История Русского флота

История Русского флота.

 


Дарданелльское сражение

Автор: russiaflot от 1 ноября 2013


 

Успешные действия российского флота в Архипелаге привели к тому, что в Константинополе начались серьез­ные волнения на почве нехватки продовольствия, и турец­кое правительство вынуждено было потребовать от ко­мандующего флотом капудан-паши Сеид-Али более реши­тельных действий против флота России, блокировавшего Дарданеллы.

Боясь вступить в открытый бой с эскадрой Д. Н. Сеня- вина, Сеид-Али решил снять блокаду пролива захватом о-ва Тенедос — базы российского флота. Для захвата этой базы в начале мая турки сосредоточили в районе Галли- полийского п-ова до 50 небольших парусных и гребных судов с десантными войсками, а для их поддержки — эскадру в составе восьми линейных кораблей и шести фрегатов [7. С. 55]. 7 мая турецкий флот вышел из про­лива и у о-ва Мавро стал на якорь.

Д. Н. Сенявин, находившийся с главными силами эс­кадры у о. Тенедос, сразу же был предупрежден дозорными кораблями о выходе неприятельского флота из пролива, а че­рез агентурную разведку ему стало известно и о намерении турок захватить о-в Тенедос. Он решил немедленно идти к проливу, чтобы атаковать и уничтожить турецкий флот.

Так же, как и его учитель адмирал Ф. Ф. Ушаков, Сенявин рассматривал бой как наиболее эффективный способ борь­бы с неприятельским флотом и, начиная с первых же дней блокады Дарданелл, энергично готовил экипажи кораб­лей к решительному бою с противником.

Хорошо зная по опыту недостаток командиров турец­ких кораблей, который заключался в том, что они обычно стойко сражались только до тех пор, пока их флагманы находились в строю, Д. Н. Сенявин требовал в приказах наносить главные удары по флагманским кораблям и как можно с более короткой дистанции, чтобы вывести их из строя и дезорганизовать управление неприятельским фло­том. Напряженная боевая подготовка экипажей дала свои положительные результаты, и, когда турецкий флот вы­шел из Дарданелл, эскадра Д. Н. Сенявина была полнос­тью готова к бою с противником.

8 мая адмирал Д. Н. Сенявин покинул о-в Тенедос и с глав­ными силами эскадры направился к стоянке турецкого фло­та, но, подойдя к о-ву Имброс, он вынужден был на следу­ющий день из-за неблагоприятного ветра вернуться в базу. Во время его отсутствия турки попытались высадить на о-в Тенедос десант, но решительными действиями русско­го гарнизона его атаки были отбиты.

10 мая, с наступлением благоприятного ветра, эскадра (10 линейных кораблей и фрегат) снялась с якоря и напра­вилась к Дарданеллам. Турки, обнаружив ее, побоялись вступить в бой и, спешно снявшись с якоря, отошли под прикрытие береговых батарей, установленных на по­бережье у входа в пролив. Д. Н. Сенявин, решив отре­зать пути отхода турецкой эскадры (восемь линейных кораблей, шесть фрегатов) к проливу, приказал кораб­лям прибавить парусов и преследовать бегущего про­тивника, чтобы не дать ему возможности укрыться в Дарданеллах [13. С. 146].

Линейные корабли авангарда «Ретвизан», «Рафаил», «Селафаил» и фрегат «Венус» догнали неприятеля и пер­выми вступили с ним в бой, чтобы задержать его до под­хода главных сил. Наиболее ответственную задачу — ата­ковать флагманский корабль Сеид-Али — Д. Н. Сенявин возложил на линейный корабль «Селафаил», которым командовал один из наиболее способных офицеров капи­тан 2 ранга Рожнов.

Бой начался в 18 ч 15 мин, когда линейный корабль «Рет- визан», на котором держал свой флаг младший флагман контр-адмирал Грейг, подошел к вице-адмиральскому кораб­лю турок и «заделал ему в корму залп с правой стороны, а затем, развернувшись, поразил двумя залпами идущий за ним турецкий корабль. Затем он направился на помощь фре­гату "Венус", который вел ожесточенный бой с турецким линейным кораблем. Подойдя с кормы, он дал по неприя­тельскому кораблю мощный продольный залп, а затем про­шел вдоль его левого борта и еще дал два залпа» [17. С. 214].

В 18ч 30 мин в бой с флагманским кораблем Сеид-Али и идущим за ним 70-пушечным линейным кораблем всту­пил «Селафаил». Этот бой носил особенно ожесточенный характер. «Селафаилу» пришлось сражаться с двумя ли­нейными кораблями, которые встретили его «жестокой пальбой». Но это не остановило капитана 2 ранга Рожно- ва, и он решительно атаковал противника, вначале 70-пу- шечный турецкий корабль, а затем «Селафаил», пройдя за кормой флагманского корабля Сеид-Али, дал по нему мощный продольный залп, который буквально потряс неприятельский корабль, заставив его изменить курс. Но Рожнов, в свою очередь, сделал поворот, и «Селафа- ил» вновь дал мощный продольный залп с правого борта, задержав на некоторое время бегство флагманского ко­рабля противника в Дарданеллы [17. С. 215].

К этому времени к месту боя подошел Д. Н. Сенявин, находившийся на линейном корабле «Твердый», который буквально с ходу обрушил мощные залпы по уже изряд­но поврежденному турецкому флагманскому кораблю. При этом «Твердый» так близко подошел к неприятелю, что реи с реями почти сходились [17. С. 215].

Несмотря на ожесточенный огонь сначала «Селафаила», а затем «Твердого», турецкий флагманский корабль, хотя и получил серьезные повреждения и понес большие поте­ри в личном составе, все же смог уйти в пролив и укрыться под защитой береговых батарей.

Прекратив погоню в глубь пролива, «Твердый» устре­мился к другому турецкому кораблю, шедшему под вице- адмиральским флагом, решительно атаковал его с корот­кой дистанции, бой вел «до самой невозможности» и при­чинил ему значительные повреждения.

Упорный бой вели и другие корабли, причем продол­жали его даже тогда, когда турецкие корабли отошли к са­мому берегу под защиту береговых батарей, открывших сильный огонь по преследователям.

Напряженный бой продолжался более трех часов и пре­кратился только с наступлением темноты. Его результа­ты для турецкой эскадры были неутешительны: почти все корабли получили серьезные повреждения, но три линей­ных корабля из-за тяжелых повреждений не смогли уйти в глубь пролива и вынуждены были приткнуться к отме­ли у азиатского побережья [11. С. 56].

С наступлением темноты эскадра Д. Н. Сенявина ста­ла на якорь недалеко от выхода из пролива. С рассветом 11 мая корабли снялись с якоря; часть из них по приказа­нию Д. Н. Сенявина вошла в пролив и атаковала сильно поврежденные накануне корабли, которые турки пытались отбуксировать в глубь пролива. Одному линейному ко­раблю удалось уйти, а два других вынуждены были вы­броситься на берег.

Таким образом, Дарданелльский бой закончился побе­дой российского флота, который нанес настолько серьез­ные повреждения турецким кораблям, что им потребова­лось более месяца для устранения их. Русские корабли повреждения получили главным образом от огня берего­вых батарей, которые были исправлены буквально на сле­дующий день после боя.

Д. Н. Сенявин добился победы над превосходящими силами противника ценой малой крови: русские потеря­ли в бою всего 27 убитыми и 56 ранеными, тогда как по­тери турок убитыми и ранеными достигали 2000 чело­век [6. Т. 2. С. 49]. Бой мог бы закончиться для турецкого флота и более тяжелыми последствиями, если бы не бе­реговые батареи, которые не позволили русским кораб­лям продолжить преследование.

Бой в Дарданелльском проливе явился своего рода ге­неральной репетицией перед решающим Афонским сра­жением, закончившимся, как известно, полным разгромом турецкого флота. Д. Н. Сенявин еще раз убедился, насколь­ко важно в бою с турецким флотом наносить главный удар по флагманским кораблям превосходящими силами, при этом с предельно короткой дистанции, применяя такой эффективный способ нанесения артиллерийского удара, как продольные залпы в корму (наиболее уязвимую часть корпуса), причинявшие противнику наибольшие повреж­дения и потери в личном составе.

Итоги боя, который не привел к снятию блокады рос­сийским флотом Дарданелл, оказали большое влияние на обстановку в Константинополе, где из-за нехватки продо­вольствия начались голодные бунты населения, еще боль­ше обострившие внутриполитическую ситуацию в Турции. В результате дворцового переворота к власти пришел сул­тан Мустафа IV, который сформировал новое правитель­ство, потребовавшее от командующего флотом Сеид-Али во что бы то ни стало снять блокаду Дарданелл и обеспе­чить подвоз в Константинополь продовольствия морским путем.

Парадокс: желания правительства Турции и Д. Н. Се- нявина — видеть турецкий флот в Эгейском море — на сей раз совпадали.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918