Подводные лодки типа "Эхо-2" (проект 675,675м,675мкв) - 35 единиц
В ОКБ В.Н. Челомея на базе комплекса П-5, предназначенного для стрельбы по береговым целям, был разработан противокорабельный комплекс П-6. Работы по созданию противокорабельного оружия с системой конечного самонаведения начались в нашей стране еще в 1948 году, однако дальность стрельбы первых ПКР не превышала нескольких десятков километров. В то же время основные надводные цели - авианосцы ВМС США - имели глубину всепогодной и всесуточной противовоздушной (противоракетной) обороны порядка 150-200 км. С появлением в начале 60-х годов на вооружении новых истребителей-перехватчиков F-4 Фантом, оснащенных всеракурсными ракетами класса воздух-воздух AIM-7 Спэрроу, а также палубных самолетов ДРЛО Е-2А Хоукай, глубина обороны должна была возрасти до 250-300 км. В качестве ответной меры это требовало и создания противокорабельных ракет нового поколения, имеющих большую (порядка нескольких сотен километров) дальность. Исследовательские работы по формированию облика противокорабельных ракет большой дальности начались в подмосковном Реутово под руководством В.Н. Челомея еще в 1956 году. Крылатая ракета, входящая в состав комплекса, должна была иметь максимальную дальность стрельбы более 300 км, что обеспечивало возможность поражения авианосных ударных групп и соединений противника без входа в зону его противолодочной и противокорабельной обороны. ПКР должна была комплектоваться системой управления, обеспечивающей поражение надводных целей практически всех классов, ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями большой мощности. Корабельная и ракетная аппаратура системы управления комплексом разрабатывались НИИ-49 (впоследствии переименованном в НПО Гранит), возглавляемым Н.А. Чариным.
Создание "противоавианосной" системы с использованием подводных лодок было невозможным без обеспечения надежной разведки и целеуказания в океанской зоне. Для решения этой задачи Киевским НИИ радиоэлектроники (ныне НПО Квант) под руководством главного конструктора И.В. Кудрявцева была создана авиационная разведывательная система Успех, размещенная на специально разработанных носителях Ту-16РЦ и Ту-95РЦ (ОКБ А.Н. Туполева). На самолетах размещалась авиационная радиолокационная система обнаружения морских целей и передачи сигналов на корабли, где осуществлялась обработка данных, и выдавались целеуказания ракетному комплексу. Таким образом, в нашей стране впервые в мире создавалась разведывательно-ударная система (РУС), включающая средства разведки, ударное оружие и их носители (как морские, так и воздушные). Корабельная автоматизированная система Аргумент решала задачи управления полетом нескольких ракет в залпе, а также наведения ПКР на цели при помощи радиолокационного визира. В случае обнаружения нескольких целей имелась возможность их избирательного поражения путем трансляции на борт подводной лодки с борта ракеты радиолокационного изображения цели и передачи с корабля команд о выборе конкретных целей. Использование разведывательно-ударного комплекса осуществлялось следующим образом: подводная лодка, находящаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия, подвсплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал на борт ПЛАРК радиолокационную информацию о надводных целях. Эта информация отображалась на экранах пульта оператора комплекса целеуказания лодки. Командир корабля анализировал целевую обстановку и назначал цель, по которой было необходимо определить координаты (пеленг и дальность).
Затем эти данные вводились в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществлялась оценка досягаемости оружия и ожидаемой вероятности обнаружения цели радиолокационным визиром ракеты. На основе этой информации принималось окончательное решение на стрельбу. Лодка ложилась на боевой курс, выполняя предстартовую подготовку, после чего всплывала в надводное положение и производила ракетный залп (число ПКР в залпе - не более четырех). Управление полетом каждой ракеты в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. В случае отклонения отметки о заданном направлении оператор возвращал ПКР в плоскость стрельбы. При достижении ракетой расчетной дальности (выработанной корабельной системой управления) по команде операторов включались радиолокационные визиры ракет и передатчики радиоканала для трансляции, полученной визирами информации. После захвата цели радиолокационным визиром ПКР она, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (первоначально ракета самонаводилась лишь в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось ее пологое пикирование и за несколько километров до цели вводился и режим самонаведения в вертикальной плоскости). Существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения ПЛАРК с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-5, возросло, т. к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН. Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал Советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника. Кроме того, программа активно поддерживалась и лично Н.С. Хрущевым. В результате 17 августа 1956 г. вышло постановление СМ СССР о начале работ по созданию ПЛАРК 675-проекта, оснащенных противокорабельными ракетами П-6, а также стратегическими крылатыми ракетами П-5М, предназначенными для поражения береговых целей.
Проектирование атомохода, предназначенного для борьбы при помощи крылатых ракет с крупными надводными целями, началось в ЦКБ МТ Рубин. Главным конструктором подводных лодок проекта 675 был П.П. Пустынцев, главными наблюдающими от ВМФ на начальном этапе М.С. Фаддеев, в последующем - В.Н. Иванов. В октябре 1958 г. технический проект 675 был разработан и представлен на утверждение. Основными отличиями от проекта 659 явились: установка комплекса ракетного оружия П-6; увеличение количества ракетных контейнеров до 8; установка системы управления Аргумент; удлинение прочного корпуса на 4 м, т.к. появился дополнительный отсек для размещения аппаратуры двух ракетных систем (П-5 и П-6); размещение более совершенной гидроакустической станции МГК-100. ПЛАРК предназначалась для нанесения ударов ракетами П-6 по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также (при помощи КР П-5М) уничтожения военно-морских баз, портов, промышленных и административных центров противника. Конструктивно ПЛАРК проекта 675 - двухкорпусная двухвальная подводная лодка с развитыми ограждением боевой рубки и надстройкой. Прочный корпус, на большем протяжении имевший цилиндрическую форму, был выполнен из стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Оконечности имели форму усеченных конусов. Прочный корпус разделялся на 10 отсеков: 1 - торпедный; 2 - жилой и аккумуляторный (в нем же размещалась и кают-компания); 3 - пост управления ракетами; 4 - центральный пост; 5 - дизель-генераторный; 6 - реакторный; 7 - турбинный; 8 - турбогенераторы, электродвигатели, распределительные щиты; 9 - жилой; 10 - кормовой торпедный. Шпангоуты изготавливались из симметричного полособульбового и сварного таврового профилей высотой 240 мм. Шпация - 600 мм. Межотсечные переборки изготавливались из стали АК-25 толщиной 10 мм. При ракетной стрельбе компенсация массы стартующих ракет производилась путем приема воды в специальные цистерны замещения.
Обшивка и набор легкого корпуса были выполнены из стали ЮЗ толщиной 4-16 мм. Поверхность корпуса покрывалась противогидроакустическим покрытием. Энергетическая установка (35 000 л.с.) включала два реактора ВМ-А (2 * 70 мВт), две паровые турбины и два главных турбозубчатых агрегата 60-Д1. Имелось два дизель-генератора ДГ-400 (дизели М-860) и два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2 * 900 л.с.). Антенна управления системы Аргумент размещалась в передней части рубки на поворотной мачте. Несущие излучатели крупногабаритной антенны в нерабочем положении заводились в ограждение рубки таким образом, что обтекатель, расположенный с задней стороны антенны, становился передней стенкой рубочного ограждения. Основное вооружение лодки - восемь крылатых ракет П-6 (4К88) - размещались в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14°. Стрельба, как и на АПЛ 659-го проекта, была возможна лишь в надводном положении. Ракета имела длину 10,8 м, максимальный диаметр корпуса - 0,9 м, размах крыла - 2,5 м и стартовую массу - 5 300 (5 200) кг. Она снабжалась маршевым ТРД 4Д48 и стартовыми твердотопливными ракетными двигателями. Диапазон дальностей стрельбы составлял 35-380 км, максимальная скорость полета соответствовала М=1,3. Полет ракеты проходил на высоте 400 - 7 500 м, перед атакой цели ПКР снижалась на высоту 100 м. На ПЛАРК 675-го проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. ПЛАРК, обнаружив цель по данным ГАК, всплывала для ракетной стрельбы, которая осуществлялась двумя залпами по четыре ракеты в залпе. После подъема ракетных контейнеров и открывания крышек производился запуск и вывод на полетный режим работы маршевых двигателей ракет. Одновременно в рабочее положение (на 180°) разворачивалось установленная в носовой части ограждения рубки антенна системы управления и наведения ПКР на цель Аргумент.
После всплытия в надводное положение ПЛ на предстартовую подготовку до пуска первой ракеты первого залпа требовалось три минуты. Второй четырехракетный залп мог производиться через 12 минут. При проведении предстартовой подготовки ПЛ в любой момент могла ее прервать и начать погружение, даже с незакрытыми крышками не более чем у трех ракетных контейнеров. Продувание предусмотренных для этих целей аварийно-балластных цистерн компенсировало потерю плавучести ПЛ в подводном положении при плавании с затопленными водой контейнерами. Атомоход мог выполнить четырехракетный залп в течение 15 минут, два залпа - за 20-30 минут с учетом времени, затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск и полет ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели 12 ракетами П-6 с различных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов. Для приема информации о целях от авиационной системы разведки и целеуказания имелась радиолокационная система Успех-У (прием мог осуществляться как в надводном, так и в подводном положении ПЛАРК). Торпедное вооружение включало четыре носовых ТА калибром 533-мм (максимальная глубина стрельбы - 100 м) и два 400-мм ТА (максимальная глубина стрельбы - 250 м). Суммарный боекомплект - 20 торпед. Главная энергетическая установка (номинальная мощность - 35 000 л.с.) по сравнению с лодками 627-го, 658-го и 659-го проектов изменению фактически не подверглась. Подводная лодка была оснащена гидроакустическим комплексом Арктика-М, комплексом навигационных систем Сила-Н-675, гирокомпасом Маяк, астронавигационной системой Лира-11 и другим оборудованием.
Строительство лодок 675-го проекта велось в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Головной северодвинский корабль вошел в состав Северного флота в 1963 г. Этому предшествовали государственные испытания, завершившиеся успешным выполнением четырехракетной залповой стрельбы. Лодки 675-го проекта активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах. Они несли боевую службу в Средиземном море и Индийском океане. Хотя эффективность этих ПЛ была невелика из-за надводного старта ПКР и необходимости телеуправления ими, а также из-за уязвимости ракет от средств ПРО группировок крупных надводных кораблей. Отрицательно на эффективность ПЛАРК проекта 675 сказывалась их значительная шумность из-за высокой виброактивности механизмов АЭУ АПЛ первого поколения и высокой частоты вращения гребных винтов, а также из-за наличия плохообтекаемых газоотводных выгородок. Лодки проекта 675 были одними из наиболее активно модернизировавшихся кораблей Cоветского флота. Первой улучшенной модификацией проекта 675 был проект 675К, на котором было установлено устройство "Касатка", обеспечивавшее прием и обработку данных по целсуказанию от искусственных спутников Земли. По этому проекту была модернизирована одна ПЛАРК "К-48". Остальные модификации предполагали использование других ракетных комплексов и систем целеуказания. 675МК предусматривала замену крылатых ракет комплекса П-6 ракетами комплекса П-500 ("Базальт"). На проекте 675МУ была установлена система целеуказания "Успех". Проект 675МКВ предусматривал применение крылатых ракет комплекса "Вулкан". ПЛ КС-86 являлась модернизированной по проекту 675Н ПЛ-носителем подводных пловцов.
Основные технические характеристики:
Длина: 115.4 m Водоизмещение: 4 500/5 760 тонн
Ширина: 9.3 m Макс. глубина погружения: 300 m
Осадка: 7.1 m Прочный корпус: маломагнитная сталь
Скорость: 28 узлов Экипаж: 137
Количество отсеков - 10:
1. торпедный;
2. аккумуляторный, жилье, кают-компания;
3. привод РЛС, посты БЧ-II;
4. ЦП;
5. дизель-генератор, опреснитель;
6. реакторный;
7. турбинный;
8. электродвигательный;
9. жилье, камбуз, санблок, холодильная машина;
10. торпедный, провизионная, рулевые машины.
Атомная энергоустановка
Атомная установка типа ВМА и модификации с двумя водо-водяными реакторами, с тепловой мощностью - 2 х 70 МВатт и с мощностью на валу - 2 х 17500 л.с. Впервые установка типа ВМА выведена на 100% мощности на АПЛ пр.675 (К-172). После этого были сняты ограничения по максимальной мощности 80%.
Конструкторы
Гл. констр. - Пустынцев П.П.
Место постройки
ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) и Амурский завод (г. Комсомольск-на-Амуре).
Места отстоя на СФ
Видяево, г.Полярный (СРЗ-10) и г.Мурманск (СРЗ "Севморпуть").
АПЛ класса "Эхо-II"
Северный флот:
K-166,
заказ No.530. Бывшая К-71.
К-1,
заказ No.535.
К-22,
("Красногвардеец"), заказ No.538.
К-428,
заказ No.536. Бывшая К-28.
К-35,
заказ No.539.
K-47,
заказ No.534.
K-74,
заказ No.537.
K-86,
заказ No.532.
K-144,
заказ No.531. Бывшая K-104.
K-125,
заказ No.542.
K-192,
заказ No.533. 25-26 июня 1989 г. произошла авария.Оплавлена активная зона реактора правого борта. В настоящее время на СРЗ-10 в г.Полярном ("Шквал"). Планируется выгрузка активной зоны.
Тихоокеанский флот:
К-127,
До 1968 г. - К-7.
К-10
К-23
К-431,
Бывшая К-31.
К-134,
Бывшая К-34 ("Кефаль").
K-48
K-56,
9.09.66 переведена на ТОФ. 13 июня 1973 г. при аварии погибло 27 человек.
K-557,
Бывшая K-57.
K-90; K-94; K-108; K-116; K-128
K-135; K-172;K-175; K-184; K-189