Разработанный в 1933 году проект подводной лодки V-бис-2 серии в целом оказался вполне приемлемым, и «щуки» двух последних серий — X и Х-бис — конструктивно отличались от него совсем незначительно. На «десятке» попытались улучшить подводную обтекаемость введением рубки новой формы (так называемого «лимузина»), что не дало ожидаемых результатов, но привело к сильному заливанию мостика при движении в надводном положении. Были также установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с., в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1—14,3 уз. Для борьбы с крутильными колебаниями на линии гребного вала фрикционную муфту заменили гидравлической БД-800/600, правда, с ограниченным эффектом (осталась одна запретная зона). При этом значительно усложнился уход за устройством и снизилась его техническая надежность. Аварийное продувание главного балласта стало возможным производить непосредственно воздухом высокого давления. В результате время всплытия сократилось с 10 до 3 минут, исчез опасный крен. Установили опреснитель производительностью 40 л/ч. Изменения, внесенные в конструкцию глушителей, уменьшили демаскирующее «парение». В систему регенерации воздуха добавили кислородную магистраль, что улучшило ее работу. Часть лодок оснастили сетепрорезателями «Краб». При капитальных ремонтах в конце 30-х годов установили 9-метровые перископы: на ряде подлодок — итальянские, фирмы «Галилео» типа OG-492 с электрическим подъемным устройством винтового типа, на остальных— отечественные, ПА-9 и ПЗ-9. Работу тросовых лебедок удалось сделать менее шумной. Ограждение носовых горизонтальных рулей стало сплошным по всему периметру.
«Щуки» последней модификации заказывались в 1938 году для загрузки верфей на период освоения лодок типа «С». На Х-бис серии отказались от ряда не оправдавших себя решений предыдущего проекта — в частности, от гидромуфт; ограждение рубки сделали обычного типа, но более высокое, первое орудие опустили на палубу. Подверглись некоторым изменениям системы воздуха высокого давления и водяная; были улучшены средства связи и наблюдения, снят подводный якорь.
В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся лодок V и X серий. Предполагалось во время капитальных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. «Щуки» остались доживать свой век в прежнем виде.
Подводные лодки типа «Щ» | ||||||
№
пп. |
Тактический
номер |
Номер
завода |
Заводской
номер |
Дата закладки
|
Дата спуска
|
Дата подписания
приемного акта |
X серия | ||||||
1 | Щ-126 | 194/202 | 297 | 23.07.1934 | 20.04.1935 | 17.10.1936 |
2 | Щ-127 | 194/202 | 296 | 23.07.1934 | 13.06.1935 | 17.10.1936 |
3 | Щ-128 | 189/202 | 258 | 07.08.1934 | 09.06.1935 | 31.10.1936 |
4 | Щ-129 | 194/202 | 298 | 31.12.1934 | 10.10.1935 | 31.10.1936 |
5 | Щ-130 | 189/202 | 257 | 07.08.1934 | 08.08.1935 | 11.12.1936 |
6 | Щ-131 | 194/202 | 292 | 23.07.1934 | 04.07.1935 | 11.12.1936 |
7 | Щ-132 | 194/202 | 299 | 31.12.1934 | 04.07.1935 | 11.12.1936 |
8 | Щ-133 | 189/202 | 259 | 07.08.1934 | 04.07.1935 | 19.11.1936 |
9 | Щ-134 | 194/202 | 293 | 23.07.1934 | 04.09.1935 | 27.12.1936 |
10 | Щ-208 | 200 | 1032 | 18.05.1934 | 07.10.1935 | 16.01.1937 |
11 | Щ-209 | 200 | 1033 | 25.05.1934 | 02.03.1936 | 31.12.1936 |
12 | Щ-210 | 200 | 1034 | 03.06.1934 | 13.03.1936 | 31.12.1936 |
13 | Щ-211 | 200 | 1035 | 03.09.1934 | 03.09.1936 | 05.05.1938 |
14 | Щ-212 | 200 | 1036 | 18.11.1934 | 29.12.1936 | 31.10.1938 |
15 | Щ-213 | 200 | 1037 | 04.12.1934 | 13.04.1937 | 31.10.1938 |
16 | Щ-214 | 200 | 1038 | 13.07.1935 | 23.04.1937 | 04.03.1939 |
17 | Щ-215 | 200 | 1039 | 27.03.1935 | 11.01.1937 | 30.08.1938 |
18 | Щ-312/Щ-321/Щ-424 | 189 | 260 | 17.12.1934 | 27.04.1935 | 17.07.1936 |
19 | Щ-313/Щ-401 | 189 | 253 | 01.12.1934 | 28.06.1935 | 17.07.1936 |
20 | Щ-313/Щ-421 | КЗ/112 | 83 | 20.11.1934 | 12.05.1935 | 05.12.1937 |
21 | Щ-314/Щ-402 | 189 | 254 | 04.12.1934 | 28.06.1936 | 23.09.1936 |
22 | Щ-314/Щ-422 | КЗ/1 12 | 84 | 15.12.1934 | 12.04.1935 | 04.12.1937 |
23 | Щ-315/Щ-403 | 189 | 261 | 25.12.1934 | 31.12.1935 | 26.09.1936 |
24 | Щ-315/Щ-423 | КЗ/112/202 | 85 | 17.12.1934 | 27.04.1935 | 05.12.1937 |
25 | Щ-316/Щ-404 | 189 | 262 | 25.12.1934 | 27.12.1935 | 26.09.1936 |
26 | Щ-317 | 194 | 295 | 23.07.1934 | 24.09.1935 | 29.09.1936 |
27 | Щ-318 | 194 | 294 | 23.07.1934 | 11.08.1935 | 12.08.1936 |
28 | Щ-319 | 194 | 367 | 31.12.1934 | 15.02.1935 | 29.11.1936 |
29 | Щ-320 | 194 | 368 | 31.12.1934 | 12.02.1935 | 29.11.1936 |
30 | Щ-322 | 112 | 550/6 | 31.12.1934 | 10.04.1935 | 03.11.1936 |
31 | Щ-323 | 112 | 550/7 | 31.12.1934 | 10.04.1935 | 03.11.1936 |
32 | Щ-324 | 112 | 550/8 | 31.12.1934 | 10.04.1935 | 31.10.1936 |
Х-бис серия | ||||||
33 | Щ-135 | 194/202 | 477 | 26.08.1938 | 21.04.1940 | 01.09.1941 |
34 | Щ-136 | 194/202 | 478 | 26.08.1938 | 27.04.1940 | 05.09.1941 |
35 | Щ-137 | 194/202 | 479 | 31.08.1938 | 01.07.1940 | 18.11.1941 |
36 | Щ-138 | 194/202 | 480 | 28.10.1938 | 22.07.1940 | 30.12.1941 |
37 | Щ-216 | 200 | 1085 | 23.07.1939 | 30.05.1940 | 17.08.1941 |
38 | Щ-405 | 194 | 510 | 31.12.1938 | 16.12.1939 | 07.06.1941 |
39 | Щ-406 | 194 | 511 | 31.12.1938 | 17.12.1939 | 07.06.1941 |
40 | Щ-407 | 194 | 512 | 23.04.1939 | 04.06.1940 | 10.09.1941 |
41 | Щ-408 | 194 | 513 | 23.04.1939 | 04.06.1940 | 10.09.1941 |
42 | Щ-411 | 194 | 546 | 29.06.1940 | 31.05.1941 | 21.07.1945 |
43 | Щ-412 | 194 | 547 | 29.06.1940 | 31.05.1941 | 15.08.1946 |
44 | Щ-413 | 194 | 552 | 28.06.1941 | — | — |
45 | Щ-414 | 194 | 553 | 28.06.1941 | — | — |
Примечания.
По данным С.С. Бережного и В.И. Дмитриева, Щ-413 и Щ-414 заложены 29.6.1940, что представляется сомнительным, поскольку к 1.7.1941 г. подлодки имели всего по 1,7% технической готовности. Постановлением ГКО от 10.7.1941 их строительство было прекращено, 23.7.1946 они сняты с производства и разобраны на металл. Кроме того, есть информация, что 15.9.1940 в списки кораблей ВМФ были зачислены две подлодки Х-бис серии (возможно, Щ-409 и Щ-410), заложенные на стапеле Мурманской судоверфи НКРП, однако это не подтверждается хранящимися в Государственном архиве РФ документами НКСП.