Румынские военно-морские силы
Главным противником советского Черноморского флота с первых дней стали военно-морские силы Румынии . К середине 1941 г. они на¬считывали 35 кораблей и судов, объединенных в две дивизии — морскую и речную.
Самыми крупными и современными румынскими кораблями явля¬лись два эскадренных миноносца «Regele Ferdinand» и «Regina Maria». Строила их в 1927—1930 гг. частная итальянская фирма в Неаполе. Од¬нако за прототип она взяла не отечественный, то есть итальянский, а бри¬танский проект. Более того, эсминцы получили на вооружение артилле¬рию шведской фирмы Bofors и приборы управления стрельбой главного калибра германской фирмы «Siemens». Все это поставило их в один ряд с лучшими кораблями своего класса начала 30-х годов для закрытых мо¬рей. К началу Великой Отечественной войны они мало уступали совет¬ским лидерам и эсминцам.
Еще два эскадренных миноносца, «Marasti» и «Marasesti», также ита¬льянской постройки, относились к эпохе Первой мировой войны. Четы¬ре таких корабля румыны заказали в Италии в 1913 г. С началом войны итальянцы их реквизировали и в изменение первоначального проекта вооружили 152-мм артиллерией. После окончания войны два из четырех
эсминцев все же попали в Румынию в 1920 г., но уже с 120-мм артилле¬рией. В 1926—1927 гг. корабли прошли капитальный ремонт и к середи¬не 1941 г. являлись уже морально устаревшими, но вполне отвечавшими черноморским условиям. Во всяком случае, они явно превосходили со¬ветских «однокашников» типа «Новик».
К июню 1941 г. Румыния имела всего одну подводную лодку «Delfi- nul», построенную в 1931 г. в Италии. Она приблизительно соответство¬вала своим советским одногодкам типа «Щ».
В составе румынского флота было много кораблей, построенных еще на верфях Австро-Венгерской империи. В частности, такими были все три миноносца. Они относились к многочисленной и удачной серии «250-тонного» типа (27 ед.). За всю Первую мировую войну ни один ко¬рабль этого типа не погиб, но после ее завершения их раздали новым хозяевам. Румыния в 1920 г. получила семь таких кораблей, из которых «Sborul», «Naluca» и «Smeul» участвовали в войне с Советским Союзом. К тому времени они уже морально и физически устарели, но все равно были вполне пригодны для применения на Черном море в качестве сто¬рожевых кораблей.
Также к австро-венгерскому наследию относились все семь речных мониторов—хотя четыре из них строились в Австро-Венгрии по румын¬скому заказу. Несмотря на свой почтенный возраст, они явно превосходи¬ли по огневой мощи корабли советской Дунайской флотилии.
В 1920 г. Румыния приобрела во Франции пять мореходных кано¬нерских лодок, правда, одну из них — целенаправленно на запчасти для остальных. Оставшиеся четыре — «Capitan Dumitrescu С», «Locotenent- commandor Stihi Eugen», «Sublocotenent Ghiculescu» и «Locotenent Lepri Remus»—дожили до Второй мировой войны, но последняя погибла еще 11 января 1941 г., подорвавшись на собственном минном заграждении у Супины. При водоизмещении 430 т лодки имели по два дизеля в 450 л.с., которые обеспечивали им ход до 12 узлов. Уже в ходе войны их вооруже¬ние заменили и оно составило по одному 88-мм орудию, 37-мм и 20-мм зенитному автомату. Таким образом, эти канонерки были явно слабее не только советских сторожевиков типа «Ураган», но и тральщиков типа «Трал».
Перед самой войной, в 1940 г., вступили в строй минный заградитель своей постройки «Admiral Murgescu».
Боевые катера в середине 1941 г. были представлены тремя торпед¬ными и тринадцатью сторожевыми катерами Дунайской речной дивизии, из которых четыре типа «Capitan Nicolae Lascar Bogdan» являлись отно¬сительно крупными, но постройки 1906—1907 гг. Также в состав речной дивизии входили три плавучие батареи типа «Bistrita» (100 т)—построй¬ки 1888 г. и вооруженные всего одним 57-мм орудием.
За время военных действий на Черном море наиболее существен¬ным пополнением румынского флота стали подводные лодки «Rechinul» и «Marsuinul», вступившие в строй в августе и сентябре 1943 г. Кроме этого немцы в конце 1942 — начале 1943 г. продали румынскому флоту шесть бывших голландских торпедных катеров, но без моторов, так что пришлось ставить на них авиационные двигатели от списанных истреби¬телей. В итоге скорость хода вместо проектных 35 узлов не превышала 24. В октябре 1943 г. союзники передали румынам три десантные баржи MFR, получившие в румынском флоте обозначения РТА № 404,405,406, а также три корабля ПЛО (бывшие KFK-198, -199, -270), ставшими VS-1, -2,-3.
Военно-морские силы Румынии базировались на военно-морские базы Констанца и Сулина.
Кроме морской и речной дивизий, в составе ВМС Румынии имелась береговая дивизия. Она состояла из артиллерийских батарей береговой обороны, причем часть из них строились и эксплуатировались немцами. К концу войны дивизия состояла из двух полков береговой обороны — Дунайского и Констанцского. Последний имел два артиллерийских диви¬зиона — собственно Констанцский и Мангальский.
В состав Констанцского дивизиона входили:
— 152/45 четырехорудийная батарея «Мирна» (севернее Констанцы, дальность стрельбы 19 км, установлена зимой 1940/41 г.);
—152/45 четырехорудийная батарея «Свидиу» (севернее Констанцы, дальность стрельбы 19 км, установлена в апреле 1943 г.);
— 152/40 трехорудийная батарея «ТУдор» (севернее Констанцы, даль¬ность стрельбы 11,4 км, установлена в 1928 г.);
— 66/30 четырехорудийная батарея «Рарес» (в порту Констанца на нефтяном молу, установлена в 1940 г.);
— 76/40 трехорудийная батарея «Вилтур» (в порту Констанца, Ш = 44°09'54 Д = 28°27'54, дальность стрельбы 8 км, потолок 6,5 км, установ¬лена в 1940 г.);
—170/40 трехорудийная батарея «Михай» (в порту Констанца южнее нефтехранилища, Ш = 44°09'54 Д = 28°37'54, дальность стрельбы 18 км, установлена в 1940 г.);
— 105/45 трехорудийная батарея «Кароль» (в порту Констанца юж¬нее нефтехранилища, Ш = 44°09'26 Д = 28°37'54, дальность стрельбы 15,2 км, установлена в 1942 г.);
— 152/47 четырехорудийная батарея «Иван Димитров» (севернее Кон¬станцы у м. Мидиа, дальность стрельбы 21,5 км, установлена в 1944 г.).
В состав Мангальского дивизиона входили:
— 120/50 четырехорудийная батарея «Елизавета» (севернее м. Туала, дальность стрельбы 14 км, установлена в 1940 г.
—122/46 четырехорудийная батарея «Влайку» (южнее м. Тузла, даль¬ность стрельбы 18 км, установлена в 1944 г.);
— 152/40 трехорудийная батарея «Аурора» (севернее Мангалии, дальность стрельбы 11,4 км, установлена в 1941 г.);
— 75/50 четырехорудийная батарея «Васили Лупу» (на северной окраине Мангалии, дальность стрельбы 8 км, по два орудия установлены в 1941 г. и в 1944 г.);
— 280/45 трехорудийная батарея «Тирггац» (в 6—8 км южнее Кон¬станцы, дальность стрельбы 36,9 км, установлена в 1941 г.).
Учитывая, что в событиях войпы на Черном море батарея «Тирпиц» сыграла заметную роль, остановимся на ней более подробно. Батарею начали строить в 1940 г. и ввели в строй к началу Великой Отечественной войны. И проектировали, и обслуживали ее немцы. Батарея располага¬лась на возвышенном участке побережья в 0,6 км от уреза воды, на об¬ратном склоне в верхней его части. Орудийные дворики находились на разном расстоянии друг от друга (250—300 м). Одно 280/45-мм орудие образца 1907 г. было изготовлено в 1911 г., а два других — в 1915 г. Ранее они стояли на одной из береговых батарей на побережье Северного моря. Затвор клиновой, с ручным приводом открывания. Заряжание раздель¬но гильзовое. В боекомплекте имелись снаряды весом 284 кг и 302 кг, боевой заряд 70 кг, начальная скорость полета соответственно 885 м/с и 870 м/с. Также имелись пониженно-боевые заряды, рассчитанные на начальную скорость для 284-кг снаряда — 580 и 284 м/с, а для 302-кг — 625 и 230 м/с.
Поворотные лафеты имели две опоры: передняя — сравнительно не¬большая тумба, на которой на катках вращается лафетная рама; задняя представляла собой два катка, которые катались по круговому погону, забетонированному на площадке фундамента. Привод горизонтально¬го наведения, воздействующий на эти катки, — ручной (от размахов) и электрический. Угол горизонтального наведения — 360°. Вертикальное наведение также имело ручной и электрический приводы. Угол возвыше¬ния орудий — 40°. Механизм вертикального наведения орудий был не¬сколько необычного устройства—люлька сцеплялась с коренным валом, имеющим две цилиндрических зубчатых коренных шестерни, при помо¬щи двух качающихся (шарнирно-связанных с люлысой) зубчатых реек.
Подача снарядов и зарядов производилась двумя тросовыми подъ¬емниками (зарядниками), расположенными в вертикальных шахтах в хвостовой части установки. Один подъемник зарядный, другой — сна¬рядный. Снаряд принимался с тележки на подготовительный поворот¬ный столик, откуда при помощи кулачкового устройства перегружался в зарядник. Привод подъема зарядника ручной и электрический. Имелась вспомогательная ручная подача — при помощи крана для снаряда и на¬клонного желоба для гильз.
Заряжение осуществлялось специальной зарядной тележкой, нахо¬дящейся на верхней площадке. Из зарядника снаряд и гильза перегру¬жались на тележку, которая затем вручную подвигалась к орудию, на своем пути тележка опускала откидную площадку (уравновешенную противовесом) и подходила непосредственно к казенной части орудия. После этого вручную при помощи прибойника досылались снаряд, а за¬тем гильза. Тележка отводилась назад, а откидная площадка подымалась, освобождая пространство для отката орудия. Компрессор гидравличе¬ский. Накатники — воздушные.
Установки прикрывались сверху полуцилиндрическими щитами, за¬щищающими от атмосферных осадков. Посты наводчиков имели боковое прикрытие из броневых плйт толщиной 10 мм. При оставлении батареи немцы все орудия полностью вывели из строя путем подрыва толовых шашек в каморе.
Приборы управления стрельбой батареи «Тирпиц» включали: один дальномерный пост открытого типа с 14-м дальномером, визирный пост, центральный пост, командный пункт, телефонную станцию, радиостан¬цию, агрегатную и, по некоторым данным, радиолокационную станцию, размещенную на машинах. Командный пункт размещался слева от даль- номерного, а визирный — справа. Оба пункта — незащищенного типа, в окопах. Рядом с командным пунктом в блиндаже размещалась радио¬станция. Центральный пост, агрегатная и телефонная станция располага¬лись в подземном блоке на глубине 15 м.
В целом оборудование центрального поста соответствовало таковым на аналогичных батареях периода Первой мировой войны, его основу со¬ставлял центральный прибор длиной 1,5 м, шириной — 0,75 и высотой без основания — 0,5 м. Поскольку перед уходом немцы все оборудование вывели из строя, а помещения взорвали, то что-либо подробнее о при¬борах управления стрельбой сказать невозможно. Тем более что румын они туда не пускали.
Всего Румынские Королевские ВВС по состоянию на 22 июня 1941 г. имели в своем распоряжении 572 боевых самолета, а именно 157 раз¬ведчиков (IAR-37 — 15, IAR-38 — 52, IAR-39 — 90); 270 истребителей (IAR-80 — 58, Me-109E—48, He-112B—27, Hurricane —13, PZL-11C— 28, PZL-1 IF — 68, PZL-24 — 28); 125 бомбардировщиков (He-111 — 28, SM-79B — 22, PZL-37 — 16, PZL-23 — 10, Potez-63 — 18, Blenheim — 31); 20 гидросамолетов (S-55 — 5, S-62bis — 5, Cant Z-501 — 10).
Основной ударной силой румынской авиации являлась Боевая воз¬душная группировка, под командованием эскадренного генерала Кон¬стантина Челэр&ну. Она представляла собой объединение, имевшее в своем составе две бомбардировочные флотилии (одиннадцать бомбар¬дировочных эскадрилий), разведывательную флотилию с четырьмя эска¬дрильями IAR-38 и IAR-39, флотилию истребителей с восемью эскадри¬льями Не-112, 1AR-80, Ме-109Е, две связные эскадрильи, санитарную эскадрилью и авиатранспортную группу, в общей сложности примерно 300 самолетов.
В распоряжении 4-й румынской армии имелось воздушное командо¬вание с четырьмя эскадрильями. 3-я румынская армия имела в своем рас¬поряжении пять эскадрилий, еще одиннадцать эскадрилий обеспечивали ПВО страны.
С началом военных действий румынская авиация начала нести поте¬ри, и сразу стало ясно, что без помощи союзников, за счет национального производства, покрыть их не удастся.