Успешные действия российского флота в Архипелаге привели к тому, что в Константинополе начались серьезные волнения на почве нехватки продовольствия, и турецкое правительство вынуждено было потребовать от командующего флотом капудан-паши Сеид-Али более решительных действий против флота России, блокировавшего Дарданеллы.
Боясь вступить в открытый бой с эскадрой Д. Н. Сеня- вина, Сеид-Али решил снять блокаду пролива захватом о-ва Тенедос — базы российского флота. Для захвата этой базы в начале мая турки сосредоточили в районе Галли- полийского п-ова до 50 небольших парусных и гребных судов с десантными войсками, а для их поддержки — эскадру в составе восьми линейных кораблей и шести фрегатов [7. С. 55]. 7 мая турецкий флот вышел из пролива и у о-ва Мавро стал на якорь.
Д. Н. Сенявин, находившийся с главными силами эскадры у о. Тенедос, сразу же был предупрежден дозорными кораблями о выходе неприятельского флота из пролива, а через агентурную разведку ему стало известно и о намерении турок захватить о-в Тенедос. Он решил немедленно идти к проливу, чтобы атаковать и уничтожить турецкий флот.
Так же, как и его учитель адмирал Ф. Ф. Ушаков, Сенявин рассматривал бой как наиболее эффективный способ борьбы с неприятельским флотом и, начиная с первых же дней блокады Дарданелл, энергично готовил экипажи кораблей к решительному бою с противником.
Хорошо зная по опыту недостаток командиров турецких кораблей, который заключался в том, что они обычно стойко сражались только до тех пор, пока их флагманы находились в строю, Д. Н. Сенявин требовал в приказах наносить главные удары по флагманским кораблям и как можно с более короткой дистанции, чтобы вывести их из строя и дезорганизовать управление неприятельским флотом. Напряженная боевая подготовка экипажей дала свои положительные результаты, и, когда турецкий флот вышел из Дарданелл, эскадра Д. Н. Сенявина была полностью готова к бою с противником.
8 мая адмирал Д. Н. Сенявин покинул о-в Тенедос и с главными силами эскадры направился к стоянке турецкого флота, но, подойдя к о-ву Имброс, он вынужден был на следующий день из-за неблагоприятного ветра вернуться в базу. Во время его отсутствия турки попытались высадить на о-в Тенедос десант, но решительными действиями русского гарнизона его атаки были отбиты.
10 мая, с наступлением благоприятного ветра, эскадра (10 линейных кораблей и фрегат) снялась с якоря и направилась к Дарданеллам. Турки, обнаружив ее, побоялись вступить в бой и, спешно снявшись с якоря, отошли под прикрытие береговых батарей, установленных на побережье у входа в пролив. Д. Н. Сенявин, решив отрезать пути отхода турецкой эскадры (восемь линейных кораблей, шесть фрегатов) к проливу, приказал кораблям прибавить парусов и преследовать бегущего противника, чтобы не дать ему возможности укрыться в Дарданеллах [13. С. 146].
Линейные корабли авангарда «Ретвизан», «Рафаил», «Селафаил» и фрегат «Венус» догнали неприятеля и первыми вступили с ним в бой, чтобы задержать его до подхода главных сил. Наиболее ответственную задачу — атаковать флагманский корабль Сеид-Али — Д. Н. Сенявин возложил на линейный корабль «Селафаил», которым командовал один из наиболее способных офицеров капитан 2 ранга Рожнов.
Бой начался в 18 ч 15 мин, когда линейный корабль «Рет- визан», на котором держал свой флаг младший флагман контр-адмирал Грейг, подошел к вице-адмиральскому кораблю турок и «заделал ему в корму залп с правой стороны, а затем, развернувшись, поразил двумя залпами идущий за ним турецкий корабль. Затем он направился на помощь фрегату "Венус", который вел ожесточенный бой с турецким линейным кораблем. Подойдя с кормы, он дал по неприятельскому кораблю мощный продольный залп, а затем прошел вдоль его левого борта и еще дал два залпа» [17. С. 214].
В 18ч 30 мин в бой с флагманским кораблем Сеид-Али и идущим за ним 70-пушечным линейным кораблем вступил «Селафаил». Этот бой носил особенно ожесточенный характер. «Селафаилу» пришлось сражаться с двумя линейными кораблями, которые встретили его «жестокой пальбой». Но это не остановило капитана 2 ранга Рожно- ва, и он решительно атаковал противника, вначале 70-пу- шечный турецкий корабль, а затем «Селафаил», пройдя за кормой флагманского корабля Сеид-Али, дал по нему мощный продольный залп, который буквально потряс неприятельский корабль, заставив его изменить курс. Но Рожнов, в свою очередь, сделал поворот, и «Селафа- ил» вновь дал мощный продольный залп с правого борта, задержав на некоторое время бегство флагманского корабля противника в Дарданеллы [17. С. 215].
К этому времени к месту боя подошел Д. Н. Сенявин, находившийся на линейном корабле «Твердый», который буквально с ходу обрушил мощные залпы по уже изрядно поврежденному турецкому флагманскому кораблю. При этом «Твердый» так близко подошел к неприятелю, что реи с реями почти сходились [17. С. 215].
Несмотря на ожесточенный огонь сначала «Селафаила», а затем «Твердого», турецкий флагманский корабль, хотя и получил серьезные повреждения и понес большие потери в личном составе, все же смог уйти в пролив и укрыться под защитой береговых батарей.
Прекратив погоню в глубь пролива, «Твердый» устремился к другому турецкому кораблю, шедшему под вице- адмиральским флагом, решительно атаковал его с короткой дистанции, бой вел «до самой невозможности» и причинил ему значительные повреждения.
Упорный бой вели и другие корабли, причем продолжали его даже тогда, когда турецкие корабли отошли к самому берегу под защиту береговых батарей, открывших сильный огонь по преследователям.
Напряженный бой продолжался более трех часов и прекратился только с наступлением темноты. Его результаты для турецкой эскадры были неутешительны: почти все корабли получили серьезные повреждения, но три линейных корабля из-за тяжелых повреждений не смогли уйти в глубь пролива и вынуждены были приткнуться к отмели у азиатского побережья [11. С. 56].
С наступлением темноты эскадра Д. Н. Сенявина стала на якорь недалеко от выхода из пролива. С рассветом 11 мая корабли снялись с якоря; часть из них по приказанию Д. Н. Сенявина вошла в пролив и атаковала сильно поврежденные накануне корабли, которые турки пытались отбуксировать в глубь пролива. Одному линейному кораблю удалось уйти, а два других вынуждены были выброситься на берег.
Таким образом, Дарданелльский бой закончился победой российского флота, который нанес настолько серьезные повреждения турецким кораблям, что им потребовалось более месяца для устранения их. Русские корабли повреждения получили главным образом от огня береговых батарей, которые были исправлены буквально на следующий день после боя.
Д. Н. Сенявин добился победы над превосходящими силами противника ценой малой крови: русские потеряли в бою всего 27 убитыми и 56 ранеными, тогда как потери турок убитыми и ранеными достигали 2000 человек [6. Т. 2. С. 49]. Бой мог бы закончиться для турецкого флота и более тяжелыми последствиями, если бы не береговые батареи, которые не позволили русским кораблям продолжить преследование.
Бой в Дарданелльском проливе явился своего рода генеральной репетицией перед решающим Афонским сражением, закончившимся, как известно, полным разгромом турецкого флота. Д. Н. Сенявин еще раз убедился, насколько важно в бою с турецким флотом наносить главный удар по флагманским кораблям превосходящими силами, при этом с предельно короткой дистанции, применяя такой эффективный способ нанесения артиллерийского удара, как продольные залпы в корму (наиболее уязвимую часть корпуса), причинявшие противнику наибольшие повреждения и потери в личном составе.
Итоги боя, который не привел к снятию блокады российским флотом Дарданелл, оказали большое влияние на обстановку в Константинополе, где из-за нехватки продовольствия начались голодные бунты населения, еще больше обострившие внутриполитическую ситуацию в Турции. В результате дворцового переворота к власти пришел султан Мустафа IV, который сформировал новое правительство, потребовавшее от командующего флотом Сеид-Али во что бы то ни стало снять блокаду Дарданелл и обеспечить подвоз в Константинополь продовольствия морским путем.
Парадокс: желания правительства Турции и Д. Н. Се- нявина — видеть турецкий флот в Эгейском море — на сей раз совпадали.