История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Доклад Г.П. Негоды по поводу гибели трех миноносцев


Доклад Г.П. Негоды по поводу гибели трех миноносцев

Автор: russiaflot от 12 июня 2017


Секретно
Экз, единственный
Командующему Черноморским флотом
Вице-адмиралу тов. Владимирскому
Командующему эскадрой кораблей ЧФ
Вице-адмиралу тов. Басистому
ДОКЛАД
О проведенной набеговой операции кораблями ДММ ЧФ в составе Краснознаменного эсминца «Беспощадный», эсминца «Способный», ли¬дера «Харьков» на коммуникациях в южной части Крымского полуостро¬ва и обстрел портов Феодосия и Ялта.
05.10.43 получив боевое распоряжение Военного совета ЧФ, объ¬яснил задачу командирам кораблей, приказа приготовиться к выходу к 20:00 05.10.43 г.
В 19:20 на Краснознаменный эсминец «Беспощадный» прибыл ко¬мандующий ЧФ вице-адмирал тов. Владимирский, который устно уточ¬нил задачу, перенес время начало открытия огня не в 05:50, а в 05:30 и приказал действовать по обстановке, выполнить поставленную задачу.
В 20:25 корабли снялись с якоря и вышли на выполнение задачи. По¬рядок тактических номеров ЭМ «Беспощадный», ЛД «Харьков», ЭМ «Способный».
В 01:00 06.10.43 ЛД «Харьков» дал «добро», он увеличил ход до 26 узлов. Эсминцы «Беспощадный» и «Способный» шли скоростью 24 узла.
В 02:04 по курсу кораблей самолетом противника были сброшены САБ, корабли стали уклоняться...
С 02:30 до 03:00 самолеты противника сбросили еще один САБ с пра¬вого борта и по корме. Корабли также уклонились... и продолжали идти на выполнение задачи.
С 03:00 до 04:00 самолеты противника сбросили бомбу по корме в расстоянии 5—10 кабельтовых, корабли уклонялись. Об обнаружении разведкой донес на ФКП. Подобного рода обнаружения кораблей ВР были систематическими в прошлых операциях, поэтому на выполнении операции, считал, не отразится.
В 04:00 лег на курс 330°, увеличил ход до 28 узлов с расчетом подой¬ти в исходную точку для стрельбы в 05:30. В расстоянии 200—250 ка¬бельтов от берега увидел проблесковый огонь, дающий какое-то соче¬тание букв, принял это сочетание дозорного корабля как опознаватель¬ный сигнал. Сделал поворот влево с расчетом ввести в действие всю артиллерию. После наблюдения установил, что это работает маяк, дает сочетание «ж» и «з», расположенный между мысами Меганом и Кок¬тебелем. Подошли к берегам, определились, легли на курс в исходную точку для стрельбы.
В этот момент самолеты противника сбросили САБ берегом и кора¬блями и сбросили серию бомб. Сделал поворот, чтобы не оказаться на светлом фоне, встретили ТКА ТКА противника, открыли по ним огонь; береговая артиллерия Коктебеля открыла огонь по кораблям.
Таким образом встретил противодействие противника, решил отка¬заться от стрельбы по Феодосии, приказал командирам начать отход на присоединение с ЛД «Харьков».
Идя противолодочным зигзагом с задачей просмотреть урез берега, его коммуникации, встретил две десантные баржи идущие по направле¬нию Судак.
В 6:30 на чистом курсе зигзага с дистанции 60—65 кабельтовых от¬крыл огонь по баржам. Командир ЭМ «Беспощадный» капитан 2-го ран¬га Пархоменко попросил у меня разрешение развернуться на обратный курс и продолжить вести огонь по баржам. Я приказал огонь прекратить, продолжить зигзагом идти на присоединение с ЛД «Харьков».
В 7:10—7:15 на курсовом угле 10—15° правого борта на дистанции 90 кабельтовых был обнаружен ЛД «Харьков». Приказал лечь на курс отхода, то есть 115°, имея ход 24 узла. ЛД «Харьков» увидел поворот ко¬раблей, повернул тоже на сближение, лег на курс 95° имея ход 30 узлов.
В 7:40 обнаружил самолет противника «Гамбург-140» в расстоянии 80 кабельтов, открыл огонь по нему. Начал наводил» наши истребители на «Гамбург-140», он летел низко над водой, пересекая курс кораблей.
В 8:10 истребительная авиация сбила самолет «Гамбург-140», само¬лет на воде загорелся, корабли увеличили ход до 28 узлов, подошли к горящему самолету, там плавало 2 человека. Приказал ЭМ «Способный» подобрать летчиков. ЭМ «Беспощадный» и ЛД «Харьков» со скоростью 28 узлов ходили вокруг ЭМ «Способный». ЭМ «Способный» на полном ходу подошел к плававшим летчикам, дал задний ход, не спуская шлюп¬ки, подошел левым бортом, подал бросательный конец и принял их на борт.
По моим наблюдениям и утверждению командира ЭМ «Способный» времени ушло на выполнение данного маневра 5—7 минут. ЭМ «Спо¬собный» подобрав летчиков, развил ход до 28 узлов, лег на курс 115°. ЭМ «Беспощадный» ходил на полном ходу, обеспечивая ПЛО ЭМ «Спо¬собный», в момент дачи хода ЭМ «Беспощадный» оставался на пеленге ЭМ «Способный» порядка 50°. ЛД «Харьков», имея ход 28—30 узлов, лег на курс 115°, ЭМ «Беспощадный», имея ход 28 узлов начал выходить в голову.
В 9:00 ЭМ «Беспощадный» заметил ipynny самолетов, идущих из- под солнца и сразу же открыл по ним огонь. Самолеты противника по¬вернули на ЛД «Харьков». Заметил самолеты противника в тот момент, когда они стали пикировать на корабль.
В результате налета ЛД «Харьков» получил прямое попадание одной бомбы в районе 1—2-го котельных отделений и первое турбинное отде¬ление. В полете участвовало 8—10 самолетов типа Ю-87. Бомбы попали в корабль не самолетом, а 6—7 самолетом. Остальные бомбы рвались близко у борта корабля. Самолеты пикировали почти отвесно, 80°, и вы¬ходили из пике на высоте порядка 100—200 м максимум, то есть после отрыва бомбы от самолетов последняя не успевала принимать вертикаль¬ное положение, а боком падала в воду или в корабль. Этим я и объясняю исключительную точность бомбометания.
Получив донесение командира ЛД «Харьков» о характере поврежде¬ний корабля, приказал ЭМ «Способному» взять ЛД «Харьков» на буксир о чем донес на ФКП.
ЭМ «Способный» взял на буксир ЛД «Харьков» за корму, ЭМ «Бес¬пощадный» маневрировал противолодочным зигзагом и радиограммой просил об усилении прикрытия ИА над кораблями.
В 11:50 обнаружил группу самолетов в количестве 13—14 Ю-87 из- под солнца, развернулись курсом на ЭМ «Беспощадный», один само¬лет отделился и пошел в атаку на ЭМ «Способный» и ЛД «Харьков», которого вели на буксире. Самолеты противника до подхода к кораблю выстроились в цепочку и цепочкой пошли в пике на ЭМ «Беспощадный». ЭМ «Беспощадный» увеличил ход до 38 узлов, начал уклоняться. В ре¬зультате налета: одна бомба попала в машинное отделение № 1, вторая бомба около 2—3 м разорвалась в воде в районе машинного отделения № 2...вого борта. Корабль потерял ход.
Повреждения следующие: полностью разбита машина, перебиты все магистрали, нарушена прочность переборки в котельное отделение № 3 и машину № 2. Корабль с креном 5—6° остался на плаву.
Тактика бомбометания та же, что и на ЛД «Харьков», цепочкой лег¬ли в пике, угол пикирования не меньше 8—10°, выход из пике порядка 100—200 м, самолеты сбрасывали по 3 бомбы.
После повреждения ЭМ «Беспощадный» через ЭМ «Способный» донес на ФКП о случившемся, приказал ЭМ «Способный» поочередно буксировать ЛД «Харьков» и ЭМ «Беспощадный» в надежде, что быстро вышлют из Новороссийска катера для ПЛО, но это не произошло.
ЭМ «Беспощадный» продолжал оставаться без хода, ЭМ «Способ¬ный» буксировал ЛД «Харьков» скоростью 7 узлов. Коща дистанция между ЛД «Харьков» и ЭМ «Беспощадный» увеличилась порядка 30 ка¬бельтов, приказал ЭМ «Способный» возвратиться и подвести ближе к ЛД «Харьков» ЭМ «Беспощадный».
14:00 ЭМ «Способный» подошел к ЭМ «Беспощадный» взял его ла¬гом на буксир, дали ход с расчетом подойти к ЛД «Харьков» и взять его на буксир, но в это время ЛД «Харьков» имел свой ход порядка 9 узлов.
14:20 налетела группа самолетов из-под солнца 26 Ю-87, приказал отдать буксирные концы, ЭМ «Способный» успел отойти на 5—6 кабель¬тов.
Самолеты разошлись на две группы: одна группа в количестве 20—21 Ю-87 цепочкой начали пикировать на ЭМ «Беспощадный» и вторая груп¬па в количестве 5—6 Ю-87 спикировала на ЭМ «Способный».
В результате налета на ЭМ «Беспощадный» попало несколько бомб в кормовую часть корабля, ЭМ «Беспощадный» резко сделал крен на ле¬вый борт, корма быстро начала погружаться и через 40 минут корабль утонул.
ЭМ «Способный» от близкого разрыва бомб получил контузию, вышли из стоя вспомогательные механизмы, повреждены трубопрово¬ды вспомогательного пара. Повреждения в течение 40 минут были ис¬правлены.
14:43 группа самолетов Ю-87 в количестве 20 налетело на ЛД «Харь¬ков», в результате налета ЛД «Харьков» утонул.
ЭМ «Способный» подошел к потонувшему ЛД «Харьков», начал под¬бирать личный состав. Подобрав последних, дал полный ход, подошел к плавающему личному составу ЭМ «Беспощадный». В этот момент [слу¬чился] налет авиации, ЭМ «Способный» отошел полным ходом,
18:10 налетела группа самолетов в количестве 29—30 самолетов Ю-87 и потопили ЭМ «Способный».
В результате бомбового удара потоплено 2 миноносца и один лидер.
Личный состав, плававший на воде держал себя исключительно хра¬бро, с воды выкрикивали лозунги «За Родину», «За Сталина», «Ура!».
Во время налета командиры кораблей держались исключительно сме¬ло и храбро.
Выводы
1. Самолеты противника изменили тактику бомбометания, сейчас из¬бирают одну цель и цепочкой пикируют на корабль.
2. Считаю, что нужно было бы от подъема немецких летчиков отка¬заться, так как время на подъем — 15 минут, лучше было бы использо¬вать на отрыв.
3. Нужно было бы снять личный состав с подбитого ЛД «Харьков» и ЭМ «Беспощадный», потопить корабли и на ЭМ «Способный» уходить в базу.
4. После потопления ЭМ «Беспощадный» и ЛД «Харьков» нужно было не подбирать личный состав, а уходить и с наступлением темноты подойти и подобрать бойцов.
5. Для прикрытия кораблей самолеты типа «Бостон», Пе-2, ДБ-3 не годятся, они абсолютно не мешают пикировщикам, а атаковывали их по¬сле разгрузки бомб.
6. Прикрывавшие ИА действовали нерешительно, пикировщиков в лоб не атаковывали.
7. Очень медленно высылались плавсредства для спасения личного состава кораблей.
8. Необходимо на кораблях иметь спасательные средства — резино¬вые шлюпки.
9. Спасено: офицеров — 20 чел., рядового и старшинского состава — 100 человек. Погибло (ориентировочно) 780 человек.
Командир ДММ
Капитан 2-го ранга Негода

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918