Линейные корабли тип "Императрица Мария"
В 1912 - 1917 годах заводами "Руссуд" и ОНЗиВ построены и введены с строй три однотипных линейных корабля для Черноморского флота. Четвертый корабль из-за гражданской войны достроен не был:
Линейный корабль Императрица Мария
Линейный корабль Императрица Мария был заложен в Николаеве, спущен на воду 19 октября 1913 года, вступил в строй 5 октября 1915 года. Участвовал в первой мировой войне. Погиб 7 октября 1916 года в Севастополе от взрыва погребов 130-мм снарядов. В мае 1919 года линкор был поднят, а в июне 1925 года продан слом. 21 ноября 1925 года исключен из списков флота.
Технические данные:
Длина - 168 м. Ширина - 27,43 м. Осадка - 8,36 м. Водоизмещение - 22600 т.(нормальное) Скорость - 21 уз. Мощность двигателей - 26500 лс. Дальность плавания - 1400 миль Вооружение - 12- 305 мм, 20- 130 мм, 4- 75 мм, 4 торпедных аппарата Личный состав - 1220 человек Бронирование - 102-262 мм по ватерлинии, 125-250 мм башни, 38-75 мм броневые палубы, 254 мм боевая рубка
Линейный корабль Екатерина II
Линейный корабль Екатерина II заложен в Николаеве на стапелях ОНЗиВ 17 октября 1911 года, спущен на воду 24 мая 1914 года, вступил в строй 5 октября 1915 года. 27 июня 1915 года переименован в Императрицу Екатерину Великую. Участвовал в первой мировой войне. Принимал участие в операциях на коммуникациях противника, блокировал побережье Турции. В декабре 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. В апреле 1918 года совершил переход из Севастополя в Новороссийск. 18 июня 1918 года по решению советского правительства потоплен торпедами, выпущенными с эсминца Керчь во избежание захвата германскими оккупантами.
Технические данные:
Длина - 169,46 м. Ширина - 28,07 м. Осадка - 8,36 м. Водоизмещение - 24960 т. Скорость - 21 уз. Мощность двигателей - 27000 лс. Дальность плавания - 1400 миль Вооружение - 12- 305 мм, 20- 130 мм, 8- 75 мм, 4 торпедных аппарата Личный состав - 1220 человек Бронирование - 102-262 мм по ватерлинии, 125-250 мм башни, 38-75 мм броневые палубы, 254 мм боевая рубка
Линейный корабль Император Александр III
Линейный корабль Император Александр III заложен в Николаеве в октябре 1911 года, спущен на воду 2 апреля 1914 года, вступил в строй в июне 1917 года. Участвовал в первой мировой войне. В конце апреля 1918 года участвовал в обороне Севастополя от германских оккупантов. В декабре 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. Был захвачен германскими войсками и в октябре 1918 года включен в состав их военно-морских сил. В ноябре 1918 года захвачен англо-французскими интервентами. С октября 1920 года входил в состав белогвардейских морских сил Юга России, в ноябре 1920 года уведен врангелевцами из Севастополя и в декабре 1920 года интернирован французами в Бизерте. В 1924 году признан правительством Франции собственностью СССР, но возвращен не был. В конце 1920-х годов продан на слом.
Технические данные:
Длина - 168 м. Ширина - 27,43 м. Осадка - 8,36 м. Водоизмещение - 23400 т. Скорость - 21 уз. Мощность двигателей - 28957 лс. Дальность плавания - 1400 миль Вооружение - 12- 305 мм, 18- 130 мм, 4- 75 мм, 4 торпедных аппарата Личный состав - 1220 человек Бронирование - 102-262 мм по ватерлинии, 125-250 мм башни, 38-75 мм броневые палубы, 254 мм боевая рубка
Литература:
А.П.Шершов. "История военного кораблестроения." Военно-Морское издательство.1940
"История отечественного кораблестроения." Санкт-Петербург, Судостроение.1995