После неудачного опыта постройки судов кумпанствами Петр I распорядился сосредоточить все работы по созданию флота в руках государства. Галеры строились по утвержденным чертежам, как правило, крупными сериями.
Наряду с галерами строились также скампавеи и полугалеры. Название «скампавея» пришло в Россию из Италии, где так назывались легкие, ходкие гребные суда (от итал. skampavia — уйди прочь).
Следует отметить, что не было четкого разделения судов гребного флота на подклассы — галеры, скампавеи и полугалеры. Одно и то же судно могло называться и галерой, и скампавеей, и полугалерой. Все они строились по так называемому «турецкому маниру», т.е. по турецкой, а вернее, греческой технологии, поскольку ведущие галерные мастера, начинавшие строительство гребного флота для БФ, были греками. Эти суда были плоскодонными, имели малую осадку, хорошо ходили на веслах и были удобны для действий в шхерах. Банки на них располагались перпендикулярно борту. Число банок колебалось от 14 до 20, но большинство галер были 15-баночными. Именно на этих судах были одержаны выдающиеся победы русского флота в Северной войне — Гангутская 27.7.1714 и Гренгамская 27.7.1720. В последние годы Северной войны 1710–1721 названия «полугалера» и «скампавея» вышли из обращения и все суда данного класса стали называться галерами.