В Отечественную войну 1812 г. вооружались все годные к плаванию суда Балтийского флота, причем гребной флот предназначался для содействия сухопутным войскам при защите и освобождении от неприятеля наших западных границ и при осаде Данцига, а корабельный, вместе с англичанами, в продолжение войны действовал у берегов Голландии, а по окончании военных действий перевозил в Россию наши войска, бывшие за границей.
В 1812 г. защита Рижского порта возлагалась на отряд гребного флота под командованием контр-адмирала А. В. Моллера, впоследствии ставшего морским министром, а оттуда высылались крейсеры для наблюдения за движением неприятеля; состоявшие при отряде мелкие суда содействовали нашим войскам при переправе через реки. При отступлении французов отряд гребной флотилии, преследуя их по реке Ая до Митавы, овладел этим городом.
Осенью 1813 г. 76 судов гребного флота, под командованием контр-адмирала Грейга, содействовали сухопутным войскам, осаждавшим, под началом принца Александра Вюртембергского, занятый французами город Данциг.
Блокируя в продолжение всего лета устье Вислы, обстреливая и бомбардируя защищавшие вход в реку укрепления Вексельмюнде и Нейфарвассер, флотилия, состоявшая из канонерских лодок и бомбардирских судов, в числе которых было и одно английское, три раза, 21 и 23 августа и 4 сентября, подходила на возможно близкое расстояние к крепостям и открывала сильные и продолжительные канонады, наносившие значительный вред неприятелю и ускорившие сдачу самого города, происшедшую 13 ноября. Под Данцигом, кроме незначительного числа убитых и раненых, флотилия потеряла две канонерские лодки, погибшие от взрыва их крюйт-камер. Опасное положение флотилии, державшейся на открытом данциг- ском рейде при осенних бурях заставило ее несколько ранее сдачи Данцига перейти на зимовку в Кенигсберг.
В середине октября 1812 г., для совместного действия с англичанами, из Кронштадта под началом адмирала Тета вышла эскадра из 15 судов (10 кораблей и 5 фрегатов). К ней в Готенбурге должны были присоединиться корабли, шедшие с вице-адмиралом Кроуном из Архангельска, и из Англии способные выйти в море корабли, переданные Сенявиным на хранение английскому правительству. Из-за неприязненных политических отношений с Данией, бывшей в союзе с Наполеоном, все наши суда в то время проходили из Балтийского в Немецкое море и обратно не обыкновенным путем, через Зунд, а через Большой Бельт. Пройдя этим проливом, Тет в Вингозунде, близ Готенбур- га, нашел английскую эскадру под началом адмирала Со- мареца, а также шесть кораблей, пришедших с Кроуном из Архангельска. Прибыв в начале декабря в Англию, Тет со своей эскадрой поступил под начало английского адмирала Юнга. Местопребыванием наших судов был Бляк- стекс, на реке Медвей.
Переход Кроуна, вышедшего из Архангельска с восьмью кораблями, был весьма труден. Во время 4-дневного шторма вполне сказалась непрочность его кораблей, построенных из некачественной древесины, со слабым железным креплением и не имевших медной обшивки. Кроме опасных повреждений руля и рангоута, у большинства открылась сильная течь, доходившая на иных судах до 14 дюймов в час. На флагманском корабле «Норд-Адлер», потерявшем грот и фор-стеньги, начинали расходиться пазы, и высота воды в трюме дошла до 86 дюймов. У членов корабельных команд, состоявших большей частью из рекрутов, в первый раз вышедших в море, от дурной пищи и крайне недостаточного обмундирования, особенно обуви, открылась в такой степени цинга, что на семи кораблях, пришедших в Готенбург, было 219 больных. На одном на кораблей, отделившемся от эскадры в океане, по причине значительных повреждений оставшемся зимовать в Фридрихсверде, было 225 больных и 90 умерших. После полуторамесячного исправления в Готенбурге повреждений судов своей эскадры Кроун 9 октября пришел в Свеаборг, где получил предписание следовать обратно в Готенбург для соединении с Тетом. Поспешно приготовясь к новому плаванию, Кроун 27 октября вышел в море только с шестью кораблями, так как корабль его эскадры «Саратов» при выходе со свеаборгского рейда, не доходя Грохары, напоролся на камень и получил сильную течь. По донесению Кроуна назначена была комиссия для строгого расследования причин некачественной постройки в Архангельске кораблей; вследствие выявленных нарушений главный командир ведавшего строительством кораблей управления адмирал Мартын Петрович Фондезин был уволен со службы.
При том состоянии судов и команд, в каком находилась эскадра Кроуна, только благодаря отличному знанию морского дела и редкой энергии самого адмирала, а также опытности и распорядительности командиров и офицеров слабые архангельские корабли могли совершить сравнительно благополучное плавание.
В январе 1814 г. Кроун с отрядом из шести судов (пять кораблей и фрегат) совместно с английской эскадрой адмирала Юнга отправился для блокирования берегов Голландии. Из флотских команд судов эскадры адмирала Тета был сформирован, под началом контр-адмирала Эллиота, десантный отряд в составе 87 штаб- и обер-офицеров и 3000 нижних чинов. Этот отряд, перевезенный на английских транспортах в устье Шельды, занял о-ва Северный и Южный Бевеленд и в конце апреля на судах отряда Кроуна возвратился в Англию, на Норский рейд.
Во время пребывания эскадры Тета в Англии часть провизии и боеприпасов предполагалось доставлять из России на транспортах и вообще предписывалось соблюдать строгую экономию. При уходе из Кронштадта на суда эскадры было погружено до 15 тыс. пудов пеньки с целью обменять ее в Англии на готовый такелаж, а также некоторое количество меди в уплату за медь, употребленную в английских адмиралтействах на обшивку архангельских кораблей и фрегатов «Автроил» и «Архипелаг».
В зимнее крейсерство посылались только те из балтийских кораблей, которые были обшиты медью и в достаточной степени укомплектованы командой. Надо сказать, что большинство судов не имело полного военного экипажа. Признанные годными к плаванию два корабля из бывшей Сенявинской эскадры в продолжение зимы велено было подремонтировать и приготовить к походу, а все остальные суда, находившиеся, согласно Лиссабонскому трактату, в Англии «на сохранении», после определения их стоимости были куплены английским правительством.
В мае 1814 г. флот, под командованием Тета, отправился к своим портам, а отделившаяся от него эскадра Кроу- на перевезла часть гвардии из Шербурга в Кронштадт, после чего Кроун перевез на 15 судах (13 кораблей, фрегат и бриг) из Либавы в Кронштадт 2-ю гвардейскую дивизию.
В Отечественную войну морские команды, действовавшие в составе сухопутных войск, продемонстрировали отменную храбрость и стойкость в сражениях и способность умело и быстро исполнять возлагаемые на них важные поручения. Главнейшие задачи береговой службы возлагались на гвардейский экипаж.
В 1797 г. бывшая до того времени в дворцовом ведомстве команда придворных гребцов была соединена с командами придворных яхт и передана в ведение Адмиралтейств- коллегий. Из соединения этих частей 16 февраля 1810 г. было приказано сформировать «Морской гвардейский экипаж», первоначально включавший четыре роты и впоследствии увеличенный до восьми. При экипаже состояли артиллерийское отделение, имевшее две полевые пушки, нестроевая ластовая рота и музыкальный хор. Экипировка экипажа несколько отличалась от тогдашней общей морской, а его снабжение включало и такие «сухопутные» принадлежности, как шанцевый инструмент и обоз. Вновь сформированный экипаж нес не только морскую службу, в частности, на придворных яхтах, что предполагало участие в морских торжествах и смотрах, но и как состоящий в гвардейском корпусе — и сухопутную службу, т. е. должен был выполнять обязанности городского караула, участвовать в смотрах, парадах и т. п. Несмотря на трудности сочетания таких разнородных обязанностей, гвардейский экипаж каждую из них исполнял вполне удовлетворительно. Но главной заслугой незадолго до войны сформированной морской гвардии следует считать ее выдающуюся боевую деятельность.
В Отечественную войну 1812 г. гвардейский экипаж, встретив неприятеля у Витебска, находился при армии во время отступления ее до Москвы, а потом, при изгнании врага из пределов России и преследовании его, прошел до Парижа. Малочисленный строевой состав экипажа, по временам уменьшаемый исполнением особых поручений, не имел возможности принимать участие во многих сражениях, но зато знание морского дела давало ему возможность оказывать важные услуги армии на другом поприще. При передвижениях войск преимущественно на моряков возлагались обязанности пионеров и понтонной команды: им поручалось наводить и разрушать мосты, устраивать переправы через реки, возводить мостовые укрепления, исправлять и пролагать дороги для продвижения нашей армии и портить, делать их труднопроходимыми для неприятеля. Благодаря разносторонней служебной практике, присущей вообще морякам сметке и находчивости все возлагаемые на экипаж работы исполнялись до того быстро и результативно, что нередко заслуживали благодарность сухопутного командования, в числе которого был даже крайне нещедрый на похвалы граф Барклай-де-Толли. Малочисленная же артиллерия гвардейского экипажа находилась с гвардией во многих сражениях — от Бородина до Парижа, например: при Бауцене, Дрездене, Лейпциге.
Первое значительное сражение, в котором участвовал гвардейский экипаж, произошло 9 мая 1813 г. в Саксонии, под Бауценом. Здесь, с двумя батальонами гренадер, экипажу пришлось, находясь в первой линии, удерживать позицию под сильным перекрестным огнем неприятельской артиллерии, поражающей с фронта и фланга.
Но блистательнейшим подвигом экипажа было дело того же 1813 г., 16—18 августа, в Богемии, под Кульмом, когда французский корпус Вандама упорно стремился отрезать путь нашей армии, спускавшийся с гор на дорогу, ведущую в Теплиц. Здесь, под командованием известного генерала А. В. Ермолова, гвардейский экипаж, в составе первой гвардейской дивизии, в кровопролитном бою с таким успехом отражал отчаянные атаки неприятеля, что удостоился заслужить, наравне со старейшим в русской гвардии Преображенским полком, высшую боевую награду — Георгиевское знамя. О кровопролитности дел под Бауценом и Кульмом можно судить по тому, что в этих двух сражениях в гвардейском экипаже убито, ранено и пропало без вести около 100 нижних чинов, а из числа 14 офицеров трое убитых и шестеро раненых.
После взятия Парижа экипаж, простояв там два месяца, на исходе мая 1814 г. перешел в Гавр, откуда на фрегате «Архипелаг», принадлежавшем к эскадре адмирала Тета, возвратился в Кронштадт и 30 июля в составе гвардии торжественно вошел в столицу через только что построенные у Нарвской заставы деревянные триумфальные ворота, впоследствии замененные существующими ныне каменными.
Кроме гвардейского экипажа в сухопутных военных действиях принимал участие и 75-й флотский экипаж Черноморского флота, состоявший по тогдашнему комплекту из четырех рот. Среди 16-тысячного авангарда под командованием Винценгероде в конце 1812 г. находилось около 300 моряков этого экипажа. При действующей армии черноморцы, исполняя наряду с понтонными и пионерными ротами те же обязанности и с таким же успехом, как и гвардейский экипаж, участвовали в некоторых сражениях и, в частности, во взятии Парижа. Иногда отдельных офицеров и небольшие морские команды прикомандировывали к армии; так, например, командир черноморского корабля «Правый», капитан 2-го ранга Додт, откомандированный в Польшу, к армии Барклая-де-Тол- ли, вооружил на Висле шесть канонерских лодок и с ними весной 1813 г. находился при осаде и взятии крепости Торн, потом участвовал в нескольких сражениях.
В 1810 г. Д. Н. Сенявин по указанию Александра I был назначен на второстепенную должность командира Ревельско- го порта.
Когда началась Отечественная война 1812 года и народы России поднялись на защиту своей Родины, Дмитрий Николаевич Сенявин направил Александру I прошение назначить его в действующую армию, чтобы с оружием в руках защищать Отечество. Император собственноручно на этом прошении написал: «Где? В каком роде службы? И каким образом?» Прославленный флотоводец был обижен и оскорблен таким ответом. Отвечая на поставленные Александром I оскорбительные вопросы, он писал: «Буду служить таким точно образом, как служил я всегда и как обыкновенно служат верные и приверженные русские офицеры» [3. С. 90].
В 1813 г. Д. Н. Сенявин был уволен в отставку и поселился в Петербурге. Царские чиновники вспомнили о нем только в 1825 г, когда назревала новая война с Турцией. Его вернули на службу в военно-морской флот и назначили командующим Балтийским флотом. В приказе о возвращении Д. Н. Сенявина на службу император Николай I написал: «Принять прежним старшинством и объявить, что я радуюсь видеть опять во флоте имя, его прославившее» [3. С. 94]. В 1826 г. он был произведен в адмиралы.
В должности командующего флотом Сенявин прослужил до 1830 г, совершая ежегодные плавания. В 1827 г. подчиненная ему эскадра Балтийского флота под командованием контр-адмирала А. С. Гейдена совместно с англо-французскими кораблями разгромила турецкий флот в знаменитом Наваринском сражении. Успех русской эскадры в этом сражении во многом был обеспечен Д. Н. Сенявиным, который как командующий Балтийским флотом многое сделал для того, чтобы подготовить корабли к дальнему походу и боевым действиям на Средиземном море. Им лично были подобраны командиры кораблей и многие офицеры эскадры А. С. Гейдена, которые вместе с Сенявиным принимали участие в Дарданелльском бою и Афонском сражении. Поэтому неслучайно Дмитрий Николаевич Сенявин вместе с героями Наварина был награжден алмазными знаками ордена Александра Невского [3. С. 94].
Таким образом, после долгих лет опалы он вновь вернулся в ряды Российского военно-морского флота, в боевую летопись которого вписал яркие страницы беззаветного служения Отечеству.
Дмитрий Николаевич Сенявин скончался 5 апреля 1831 г на 68 году жизни. Похоронен в соборе Александро-Невской лавры в г. Санкт-Петербурге.
Адмирал Д. Н. Сенявин ушел из жизни, но его ученики, будущие герои Синопа и Севастополя, продолжали достойно хранить честь Российского флота и приумножать его заслуги перед Родиной и славные военно-морские традиции.