В конце 60-х годов военно-политическая обстановка в мире обострилась. Военные конфликты на Ближнем Востоке, в Индии и Пакистане, продолжение войны во Вьетнаме вызвали дополнительное развертывание военных группировок США и стран НАТО, особенно военно-морских сил, которые становятся основным инструментом их агрессивной политики. Присутствие ВМС США, Англии, Франции и других стран НАТО в важных стратегических районах для поддержки антинародных режимов наносило ущерб безопасности регионов.
США и НАТО отработали четкую систему учений всех видов вооруженных сил для реализации стратегии "гибкого реагирования". Учения проводились ежемесячно от простого к сложному и завершались ежегодными крупными маневрами на Евро-Азиатском континенте. США, согласно новой стратегии, должны были иметь и поддерживать несомненное превосходство над Советским Союзом в области ядерного стратегического и тактического оружия и располагать достаточными средствами для успешного противодействия противнику (СССР) в любой обстановке и без применения оружия массового поражения. Все это вызывало очередной виток гонки вооружений и демонстрацию силы в ходе учений.
США отрабатывали глобальное применение стратегических ядерных сил и сил общего назначения. В зоне Северного флота районами отработки этих сил были Северная Атлантика и Норвежское море, где действовали ракетные атомные подводные лодки (6-7 пларб) и Ударный флот НАТО (до четырех авианосцев). Кроме того, в водах Баренцева моря постоянно находились 2-3 атомные лодки.
Безусловно, Советское правительство принимало необходимые меры по защите своих морских рубежей от ударов с моря. Была разработана и принята 20-летняя программа развернутого строительства корабельного состава океанского флота, формировались флотилии атомных подводных лодок и оперативные эскадры надводных кораблей, то есть создавались группировки морских сил для противодействия ВМС США и НАТО.
В соответствии с этим 18 января 1968 г. приказом ГК ВМФ была создана 7-я оперативная (Атлантическая) эскадра СФ на базе крейсера "Мурманск" (пр. 68бис) и 170-й брэм в составе 5 эскадренных миноносцев пр. 56 ("Несокрушимый", "Бывалый", "Сознательный", "Московский комсомолец" и "Спокойный"). На Тихоокеанском флоте в это же время была создана 10-я оперативная эскадра. Ранее, в 1967 г., была создана Средиземноморская эскадра. В командование 170 брэм я вступил в 1966 г.
7-я оперативная эскадра была оперативно-тактическим соединением для решения задач борьбы с атомными подводными лодками, вооруженными баллистическими ракетами, с целью срыва их ударов по объектам на территории СССР, а также для борьбы с корабельными группировками противника и обеспечения развертывания наших атомных подводных лодок в Северную Атлантику на рубежах м. Нордкап - о. Медвежий и о. Исландия -Фарерские острова.
Командиром 7-й ОпЭск был назначен контр-адмирал Г. Голота, начальником политического отдела - капитан 1 ранга
И. Ровный, а начальником штаба назначили позже капитана 1 ранга В. Лапенкова. Штаб эскадры численностью около 20 человек включал опытных флагманских специалистов: надводников, подводников и летчиков.
Командующий флотом поставил командиру эскадры задачу в течение зимнего периода боевой подготовки сколотить штаб и подготовить выделенные группировки для действий против авианосцев и подводных лодок - морскую ракетоносную и противолодочную авиацию, а также ракетные корабли флота.
Эту задачу СФ решал впервые. В течение XX века Российский и Советский флоты не провели ни одного морского сражения, кроме проигранного Цусимского 14-15 мая 1905 г. Перед нами, офицерами оперативной эскадры, стояла задача - в случае войны первыми вступить в бой и сорвать агрессивные планы ВМС США и НАТО. Безусловно, это были благородные намерения, но, пока отсутствовали корабельные группировки, способные решать такие задачи, штабы готовились к управлению, изучали противника и готовили корабли для боя.
В недрах конструкторских бюро создавалось ракетное оружие и его носители, которые были способны поражать крупные надводные корабли на больших расстояниях. В это время уже были атомные подводные лодки пр. 675, имевшие восемь ПУ ракет П-6 ( 350 км) в контейнерах, а в дальнейшем они получили ракеты П-500 "Базальт". Старт ракет осуществлялся из надводного положения. Время между всплытием и стартом ракет составляло 20 минут с учетом приема целеуказания от самолетов Ту-95 МРСЦ "Успех". С 1959 по 1967 г. было построено 29 пларк пр. 675.
Надводный старт в зоне ПЛО и ПВО, АУГ даже при дальности стрельбы 200- 250 кмтрех-четырех атомных подводных лодок был малоэффективным, так как в течение 20 минут подводная лодка находилась в надводном положении, была беззащитна и могла быть уничтожена. Поэтому повышение боевой устойчивости пларк решала 170-я брэм.
При отработке тактики боя против авианосцев мы учитывали все факторы, сильные и слабые стороны, построение обороны противника и возможности его против нашей морской ракетоносной авиации и атомных подводных лодок.
Надо учитывать, что противовоздушная оборона авианосцев усиливалась за счет тактической авиации с аэродромов Норвегии, да и полет нашей авиации не мог быть скрытным. Зона ПЛО авианосца на опасных направлениях доходит до 400- 500 км, то есть перекрывает дальность стрельбы ракетами П-6.
Поэтому модель морского боя показывала, что пока превосходство имеет противник, и он, зная это, в ходе учений маневрировал в составе Ударного флота НАТО в центральной части Норвежского моря. Однако по мере роста мощи атомного подводного флота и ракетоносной авиации СФ его маневрирование смещалось в залив Вест-фьорд и даже в менее обширные фьорды Норвегии.
В 1960-1961 гг., в связи с сокращением ВС СССР, минно-торпедная авиация была ликвидирована. На всех флотах были полностью расформированы минно-торпедные и истребительные авиационные полки и дивизии. С развитием ударных авианосцев вероятного противника бомбовые и торпедные удары в условиях сильной ПВО корабельных групп стали малоэффективными, а вернее невозможными.
Для борьбы с авианосцами была создана морская ракетоносная авиация, период формирования которой закончился к 1960 г. С 1961 г. прикрытие сил флота от ударов с воздуха было возложено на истребительную авиацию ПВО страны.
Ликвидация истребительной авиации в составе ВВС флотов была одной из крупнейших ошибок руководства страны и совершенно не соответствовала строительству океанского флота и его прикрытию. Как показал опыт использования океанского флота, ВМС СССР нуждался и в корабельной, и в береговой истребительной авиации.
Морская ракетоносная авиация СФ была вооружена самолетами Ту-16, которые находились на вооружении до конца 80-х годов, а на смену им были приняты Ту-22м.
В 1960 г. на вооружение был принят ракетный комплекс
Ту-16к-10, с ракетой К-10, предназначенной для уничтожения крупных надводных кораблей водоизмещением 10 000 тонн и более, с дистанцией пуска до 300 км.
В 1962 г. на вооружение приняли ракетный комплекс Ту-16к с ракетой КСР-2, предназначенной для поражения кораблей класса эсминец и фрегат, с дальностью 100- 150 км.
В 1963 г. на базе ракеты КСР-2 была создана ракета КСР-11, оснащенная аппаратурой самонаведения на работающую РЛС.
Таким образом, к концу 60-х годов морская авиация имела на вооружении три типа различных ракет, что позволяло грамотно организовать ракетный удар по боевым порядкам авианосцев.
В середине 60-х годов разведывательная авиация получила на вооружение специализированные самолеты Ту-16р и Ту-22р (только БФ). Кроме того, для океанской воздушной стратегической разведки и наведения надводных кораблей и подводных лодок и для выдачи им целеуказания для ракетных ударов авиация СФ и ТОФ имела на вооружении тяжелые самолеты Ту-95рц с аппаратурой "Успех". Эта аппаратура позволяла автоматически выдавать картину обстановки по целям на приемные устройства кораблей.
Во второй половине 60-х годов завершился план второй десятилетней кораблестроительной программы, что значительно способствовало повышению ударной мощи сил флота, их способности проводить морские операции в зоне флотов. Однако слабым местом оставалось боевое обеспечение: разведка, связь, целеуказание, противолодочная и противовоздушная оборона, радиоэлектронная борьба и автоматизация управления.
Командир 170-й брэм по боевой организации был вторым заместителем командира эскадры в бою, поэтому штаб бригады должен был знать обстановку и тактику морского боя и взять на себя управление силами при выходе из строя КП 7-й ОпЭск.
Как видим, в первом приближении были решены вопросы управления силами в море и организации проведения морских боев и сражений в ходе морской операции по уничтожению корабельных группировок, для чего необходимо находиться в море и до войны установить слежение за кораблями противника.
В ходе учений мы убедились, что у нас нет возможности размещать на кораблях КП оперативно-тактических штабов - для них не предусматривалось место. Это послужило толчком к модернизации крейсеров пр. 68бис и плавбаз подводных лодок под корабли управления. Такая же проблема возникла и у командиров дивизий ракетных подводных лодок (пр. 670, 675, 949), для самостоятельного удара по корабельным группировкам противника.
В мае 1968 г. в ходе учений НАТО в Норвежское море вошел ударный авианосец "Форрестол" в сопровождении противолодочного авианосца "Эссекс". Слежение за ними осуществлял эм "Сознательный" (командир С. Дымов). В то же время вели разведку авианосца и ВВС СФ самолетами Ту-16р, которые поддерживали связь с "Сознательным". Обычно палубные истребители перехватывали наши самолеты-разведчики и их сопровождали.
В один из дней с эсминца "Сознательный" наблюдали, как на малой высоте, буквально чуть выше палубы авианосца "Эссекс", с оглушительным ревом пронесся краснозвездный разведчик Ту-16р, никем не обнаруженный. Это вызвало переполох на кораблях АУС. Хваленая система ПВО, береговая и корабельная, не обнаружила разведчика, который скрытно уходил под лепестки радиолокационных станций кораблей, обойдя морские береговые РЛС.
К сожалению, этот героический поступок для экипажа оказался трагическим. После пролета над палубой авианосца самолет Ту-16р, резко набирая высоту, ударился хвостовой частью об воду и потерпел катастрофу. С авианосца были посланы спасательные вертолеты, которые подняли тела погибших четырех летчиков и передали на "Сознательный". Это был экипаж подполковника А. Плиева...
Да, освоение новых самолетов и выявление их возможностей при решении своих задач в условиях жестокого противодействия сил США и НАТО давались нам нелегко.
Командующий авиацией СФ Герой Советского Союза генерал-полковник А. Кузнецов и начальник штаба авиации Герой Советского Союза генерал-лейтенант В. Минаков вместе с командирами дивизий и полков в сложных климатических условиях Заполярья осваивали новые типы самолетов и отрабатывали тактику нанесения ударов по корабельным группировкам США и НАТО в Норвежском и Баренцевом морях с применением ядерного и обычного оружия. Расчеты показывали, что морская ракетоносная дивизия двух-трехполкового состава имела до 60 ракет в обычном снаряжении в ударе и способна самостоятельно уничтожить ударный авианосец. Это послужило основанием иметь на Черноморском и Балтийском флотах по дивизии, а на Севере и Тихом океане по две дивизии морской ракетоносной авиации. Считалось, что дивизия морской ракетоносной авиации ВВС Черноморского флота должна действовать по авианосцам 6-го флота США в Средиземном море, а Балтийского флота - в Норвежском море в зоне Северного флота против Ударного флота НАТО.
Складывающаяся военно-политическая обстановка выдвигала перед ВМФ новую проблему - предотвратить ракетно-ядерные удары атомных подводных лодок по военно-промышленным и политическим объектам страны. Исходя из анализа возможностей сил флота, по плечу эта задача была лишь противолодочной авиации, которая обладала большой маневренностью и большим поисковым потенциалом, в кратчайший срок могла вскрыть подводную обстановку и немедленно применить оружие. Поэтому при срыве (ослаблении) ракетно-ядерных ударов важным фактором стало время поражения подводных ракетоносцев - один из основных показателей эффективности боевых действий противолодочной авиации, которым не обладали другие противолодочные силы флота.
Для борьбы с подводными лодками в ближней зоне использовался с 1960 г. авиационный противолодочный комплекс
Бе-2 с поисково-прицельными системами "Баку", затем "Сирень", а в дальней зоне с 1962 г. - авиационный противолодочный комплекс Ил-38 с автоматизированной поисково-прицельной системой "Беркут". Дальность полета Ил-38 - 6700 км, продолжительность полета 12 часов, а тактический радиус при патрулировании в районе поиска 4,0-2,5 часа равнялся 2000- 2500 км.
Таким образом, в ближней и дальней зоне флот уже имел группировки сил, способные противостоять на море противнику в возможных районах применения им своего оружия (ракет и палубной авиации).
Итак, 7-я ОпЭск рождена была в начале очередного витка противостояния в "холодной войне", на новой материальной базе. Слабым местом в этом противостоянии было воздушное прикрытие надводных кораблей и авиации флота, а отсюда и низкая боевая устойчивость с началом боевых действий и в целом недостаточная эффективность решения задач силами флота в ходе морских операций.
Северный флот выходил в океан, отрывался от берега, мы осваивали будущий театр войны в ходе походов и учений. На долю 170-й брэм выпала важная задача - слежение за авианосцами при входе их в зону ответственности флота, при этом наведение на авианосцы осуществлялось по данным радио- и воздушной разведки. К решению этой задачи готовились заблаговременно, и прежде чем выйти в море мы отрабатывали вопросы взаимодействия в базе. Для нас оперативно-тактическая подготовка имела конкретный смысл подготовки сил к решительным действиям по срыву ударов ракетных лодок и палубной авиации. Несмотря на превосходство противника в силах, мы понимали, что долг перед Родиной превыше всего и, если бы это случилось, никто на бригаде не дрогнул бы и выполнил свой долг до конца.
В конце мая 1968 г. я был вызван в Москву в Академию Генерального штаба на собеседование и зачислен кандидатом для поступления. Беседу в присутствии комиссии проводил генерал армии С. Иванов, который интересовался обстановкой на морском театре, поведением и характером действий вероятного противника, особенно ударных авианосцев и атомных ракетных подводных лодок, так как от них для нашей страны исходила ядерная угроза, а формы борьбы с ними не были до конца разработаны военным искусством.
Учеба в Академии Генерального штаба была поворотом в судьбе, потому что дальнейшее продвижение по службе требовало иных, более высоких знаний. Но надо было еще выжить, сохранить боеготовность бригады и исключить происшествия.
В июле 1968 г. на Северном флоте состоялось учение "Север", в котором участвовали также дважды Краснознаменный Балтийский флот и дружественные флоты Польской Народной Республики и Германской Демократической Республики. Руководителем учения был Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Горшков. Основная цель учения "Север" - отработка взаимодействия флотов в ходе проведения морских операций на Северо-Западном ТВД и обеспечение развертывания сил флота в Северную Атлантику.
Это было первое стратегическое учение на морском и сухопутном ТВД, ставившее своей целью обеспечение развертывания сил флота в Атлантику.
Для достижения этих целей Северный флот проводил морские операции по срыву ударов ракетных подводных лодок и палубной авиации, а также высадке морских десантов совместно с приморским фронтом. Объединенный Балтийский флот участвовал в операции по захвату проливной зоны совместно с приморским фронтом и выводу сил флотов в Северное море через проливную зону и Кильский канал. Учение было двусторонним и проводилось с обозначенными силами.
170-я брэм по ходу учения развертывалась при входе авианосцев в Норвежское море, осуществляла за ними слежение, наводила ударные силы и в дальнейшем переразвертывалась для борьбы с ракетными подводными лодками в ожидании ядерной войны.
170-я бригада вышла в море для обнаружения и слежения за АУГ, которую обозначал крейсер "Октябрьская революция" и два корабля охранения. По данным радиоразведки, самолет-разведчик Ту-95рц вышел на АУГ и навел на нее 170-ю брэм в составе трех эсминцев. Обнаружив АУГ южнее о. Исландия, мы сутки осуществляли за ней слежение. При входе в Норвежское море начались боевые действия, мы навели на АУГ морскую ракетоносную авиацию и выдали целеуказание атомным ракетным подводным лодкам пр. 675.
В дальнейшем наша бригада провела совместно с полком противолодочных самолетов Ил-38 две поисковые операции по фактическому поиску пларб США. Первая из них проведена севернее о. Исландия в течение двух суток. На поле радиогидроакустических буев была обнаружена подводная лодка, которая при подходе КПУГ ушла подо льды. Вторая поисковая операция проводилась юго-западнее о. Исландия в течение трех суток. На барьере РГБ, выставленных самолетом Ил-38, была обнаружена подводная лодка, от которой КПУГ приняла контакт и поддерживала его 1 час 30 минут. В дальнейшем подводная лодка оторвалась, войдя в полосу течения Гольфстрим, где было сложно классифицировать контакт. Принятые меры по восстановлению контакта не дали результатов. Поисковые противолодочные операции проводились в рамках несения боевой службы - это были первые опыты совместной работы с авиацией флота в океанской зоне.
Командующий СФ С. Лобов сделал разбор учения, в котором отметил два важных момента:
1. В Северной Атлантике, Балтийском, Норвежском и Баренцевом морях отрабатывались морские операции и взаимодействие флотов, а также авиации с кораблями, подводных лодок с самолетами и надводными кораблями. Учение способствовало выработке единства тактического и оперативного мышления у офицерского состава. С получением новых сил и средств необходимо продолжать совершенствовать организацию проведения морских операций и тактику морских боев, а также все виды боевого, тактического и тылового обеспечения.
2. Главная задача для североморцев - привыкать к океану, знать его гидрометеорологические особенности, влияние течения Гольфстрима, гидрологию в районах поиска и детально все о противнике и его демаскирующих признаках, а также оборудование театра.