Немецкое командование большое значение уделяло арктическим районам. Еще в 1940 году оно спланировало и успешно провело операцию под кодовым наименованием «Зеленый случай». Эта операция проводилась в целях разведки Северного морского пути. 14 августа 1940 года немецкий вспомогательный крейсер «Комет», замаскированный под грузовое судно, вошел в пролив Маточкин Шар. Свое появление в этом районе командир судна обосновал трудностью прорыва в Атлантику. Командир судна капитан 2 ранга Эйссен еще в годы Первой мировой войны на вспомогательном крейсере «Метеор» плавал в этих районах. В июне 1915 года он осуществлял постановки минных заграждений в горле Белого моря. Связанный договором с Германией, И. В. Сталин решил помочь немцам вырваться из ловушки. Он приказал начальнику Главсевморпути И. Д. Папанину включить в план арктических операций немецкое судно и обеспечить его проводку Северным морским путем из Атлантического в Тихий океан. Этот переход для германского штаба имел большое значение.
В связи с предстоящим прибытием с Тихоокеанского флота для усиления Северного флота Экспедиции особого назначения в составе лидера «Баку» и эскадренных миноносцев «Разумный» и «Разъяренный» немецкое командование решило нанести удар по нашим арктическим коммуникациям и портам. В операции, получившей кодовое наименование «Вундерланд» («Страна чудес»), приняли участие «карманный» линкор «Адмирал Шеер» и пять подводных лодок.
16 августа 1942 года «Адмирал Шеер» вышел из Нарвика. Обогнув с севера Новую Землю, рейдер проник в Карское море. На борту крейсера имелся гидросамолет «Арадо», совершивший с 19 по 24 августа 11 разведывательных полетов. 24 августа немецкий гидросамолет был обнаружен нашими полярниками с острова Гейберга, однако донесение не получило должной оценки ни в штабе флота, ни в штабе Беломорской военной флотилии. В этот же день немецкая подводная лодка на подходах к Диксону потопила транспорт «Куйбышев». Судно погибло со всем экипажем.
В ночь на 25 августа во время очередного разведывательного полета немецкий самолет разбился. Для «Адмирала Шеера» это была тяжелая утрата. Днем с рейдера обнаружили советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который шел на Северную Землю с имуществом для полярников. Фашистский корабль поднял американский флаг и потребовал сообщить ледовую обстановку в проливе Вилькицкого и место конвоя. Но командир «Александра Сибирякова» старший лейтенант А. А. Качарава опознал крейсер и открытым текстом передал радиограмму на Диксон о встрече с немецким рейдером. Неравный бой длился около 20 минут.
После гибели «Александра Сибирякова» «Адмирал Шеер» предпринял попытку пройти в пролив Вилькицкого, где в это время находился следовавший с Дальнего Востока конвой, но из-за тяжелой ледовой обстановки от этого плана немцы отказались и взяли курс к порту Диксон. Однако у Диксона немецкий рейдер был встречен огнем береговой батареи и ледокольного парохода «Дежнев», переклассифицированный в СКР-19.
Об этом бое в вахтенном журнале СКР-19 записано следующее:
«27 августа. Бухта Диксон.
1 час 35 минут. — Из-за мыса бухты Хаймен показался линкор.
1 час 37,5 минуты. — Линкор открыл огонь.
1 час 39 минут. — Открыла огонь береговая батарея. Пароход «Революционер» получил попадание в районе рубки. В бой вступила ютовая группа — батарея № 2.
1 час 41 минута. — Прямое попадание в район третьего и четвертого трюмов. Отмечено попадание береговой батареи по юту линкора, где вспыхнул пожар. Отмечено попадание по линкору в районе фок-мачты.
1 час 45 минут. — Продолжаем вести огонь. Имеются попадания в районе спардека, ботдека и много осколочных по левому борту. Ранены помощник командира и управляющий огнем второй батареи. Выведены из строя дальномер № 2 и пулемет ДШК № 4. Убиты табличный второй батареи Ульянов, наводчик Майсюк и читатель дистанции дальномера № 2 Борисихин. Дали «стоп» телеграфом в машину.
Тяжело ранены командир орудия № 4 Карагаев, командир орудия № 8 Васенин, наводчик орудия № 4 Кацман, установщик прицела пулемета № 6 Волчек, подносчик патронов орудия № 4 Фирсин.
Убиты установщик трубок орудия № 4 Хайрулин, установщик прицела и целика орудия № 6 Суслов.
Ранены наводчик орудия № 6 Деров, наводчик пулемета № 4 Голов, установщик прицела пулемета № 3 Балуков, командир орудия № 5 Жбанов, установщик трубки орудия № 4 Курушин, из состава аварийной партии — Неманов, Гавричев, Чумбаров, Дубков, Марков, подносчик патронов орудия № 8 Пунанцев.
Ставим дымзавесу. Линкор разворачивается на внешнем рейде.
1 час 46 минут. — Прекратили огонь (за время боя с «Дежнева» выпустили тридцать восемь 76-мм и семьдесят 45-мм снарядов. — В. Д.). Корабль закрыт дымзавесой...
1 час 48 минут. — Линкор прекратил обстрел рейда Диксона...
1 час 49 минут. — Отошли в Самолетную бухту. Корабль начал крениться на правый борт (крен 5—7 градусов).
1 час 55 минут. — Пароход «Революционер» снялся с якоря и с горящим мостиком следует в Самолетную бухту.
2 часа 00 минут. — Корабль лег на грунт. Приступили к устранению повреждений.
2 часа 27 минут. — Пароход «Кара» встал у левого борта.
2 часа 35 минут. — «Кара» отошла от борта.
2 часа 45 минут. — На корабль вернулся А. С. Гидулянов. Началась эвакуация раненых в больницу.
3 часа 00 минут. — Отбой боевой тревоги».
Но, не рискуя продолжать рейдерство в Карском море, 29 августа «Адмирал Шеер» покинул район и 30 августа возвратился в Нарвик.
Германское командование, недовольное результатами рейдерства, отказалось от проведения подобной операции под кодовым наименованием «Двойной удар».
В дальнейшем немецкое командование использовало в Арктике только подводные лодки, которым, однако, не удалось серьезно затруднить судоходство в этом районе. Лишь однажды, в октябре 1943 года, немецкой подводной лодке удалось потопить транспорты «Архангельск» и «Киров».
Кстати, после прорыва «Адмирала Шеера» в Карское море севернее Новой Земли была нарезана позиция для боевого патрулирования подводных лодок. Из-за ее удаленности, сложности гидрометеоусловий, а также малой вероятности встречи с противником подводники ее называли «неблагодарной». Но все же во время очередного похода к северо-востоку от мыса Желания 28 августа 1943 года подводная лодка С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е. Н. Трофимова обнаружила, атаковала и потопила возвращавшуюся после минной постановки в устье реки Оби немецкую подводную лодку U-639.