Проект 01710 (шифр «Макрель») был разработан СПМБМ «Малахит» под руководством Г.П. Москалева. Лодка является опытной и предназначена для проведения в натурных условиях исследований и испытаний в области ходкости, гидроакустики и динамики в эксплуатационных и аварийных режимах движения перспективных скоростных лодок, проверки воздействия на пограничный слой растворов полимеров. Аналогом этого корабля являлась американская лодка Albacore, построенная в 1953 г.
Легкий корпус корабля был выполнен в виде тела вращения без цилиндрической вставки с соотношением длины к ширине около 7:1. Такая форма обводов обеспечивала получение оптимальных пропульсивных характеристик и минимального сопротивления набегающему потоку. Прочный корпус имел цилиндрическую форму с конусообразной кормовой оконечностью. Он делился водонепроницаемыми переборками на пять отсеков.
В междукорпусном пространстве размещалась система подачи растворов полимеров в пограничный слой на легкий корпус, а также на гребной винт. Система включала в себя кольцевые щелевидные конструкции легкого корпуса, цистерну-хранилище полимерной пасты, насос подачи раствора с необходимой аппаратурой управления и контроля.
На корабле предусматривалась возможность смены обтекателя основной антенны ГАК (для выбора наиболее оптимальной формы). Полимерная паста загружалась в специальную цистерну, содержавшую эластичные емкости; в полости между ними и переборками цистерны поступала забортная вода, которая по мере расходования пасты ее заменяла. При включении системы в смеситель подавались забортная вода и паста. Полученный раствор поступал по трубопроводам в сборные коффердамы, а затем — к щелям в легком корпусе, ограждении выдвижных устройств, стабилизаторах и к гребному винту. Гидродинамически активные полимеры были созданы на базе полиэтиленоксида и акриламида.
Основная цель испытаний СС-533 состояла в оценке эффекта подачи полимерных растворов в пограничный слой. Гидродинамическое сопротивление при этом стабильно снижалось, а скорость хода увеличивалась при поддержании постоянной мощности ГЭУ. Одновременно удалось определить пути снижения гидродинамических помех работе ГАК на больших скоростях хода, а также опробовать новые методики расчетов гребных винтов, акустического поля корабля.
По зарубежным данным, упоминания о последних испытаниях относятся к 1997г. По имеющимся данным, лодку в 2002г. исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.
1 — основная антенна ГАК «Рубикон-М»; 2 — носовой отсек;
3 — помещение научно-исследовательской аппаратуры; 4 — носовая группа АБ;
5 — носовая дифферентная цистерна; 6 — ЦГБ; 7 — носовой люк; 8 — второй отсек;
9 — аварийный буй; 10 — жилые помещения; 11 — кормовая группа АБ;
12 — баллоны системы ВВД; 13 — ходовой мостик; 14 — рубочный люк;
15 — перископ ПЗНА-8; 16 — ПМУ антенны РЛС «Каскад»; 17 — ПМУ антенны связи;
18 — третий отсек; 19 — центральный пост и выгородка научно-исследовательской аппаратуры;
20 — полимерная выгородка;
21 — выгородка механизмов общесудовых систем и системы подачи полимера;
22 — четвертый отсек; 23 — ГГЭД; 24 — выгородка электрооборудования; 25 — редуктор;
26 — пятый (кормой) отсек; 27 - кормовая дифферентная цистерна; 28 — линия вала;
29 — приводы кормовых рулей; 30 — кормовые вертикальные стабилизаторы.
1 - ПМУ антенны связи; 2 -ПМУ АП РЛС; 3 - перископ
Водоизмещение, т:
надводное 1460
подводное 2480
Длина наибольшая, м. 64,0
Ширина корпуса наибольшая, м. 9,0
Осадка средняя, м. 5,8
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Глубина погружения, м. 300
Экипаж, чел. 22
Автономность по запасам провизии, сут. 3
Энергетическая установка:
тип ДЭУ
количество х мощность ДГ, кВт 1 x 500
количество х мощность ГГЭД, кВт 1 х 4040
количество х мощность ГЭД ЭХ, кВт 1 х 37
количество х тип движителей 1 х ВФШ в насадке
Скорость хода наибольшая, уз:
надводная 10
подводная (в зависимости от типа движ.) 24,0 — 26,6
Дальность плавания (при скорости хода, уз), мили:
подводная 15 (24,5), 185 (4)
надводная 1100 (10)
Вооружение:
Радиоэлектронное:
ГАК «Рубикон-М» (МГК-400М)
РАС «Каскад» (МРК-50)
Перископ ПЗНА-8М