Минобороны приняло решение об окончательной утилизации двух из трех самых тяжелых в мире стратегических атомных подводных лодок (АПЛ) проекта 941 «Акула» – «Архангельск» и «Северсталь». Необходимость в этом продиктована финансовыми соображениям, сообщил РИА «Новости» источник в военно-промышленном комплексе. «До конца 2013 года эти лодки, базирующиеся в Северодвинске, будут выведены из состава ВМФ, и далее предприятия приступят к их утилизации. До 2018 года, максимум до 2020-го, этот процесс необходимо будет завершить», — сказал источник. Он объяснил, что подводные лодки устарели, а «переоборудовать их себе дороже». Третья подлодка проекта «Акула» – «Дмитрий Донской» – пока останется в составе военно-морских сил для испытания новых типов вооружений. Именно на «Дмитрии Донском» испытывали новую ракету «Булава». Представитель центра судоремонта «Звездочка» рассказал РИА «Новости», что три «Акулы» уже были утилизированы. Вероятно, речь идет о подводных лодках ТК-12, ТК-13, ТК-202. Пока никакой конкретной информации о «Северстали» и «Архангельске» на верфи нет, уточнил представитель «Звездочки».
АПЛ проекта 941 «Акула» были самыми большими в мире по своему водоизмещению – около 40 тысяч т. Но возникла серьезная проблема с обеспечением их боевыми ракетами, в начале 2012 года появилась информация о возможной утилизации всех трех оставшихся «Акул», две из которых – «Архангельск» и «Северсталь». В феврале 2012-го тогдашний главком ВМФ Владимир Высоцкий сообщил, что «Акула» останется в составе флота. «Пока они из боевого состава ВМФ не выводятся. В ближайшее время, пока еще есть часть ракет и другие колоссальные возможности, они будут находиться в боевом составе флота, как носители ядерного оружия», - цитировало Высоцкого РИА «Новости». Главком уточнил, что «в этом вопросе флот пытаются "наклонять"». «За рубежом даже разработаны специальные программы по быстрейшему уничтожению ракет к этим подводным ракетоносцам. Но мы часть ракет сохранили, и поэтому пока будем использовать эти лодки, как носители», – отметил Высоцкий, отправленный через несколько месяцев в отставку. Осенью 2012 года стало известно о ликвидации класса баллистических ракет по соглашению между Россией и США, в число которых попали и ракеты для подлодок проекта «Акула».
АПЛ проекта 941 «Акула» «Архангельск» и «Северсталь» были сняты с боевого дежурства в 2004 году из-за того, что предназначенные для них ракеты выслужили установленный гарантийный срок эксплуатации. С тех пор судьба подлодок оставалась неясной – неоднократно появлялись сообщения как об их ремонте и модернизации вслед за модернизированным «Дмитрием Донским», так и об окончательной утилизации. Пока трудно судить о том, насколько обоснованным было решение военного ведомства об утилизации подлодок, считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. «Все упирается в деньги, но необходимо, чтобы расчетно-экономическое обоснование было достаточно убедительным. Лодки проекта 941 могли бы переделать под платформу для размещения крылатых ракет морского базирования либо использовать еще каким-нибудь образом, потому что они уникальны по своим техническим характеристикам», – сказал эксперт.
Нынешнее решение об утилизации может оказаться неокончательным, отмечает председатель Общероссийского движения поддержки флота, капитан 1 ранга Михаил Ненашев.
«Что делать с этими подлодками, каково их предназначение – эта тема уже стала темой десятилетия. В первую очередь, уже десятилетие не могут найти решение из-за того, что своевременно мы не делали качественный ремонт. На сегодняшний момент ситуация такова, что много вопросов и по атомными энергетическим установкам, и по кабельным трассам», – сказал Ненашев.
По его словам, «при умной и эффективной модернизации» подлодки этого класса могут долго оставаться в составе флота. «Однако мы должны иметь в виду, что на сегодняшний момент модернизация требует, во-первых, огромных средств, во-вторых, мобилизационно мощных технических решений. Утрачена кооперация по некоторым позициям, имеется в виду разрыв связей "Севмаша”, "Звездочки” с другими заводами в разных регионах страны. Предприятия просто не могут выполнить то, что надо для модернизации лодок в силу различных причин. Попытки модернизировать уже предпринимались, но, к сожалению, ситуация с судостроением и судоремонтом в России на сегодняшний день до сих пор сверхпроблемная», – прокомментировал ситуацию эксперт.