25 августа 1942 года героически погиб ледокольный пароход «А. Сибиряков» в неравном бою с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер» в Карском море.
«Бой ледокола «Александр Сибиряков» с крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года.»
Вооружение ледокольного парохода «А. Сибиряков» состояло из четырех орудий 76 мм и 45 мм и нескольких зенитных пулеметов.
Вооружение линкора «Адмирал Шеер»: шесть 280 мм орудий (главный калибр), восемь 150 мм орудий (средний калибр) и зенитные орудия: шесть — 105 мм и восемь — 47 мм калибров, а также десять спаренных крупнокалиберных зенитных пулеметов. На палубе корабля стояли два четырехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм.
* * *
Фашистское командование знало, что в период арктической навигации на запад и на восток по Северному морскому пути движутся караваны советских судов с ценными грузами. Поэтому они решили послать в Карское море крупный рейдер — тяжелый крейсер, или, как его еще называли, «карманный» линкор, «Адмирал Шеер» в сопровождении нескольких подводных лодок. В его задачу входило уничтожить ледоколы и караваны наших судов, а также разгромить порты Диксон, Дежнев. Этот план получил кодовое название «Вундерланд», что в переводе означало «Страна чудес».
Panzerschiff "Admiral Scheer",
... Первым с рейдером встретился у острова Белуха ледокольный пароход «А. Сибиряков». Он следовал на Северную Землю и другие островные полярные станции — вез снаряжение, продовольствие, топливо, оборудование и смену полярников. Всего на борту было 104 человека.
Обнаружив крейсер, капитан «А. Сибирякова» А.А. Качарава направил свое судно ближе к острову Белуха. Но уйти и скрыться от рейдера, развивающего скорость в 26 узлов, старому пароходу было невозможно. Несравнимо было и боевое вооружение военного пирата и мирного ледокольного судна.
Сигнальщик читает требование: «Спустить флаг и сдаться». Одновременно немцы сделали предупредительный выстрел... И сразу же А.А. Качарава командует: «По фашистскому бандиту — огонь».
Гитлеровцы были ошеломлены неслыханной дерзостью советских торговых моряков, посмевших сопротивляться. И на ледокольный пароход обрушился шквал огня из крупнокалиберных пушек. В первые же минуты были снесены два кормовых орудия, убиты 32 человека прислуги с их командиром С.Ф. Никифоренко. Упала носовая мачта, оборвав антенну. Начался пожар...
Радист А.Г. Шаршавин на аварийной радиостанции передал в эфир: «Нас обстреливают ... нас обстреливают... горим ...»
Один из снарядов попал в носовую часть парохода, где стояли бочки с бензином. Они начали взрываться, пожар охватил весь пароход. Фашисты продолжали расстреливать горящее судно.
«Капитан Качарава на борту ледокола «Александр Сибиряков» во время Второй мировой войны»
Капитан А.А. Качарава по переговорной трубе приказал старшему механику Н. Г. Бочурко: «Открывай кингстоны. Выводи людей. Выходи сам, будем...» Капитан не договорил. Осколком его тяжело ранило в живот и в кость правой руки. Его подхватили матросы и по горящему трапу спустили к последней сохранившейся шлюпке.
В это время А.Г. Шаршавин еще успел передать в эфир последнюю радиограмму: «Горим, прощайте. 14 часов 05 минут». Очередной снаряд угодил в радиорубку. Шаршавин чудом остался жив.
Старший механик приказ капитана выполнил — кингстоны открыл. За совершенный подвиг Николай Григорьевич Бочурко был награжден орденом Отечественной войны II степени посмертно.
Из всего экипажа и пассажиров в шлюпке оказалось 18 человек, многие из них были тяжело ранены. Как только шлюпка отошла от тонущего парохода, показался быстроходный катер с наведенными на шлюпку пулеметами. Фашисты, действуя прикладами автоматов, насильно заставили моряков перейти на катер и отвезли их на рейдер. В тот момент, когда немецкий катер на большой скорости увозил сибиряковцев, кочегар П.И. Вавилов находился в воде и держался за бревно. Его не заметили за обломком бревен и плавающих бочек. Потом кочегар на опустевшей шлюпке добрался до острова Белуха, до которого было примерно две мили, и там он в одиночестве прожил около месяца, пока не был» обнаружен с парохода «Сакко» и снят самолетом.
До 1944 года моряки «А. Сибирякова» находились в данцигском концлагере и только после освобождения Советской Армией 14 моряков, оставшихся в живых, вернулись на Родину.
Из приказа командующего Краснознаменным Северным флотом от 28 апреля 1965 года: «Для отдания воинских почестей героизму, мужеству и самоотверженности моряков-североморцев на местах их героических боев определить координаты мест боевой славы:
широта 76 градусов северная,
долгота 91 градус 31 минута восточная.
Здесь 25 августа 1942 года пароход «А. Сибиряков» дрался с немецким крейсером «Адмирал Шеер». Пароход погиб, флага не спустив...
Всем кораблям, проходившим объявленные координаты мест боевой славы, приспускать флаги, подавать звуковые сигналы...»
Источник: "Огненные рейсы", Руднев Георгий Алексеевич