тяжелых часов ушло на то, чтобы подойти к аварийному судну и подать буксир. Надо было подойти на близкое расстояние, но где эта точка, когда команда с транспорта сможет принять буксир. Если ошибиться несколькими метрами, очередная волна подхватит тебя как перышко и всей многотонной массой швырнет на неуправляемый пароход. Тогда неизбежна гибель двух нужных стране судов. Наконец буксир заведен. К ночи, когда до Белушьей губы оставалось около 120 миль, снова лопается буксирный трос, а утром снова адский труд с заводом буксира. Почти пять суток сквозь ураган вел «Гремящий» на буксире пароход. В нормальных условиях на это потребовалось бы пятьдесят - шестьдесят часов.
Весной 1943 года экипаж «Гремящего» первым из надводных кораблей был удостоен высокого звания гвардейского. За годы войны «Гремящий» отразил 112 массированных атак авиации, сбив 14 и повредив 23 фашистских самолета. Поврежден рейдер, потоплена подводная лодка и транспорт противника. Уничтожены артиллерийским огнем несколько береговых батарей и складов с боеприпасами.
В тяжелых условиях севера, под бомбами, атаками подводных лодок и торпедоносцев «Гремящий» прошел около 70 тысяч миль, обеспечив охрану и проводку свыше тысячи транспортов.