История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Подводные лодки типа "Виктор-3" (проект 671РТМ) - 26 единиц


Подводные лодки типа "Виктор-3" (проект 671РТМ) - 26 единиц

Автор: russiaflot от 31 июля 2009


Подводные лодки типа "Виктор-3" (проект 671РТМ)

Подводные лодки типа


Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых АПЛ проектов Sierra и Akula, в СССР была предпринята весьма успешная попытка «выжать» максимально возможное из конструкции лодок проектов Victor I и Victor II. В основу модернизированного проекта «Victor III» легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения — мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационной и управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фактически проект «Victor III» «плавно перешел» из второго в третье поколение атомоходов. Одним из важнейших элементов вооружения модернизированного атомохода должен был стать противолодочный ракетный комплекс VA-111. Размещение нового вооружения и оборудования, а также реализация дополнительных мер по снижению акустической сигнатуры корабля потребовало врезки цилиндрической вставки в корпус лодки в районе 2-го отсека. В результате длина прочного корпуса увеличилась на 4,2 м, несколько возросло водоизмещение и уменьшилась максимальная скорость подводного хода.

Конструкторы усилили ограждение рубки и легкий корпус, что обеспечило АПЛ более безопасное всплытие во льдах.

Был принят дополнительный комплекс мер по увеличению скрытности АПЛ за счет внедрения принципиально новых решений по амортизации (т. н. «отключение фундаментов»), акустической развязке механизмов и конструкций. На лодке появились выгородки для системы вентиляции и вертикальные шпигаты, создающие меньший гидродинамический шум. Корабль получил размагничивающее устройство, затрудняющее его обнаружение авиационными магнитометрами.

Гидроакустический комплекс «Скат» обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также их автоматическое сопровождение при шумопеленговании в звуковом и инфразвуковом диапазонах частот. Комплекс позволял обнаруживать цели посредством эхопеленгования с измерением дистанции до них и выдавал исходные данные для целеуказания торпедному оружию. По своим возможностям комплекс «Скат» втрое превосходил ГАК предшествующего поколения и вплотную приближался к американским комплексам (хотя по-прежнему уступал им по массогабаритным характеристикам). Максимальная дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, а также протяженная буксируемая инфразвуковая антенна, в свернутом виде размещавшаяся в специальном бульбообразном контейнере, расположенном над вертикальным оперением лодки.

Навигационный комплекс «Медведица-671РТМ» обеспечивал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в другие корабельные системы. Боевая информационная управляющая система «Омнибус» производила автоматизированный сбор, обработку и наглядное отображение информации, обеспечивающей принятия решений на маневрирование, боевое использование оружия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой. Корабль был оснащен новым автоматизированным комплексом связи «Молния-Л» с системой космической связи «Цунами-Б», а также специальным разведывательным комплексом.

Вместо торпед корабль мог брать на борт до 36 мин типа «Голец» и средства гидроакустического противодействия (в частности, имитаторы МГ-74 «Корунд»).

Кроме того, АПЛ несла специальные диверсионные управляемые снаряды «Сирена» и другие средства «спецназначения», многим из которых мог бы позавидовать и суперагент 007 Джеймс Бонд, рожденный воображением Яна Флеминга. В частности, в 1975 г. в ОКБ им. Н. И. Камова был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться из 533-миллиметрового торпедного аппарата погруженной подводной лодки.

Строительство подводных лодок проекта «Victor III» было решено одновременно организовать на ленинградском Адмиралтейском объединении (с последующей достройкой на судоремонтном заводе «Нерпа») и в Комсомольске-на-Амуре, на СЗЛК (с достройкой на судоремонтном заводе в Большом камне).

Создание в нашей стране АПЛ проекта «Victor III» практически совпало с началом реализации в США программы строительства многоцелевых атомных подводных лодок 3-го поколения типа Los Angeles. Новые американские АПЛ по-прежнему превосходили советские аналоги по уровню скрытности и характеристикам гидроакустического комплекса. Однако этот разрыв, по признанию самих американцев, значительно сократился и больше не носил прежнего «драматического» характера. В то же время американские АПЛ фактически сравнялись с советскими по максимальной скорости подводного хода (хотя и несколько уступали по максимальной глубине погружения). В то же время «Victor III» имели лучшую маневренность и боевую живучесть. Обладали они и некоторым преимуществом в вооружении. За счет более высокого уровня комплексной автоматизации АПЛ проекта «Victor III» имели значительно меньший экипаж, чем Los Angeles, что позволило создать у них на борту лучшие условия обитаемости. Однако в целом, по оценкам специалистов, подводные лодки проекта «Victor III» и Los Angeles являлись приблизительно равноценными кораблями.

Освоение на флотах подводных лодок проекта «Victor III» несколько затянулось. Причина этого заключалась в недоведенности БИУС «Омнибус»: до середины 80-х гг. система была не способна в полной мере решать возложенные на нее задачи. На кораблях ранней постройки «Омнибус» приходилось доводить уже в ходе эксплуатации лодок, что существенно ограничивало их боевые возможности. Уже в процессе постройки серии было решено перейти от семилопастного гребного винта к менее «шумной» схеме «тандем» (два соосных четырехлопастных гребных винта противоположного вращения), что привело к удлинению лодки на 1 м.

Подводные лодки типа "Виктор-3" (проект 671РТМ) - 26 единиц


Однако наиболее важным усовершенствованием, внедренным на АЛЛ проекта «Victor III», стал принципиально новый тип оружия — стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты SS-N-19 Shipwreck.
К-524 60 лет шефства ВЛКСМ построен/спущен в 1977г.
К-502 построен/спущен в 1980г.
К-254 построен/спущен в 1981г.
К-527 построен/спущен в 1981г.
К-298 построен/спущен в 1982г.
К-358 Мурманский комсомолец построен/спущен в 1983г.
К-299 построен/спущен в 1984г.
К-244 построен/спущен в 1985г.
К-292 построен/спущен в 1987г.
К-388 Даниил Московский построен/спущен в 1988г.
К-128 построен/спущен в 1990г.
К-414 построен/спущен в 1990г.
К-448 Тамбов построен/спущен в 1992г.
К-247 построен/спущен в 1978г.
К-507 построен/спущен в 1979г.
К-492 построен/спущен в 1979г.
К-412 построен/спущен в 1979г.
К-251 построен/спущен в 1980г.
К-255 построен/спущен в 1980г.
К-324 построен/спущен в 1980г.
В октябре 1983 г. «К-324» несла боевую службу у атлантического побережья Северной Америки. «Автономка» проходила в сложных условиях: возникли проблемы с водоснабжением, вышла из строя холодильная установка, в отсеках стояла изнуряющая жара. Лодке было поручено слежение за американским фрегатом «Макклой» (тип «Бронштейн»), проводящим испытания новейшей системы подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance Sysytem) с протяженной буксируемой низкочастотной гидроакустической антенной. «К-324» удалось записать информацию о параметрах работы системы, весьма ценную для отечественной «науки». Более того, в ходе слежения были выявлены некоторые особенности взаимодействия американского надводного корабля со своими подводными лодками и компонентами стационарного комплекса дальнего гидроакустического обнаружения. Однако неожиданно «Макклой» прекратил испытания и ушел на базу. «К-324», оставшись «без работы», получила приказ сменить район плавания. Однако сделать этого не удалось — 30 октября внезапно возникла сильная вибрация, потребовавшая остановки главной турбины. Всплыв в надводное положение, командир «К-324» обнаружил, что получил неожиданный «ценный подарок дяди Сэма» — на винт его корабля намоталось 400 м сверхсекретной бронированной кабель-антенны TASS. Разумеется, советская лодка, всплывшая в районе американского полигона, вскоре была обнаружена «потенциальным противником». К утру в район происшествия прибыли эсминцы Peterson и Nicholson, установившие за «К-324» плотную опеку. Очевидно, командиры этих кораблей получили вполне конкретный приказ — любыми средствам не позволить русским завладеть антенной. «Совместное плавание» практически лишенной хода лодки и эсминцев продолжалось почти 10 дней. Американцы вели себя все более «резко» (а что им еще оставалось делать?), стремясь пройти в непосредственной близости за кормой АЛЛ и отрубить антенну. Опасаясь еще более решительных действий эсминцев (чем черт не шутит, вдруг они решат пойти на абордаж!), командир лодки капитан 2 ранга В. А. Терехин дал приказ приготовить свой корабль к взрыву. Обстановка разрядилась лишь тогда, когда на помощь «К-324» прибыло советское судно «Алдан». Американское командование наконец осознало, что вернуть свою антенну мирными средствами вряд ли удастся, а начинать третью мировую войну из-за «шланга» никому не хотелось. В результате эсминцы были отозваны на базу, «К-324» была «Алданом» отбуксирована на Кубу, где встала на ремонт, а злополучную антенну доставили в СССР для детального изучения.


К-305 построен/спущен в 1981г.
К-355 построен/спущен в 1981г.
К-360 построен/спущен в 1982г.
К-128 построен/спущен в 1982г.
К-242 построен/спущен в 1983г.
К-264 построен/спущен в 1984г.
Параметры
Длина: 107,1 м
Ширина: 10,8 м
Водоизмещение: 7250 тонн
Глубина погружения: 600 м
Экипаж: 96
Скорость: 31 узлов
Атомный реактор: 2
Вооружение
Торпедные аппараты: 4 533 мм; 2 650 мм
Противо-корабельные комплексы: 6 SS-N-19 Shipwreck
Противолодочные комплексы: VA-111

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918