Россия построит атомные эсминцы
Новые корабли придут на смену атомным ракетным крейсерам типа "Петра Великого"
"Северное ПКБ" приступило к созданию технического проекта перспективного эсминца проекта 23560 "Лидер". Корабль будет обладать водоизмещением около 17,5 тыс. т, что приблизит его к самым большим атомным ракетным крейсерам российского Военно-морского флота проекта 1144 "Орлан" типа "Петра Великого".Как сообщил "Известиям" бывший замглавкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов, появление таких кораблей говорит о геополитических интересах руководства России. Резка металла под новый корабль, по данным Объединенной судостроительной корпорации, начнется в начале 2018 года. Всего планируется построить восемь кораблей подобного класса.
- Атомные крейсеры автономны, хорошо вооружены и способны решать различные задачи в любой точке мирового океана, - отметил Игорь Касатонов. - Кораблей подобного класса российский ВМФ не заказывал с 1989 года, что означает, что у страны снова появились геополитические интересы по присутствию в отдаленных регионах мира.
Советник генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин, где создавался аванпроект эсминца, рассказал "Известиям", что новый корабль должен будет совместить в себе качества сразу нескольких проектов. Эсминцы будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны и станут "опорными точками в мировом океане".
- "Лидер" станет универсальным кораблем, способным заменить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и ракетные крейсеры проекта 1144 "Орлан", - рассказал "Известиям" Валерий Половинкин. - При этом корабль будет меньше кораблей 1144-го проекта, но будет нести куда большее количество вооружения. Автономность подобных кораблей обычно определяется запасами продовольствия, атомная энергетическая установка способна работать без перезарядки в течение нескольких лет.
По информации "Известий", новый эсминец получит атомную энергетическую установку РИТМ-200. Такой же агрегат устанавливается на перспективные ледоколы проекта 22220. Первый корабль серии - "Арктика" - спущен на воду в июне. Благодаря новой энергоустановке "Лидер" сможет развивать скорость до 30 узлов. Его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными кораблями типа "Арли Берк".
Судя по представленному на форуме "Армия-2015" макету, корабль получит от двух до четырех пусковых установок "Калибр" с ракетами "Калибр-НК" и "Оникс" дальностью действия более 300 км. Зенитное ракетное вооружение дальней зоны будет представлено корабельным вариантом комплекса С-500 "Прометей" с двумя пусковыми установками. Ближняя зона противовоздушной обороны "Лидера" будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса "Полимент-Редут". Управление ими планируется осуществлять системой "Полимент" с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли могут быть установлены по два боевых модуля корабельных версий ЗРПК "Панцирь-М". Наконец, "Лидеры" получат универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм. Всего в арсенале эсминца окажется 200 ракет различного назначения.
Впрочем, как отметил эксперт в области военно-морских вооружений Александр Мозговой, окончательный облик "Лидера", набор его вооружений могут претерпеть существенные изменения в ходе выполнения технического проекта.
- Не так давно стали известны результаты эскизного проектирования корабля, которые показали, что его облик имеет значительные отступления от первоначального замысла, выработанного в рамках аванпроекта и одобренного Минобороны, - рассказал "Известиям" Александр Мозговой. - Учитывая высокий уровень инновационной составляющей и необходимость полной реализации научно-технического задела по перспективному эсминцу, скорее всего, на стадии технического проектирования будут внесены существенные изменения в его конструкцию, коснется это не только технического облика, но и дальнейших планов по строительству серии.
Как отмечает эксперт, выбор столь масштабного проекта вызван исключительно ситуацией, сложившейся в российском ВМФ с проблемой импортозамещения - отсутствием собственного производства газотурбинных энергетических установок. В отличие от них производство атомных у нас идет серийно. Об этом свидетельствует успех с реализаций программы строительства серии атомных ледоколов. При этом успешно зарекомендовавшие себя в ходе сирийской компании корабли проекта 21631, вооруженные ракетными комплексами "Калибр", не имеют возможности действовать на большом удалении от собственных берегов - автономность их плавания не превышает 30 суток. Это практически переход от Мурманска к Гибралтарскому проливу, у атомных эсминцев она неограниченна, - отметил Александр Мозговой.
- Исправление ошибок, допущенных при определение технического облика и боевых характеристик на любой стадии проектирования, а тем более в ходе постройки корабля, очень дорогостоящее удовольствие, - соглашается Игорь Касатонов.
По словам адмирала, ошибки приводят к недопустимому затягиванию сроков ввода кораблей новых проектов. Некоторые из них эксплуатируются в режиме опытной эксплуатации, проходят бесконечные доработки, которые в итоге не приводят к реализации изначально заложенных идей, именно поэтому сейчас наступает решающий момент в судьбе будущего проекта, отметил Касатонов.