В распоряжении Д. Н. Сенявина оставалась только одна его эскадра, что было совершенно недостаточно для решения намеченного адмиралом П.В. Чичаговым плана захвата Константинополя. Трезво оценив сложившуюся обстановку, он, вопреки инструкции, предписывавшей ему прорываться через Дарданеллы, разработал свой план действий против Дарданелл, который предусматривал блокаду пролива с целью прервать снабжение Константинополя продовольствием из средиземноморских владений.
Принимая это решение, Д. Н. Сенявин исходил из того, что блокада Дарданелл заставит турецкий флот выйти в Эгейское море для ее снятия, и тогда русский флот сможет навязать противнику решительный бой, разгромить его и добиться полного господства в Архипелаге, как это сделал в свое время адмирал Спиридов, уничтожив турецкий флот в Чесменском сражении.
Решение Д. Н. Сенявина ограничиться блокадой Дарданелл 28 февраля было рассмотрено на военном совете эскадры и одобрено как единственно разумное в той обстановке, которая сложилась тогда в восточной части Средиземного моря [13. С. 145].
Для блокады Дарданелл флоту необходима была база недалеко от входа в пролив, чтобы корабли, опираясь на нее, могли бы вести непрерывное наблюдение за проливом и в то же время надежно его блокировать. Из многочисленных островов Архипелага наиболее подходящим оказался Тенедос, расположенный в 12 милях от входа в пролив. По оценке Д. Н. Сенявина, этот остров лучше любого другого отвечал требованиям базирования блокадных сил флота [12. С. 88].
Остров Тенедос был сильно укреплен, так как турки использовали его для прикрытия входа в Дарданеллы. На нем имелась крепость с гарнизоном более полутора тысяч человек и около 80 орудий. Учитывая это, Д. Н. Сеня- вин выделил для захвата острова основные силы эскадры. Оставив для блокады пролива несколько кораблей, он с шестью линейными кораблями и фрегатом, на борту которых находились десантные войска, перед рассветом 8 марта подошел к о-ву Тенедос [1. С. 175]. Не желая лишнего кровопролития, Д. Н. Сенявин предложил коменданту крепости сдать остров без боя, но получил категорический отказ.
Тенедос пришлось брать штурмом.
Тактический замысел вице-адмирала Сенявина, получившего большой боевой опыт действий против приморских крепостей еще при службе в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова, сводился к следующему. Линейные корабли, заняв удобные позиции вблизи острова, должны были мощным артиллерийским ударом подавить противодесантную оборону турок в районе намеченной высадки и только после этого высадить десант, используя для перевозки его различные высадочные средства. Десант численностью более 1600 человек был разделен на два эшелона. В задачу первого эшелона входил захват плацдарма, на который затем должны были высадиться главные силы десанта, составлявшие второй эшелон [17. С. 199]. Высадка должна была производиться под прикрытием огня линейных кораблей. После захвата плацдарма предусматривалось развертывание на берегу четырех 4-орудийных батарей, использовав для этого часть корабельной артиллерии. Огневое обеспечение штурма крепости возлагалось на корабельную и береговую артиллерию.
При разработке плана высадки десанта Д. Н. Сенявин особое внимание обратил на организацию артиллерийского огня и корректировку стрельбы. В приказе по этому поводу он писал: «Во время сражения на острове, а особливо, когда войска наши приближаются к городу, примечать на всех кораблях с салингов, также на устроенной батареи, чтобы выстрелы наши по городу не могли вредить своим, для чего полезнее будет прекратить пальбу, нежели потерять нам сим образом хоть одного человека» [4. С. 74].
Командиром высадки десанта был назначен контр-адмирал А. С. Грейг. Общее руководство операцией Д. Н. Сеня- вин оставил за собой. Понимая, что в плане невозможно предусмотреть все, он предоставил офицерам полную инициативу действий.
С наступлением рассвета 8 марта корабли, заранее развернутые на огневых позициях, открыли интенсивный огонь по оборонительным позициям противника, и после подавления их началась высадка десанта. Турки, хотя и оказывали сопротивление, но под натиском десанта вынуждены были отступить в крепость. Штурм крепости продолжался два дня. Потеряв всякую надежду удержать ее, 10 марта 1807 г. турецкий гарнизон капитулировал [1. С. 175]. Было захвачено в плен 1200 человек, 79 пушек и 3 мортиры, большое количество пороха, снарядов и продовольствия. Блестящая победа флота под командованием Д. Н. Сеня- вина была достигнута малой кровью. Потери русских составляли всего 4 человека убитыми и 86 ранеными, тогда как турки потеряли 200 человек убитыми и 150 ранеными [17. С. 202].
В действиях против Тенедоса Д. Н. Сенявин, как всегда в таких случаях, проявил личную храбрость и высокое военно-морское искусство, которое нашло выражение как в разработке плана операции, так и в управлении силами в ходе ее выполнения. Д. Н. Сенявин с большим искусством использовал разнородные силы в бою за высадку десанта и умело организовал взаимодействие между десантными войсками, кораблями и артиллерийскими батареями, установленными на берегу. Обращает на себя внимание глубоко продуманная система артиллерийской поддержки десанта с применением корректировки огня, что позволяло артиллерии сопровождать наступающие войска вплоть до взятия крепости. Это было новым в боевом использовании корабельной и береговой артиллерии в совместных действиях армии и флота.
Обеспечив корабли удобной базой и укрепив ее оборону, Д. Н. Сенявин приступил к блокаде Дарданелл, которая одновременно сочеталась с действиями крейсерских сил на коммуникациях противника в Эгейском море. Блокада носила систематический характер с использованием основных сил флота. Для наблюдения за выходом из Дарданелл Д. Н. Сенявин учредил блокадный дозор, который обычно выполнялся двумя линейными кораблями, постоянно державшимися на ходу на расстоянии видимости от пролива. Наблюдение за проливом корабли вели в течение 10 — 12 дней. После чего они возвращались в базу на о-ве Тенедос, а их место в дозоре занимала следующая пара кораблей. Дежурство кораблей у выхода из пролива велось непрерывно, днем и ночью и в любую погоду, так что незаметный выход неприятельских судов в море полностью исключался.
Главные силы флота Д. Н. Сенявин держал у о-ва Тене- дос в полной боевой готовности к немедленному выходу в море в случае необходимости поддержать дозорные корабли. Связь между дозором и главными силами поддерживалась визуально с помощью флажных сигналов или наблюдательных постов, развернутых на побережье, а также посыльными судами. Установленная Д. Н. Сенявиным система блокады Дарданелл полностью обеспечивала надежный контроль за движением турецких судов между Мраморным и Эгейским морями и в то же время давала ему возможность быстро развертывать главные силы эскадры в случае выхода турецкого флота из пролива.
Однако, устанавливая блокаду Дарданелл и развертывая активные боевые действия крейсерских сил на коммуникациях противника в Эгейском море, Д. Н. Сенявин стремился не только парализовать его судоходство и прекратить подвоз продовольствия в Константинополь морским путем, но и заставить турецкий флот выйти в море для принятия мер к снятию блокады пролива и навязать ему бой.