История Русского флота

История Русского флота.

 


Боевые действия на Дунае 1809-1812

Автор: russiaflot от 1 ноября 2013


 

Перед Дунайской флотилией была поставлена задача содействовать войскам при взятии придунайских крепос­тей противника. В апреле 1809 г. 30 канонерских лодок и баркасов артиллерийским огнем оказали содействие вой­скам при неудачном штурме крепости Браилов (Брэила; взята после длительной осады 21 ноября). С 20 августа и по 14 сентября 1809 г. отряд судов гребной флотилии участвовал в осаде и штурме армией крепости Измаил. Аналогичную помощь гребные суда оказывали войскам при осаде крепости Силистрия.

В продолжение всей этой войны флотилия наша не толь­ко находилась в тесной зависимости от движения сухо­путной армии, но и подчинялась главнокомандующему сухопутными силами. Корабельный же флот оказывал гребному флоту только необходимую помощь в пополне­нии судов, снаряжении их, исправлении повреждений и комплектовании команд.

Когда русская армия под началом контр-адмирала С. А. Пустошкина двигалась в октябре 1806 г. для занятия княжеств Молдавии и Валахии были из Одессы на Днестр отправлены 44 канонерские лодки, три мелких парусных судна и транспорт.

Эта флотилия должна была содействовать сухопутным войскам при взятии крепости Аккерман. Лучшим доказа­тельством успешного действия флотилии были слова, ска­занные пашой, сдавшим крепость начальнику наших су­хопутных войск герцогу Ришелье: «Не овладеть бы вам Аккерманом, если бы не налетели эти черные вороны», — т. е. суда гребной флотилии.

В декабре того же года главнокомандующий армией генерал Михельсон требовал, чтобы гребная флотилия вошла в Дунай, но совет, собранный главным команди­ром Черноморского флота маркизом Траверсе, опаса­ясь в зимнее время года направлять гребную флотилию и тем самым подвергать очевидной опасности, решил передислоцировать ее на Дунай не ранее весны следу­ющего года. На том же основании и суда корабельного флота не вышли в море, а готовились в порту к буду­щей кампании.

С марта по май 1807 г. наша гребная флотилия, отряда­ми, начала входить в Дунай, на пути в нескольких местах вступив в перестрелки с береговыми турецкими батарея­ми и оказывая содействие сухопутным войскам при атаке крепостей Тулчи, Исакчи и Измаил. По случаю переми­рия с турками, заключенного в середине августа 1807 г., военные действия приостановились и были возобновле­ны только в марте 1809-го.

Главнокомандующий армией князь Прозоровский, со­знавая важное значение гребной флотилии, исходатайство­вал сумму, на которую было построено в Галаце 20 кано­нерских баркасов, 10 понтонов и четыре катера. С этими судами и силами, захваченных у турок, Дунайская флоти­лия насчитывала 85 судов разных типов: канонерских ло­док и бомбардирских баркасов. Из общего числа судов восемь представляли брантвахтеные посты, а прочие — действующую флотилию.

По окончании перемирия и возобновлении военных действий осенью 1809 г. Дунайская флотилия, действо­вавшая совместно с сухопутной армией, оказывала по­следней существенную помощь, разрушая неприятель­ские береговые укрепления, нанося сильные поражения располагавшимся близ берега вражеским лагерям и не допуская турецкие суда в район военных действий. Не менее успешно флотилия содействовала переправе на­ших войск через Дунай, где ей поручалось наведение и охранение мостов и т. д.; наконец, суда флотилии при­нимали деятельное участие в атаке и взятии крепостей на берегах Дуная, важнейшими из которых были Изма­ил и Браилов.

Значительная часть флотилии под началом капитана 2 ранга Попандопуло энергично способствовала взятию Измаила; а при осаде Браилова, продолжавшейся более 50 дней, флотилия, отрезав все пути снабжения крепости водой, активно содействовала сдаче города. Взятые в Из­маиле и Браилове турецкие военные суда поступили в со­став русской флотилии.

Решительные боевые действия флотилии на Дунае заслу­жили высокую оценку со стороны высшего сухопутного начальства. Доказательством тому служит письмо М. И. Го- ленищева-Кутузова, бывшего в ту пору помощником глав­нокомандующего, капитану 1 ранга Акимову, командиру одного из отрядов флотилии, отличавшемуся большой во­енной предприимчивостью и выказавшему недюжинные способности к морской службе вообще. «Все, что вы ни делаете, — писал между прочим Кутузов Акимову, — все ваши предприятия не иначе приемлю я, как с истинным чувством должного к вам уважения, и могу вас уверить, что и главнокомандующий разделяет, общее со мной мои к вам чувствования».

Дунайская флотилия в 1810 г. содействовала армии при осаде и блокаде крепостей Силистрия и Рущук. Уча­ствуя 26 августа в кровопролитном сражении под Ба­тином, флотилия заставила турецкие суда уклониться от боя, два из них были потопив и пять взяв в плен. Итогом этого сражения была сдача Систова, Журжи, Турно и самого Рущука. 26 июня 1811 г. при взятии Рущука суда флотилии, пройдя под пылающим мостом, забрали все остававшиеся там наши войска и перевез­ли на другой берег. В июле отряд флотилии под нача­лом того же Акимова поднялся вверх по Дунаю и пре­дал огню город Лом-Палаику, а с ним и значительные хлебные запасы неприятеля; находившаяся там турец­кая флотилия в составе 120 судов спаслась бегством в Видин. Акимов, подойдя с 15 судами к стоявшему на берегу турецкому лагерю, нанес ему большой урон. Кроме того, отряд Акимова разгромил три батареи близ Рущука и заставил бежать их прислугу.

После того как была захвачена роскошная ставка великого визиря, расположенная у Рущука, на правом берегу Дуная, а лагерь турецкой армии, находившийся на левом берегу, напротив Рущука, был окружен наши­ми войсками, Акимов — а это было 3 октября, — по­ставив флотилию против середины лагеря, открыл по нему сильный огонь, продолжавшийся целый день, а к но­чи, приблизившись к берегу, выгнал неприятеля из бе­реговых ретраншементов и, ведя огонь по лагерю из конца в конец ядрами и бомбами, наносил страшный вред укреплениям и не допускал турок возобновлять их укрепления.

В приказе от 7 октября Кутузова, уже ставшего глав­нокомандующим, было сказано: «Отличное действие флотилии Дунайской, при Рущуке находящейся, обязы­вает меня, прежде нежели буду иметь честь донести о подвигах ее государю императору, изъявить ей совер­шенную мою благодарность». 12 октября начались мир­ные переговоры; флотилия, поставленная в линию по­перек Дуная, полностью прервала сообщения неприя­теля между обоими берегами реки и окруженной нашими войсками турецкой армией. После заключения мира в ноябре суда флотилии ушли на зимовку в Изма­ил и Килию.

Русско-турецкая война 1806—1812 гг. закончилась под­писанием в Бухаресте в мае 1812 г. мирного договора. Россия приобрела Бессарабию с границей по р. Прут, кре­пости Аккерман (Белгород-Днестровский), Килию и Из­маил, а также получила право свободного плавания по Дунаю.

Взятые в ходе войны крепости Анапа, Суджук-Кале и Поти были возвращены Турции.

На результаты войны с Турцией существенно повлия­ла международная обстановка, сложившаяся в Европе в связи с наполеоновскими войнами. Участие в них Рос­сии не позволило полностью реализовать боевые возмож­ности вооруженных сил, в том числе флота, в противо­борстве с Турцией.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918