История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Румынские военно-морские силы


Румынские военно-морские силы

Автор: russiaflot от 12 июня 2017


Главным противником советского Черноморского флота с первых дней стали военно-морские силы Румынии . К середине 1941 г. они на¬считывали 35 кораблей и судов, объединенных в две дивизии — морскую и речную.
Самыми крупными и современными румынскими кораблями явля¬лись два эскадренных миноносца «Regele Ferdinand» и «Regina Maria». Строила их в 1927—1930 гг. частная итальянская фирма в Неаполе. Од¬нако за прототип она взяла не отечественный, то есть итальянский, а бри¬танский проект. Более того, эсминцы получили на вооружение артилле¬рию шведской фирмы Bofors и приборы управления стрельбой главного калибра германской фирмы «Siemens». Все это поставило их в один ряд с лучшими кораблями своего класса начала 30-х годов для закрытых мо¬рей. К началу Великой Отечественной войны они мало уступали совет¬ским лидерам и эсминцам.
Еще два эскадренных миноносца, «Marasti» и «Marasesti», также ита¬льянской постройки, относились к эпохе Первой мировой войны. Четы¬ре таких корабля румыны заказали в Италии в 1913 г. С началом войны итальянцы их реквизировали и в изменение первоначального проекта вооружили 152-мм артиллерией. После окончания войны два из четырех




эсминцев все же попали в Румынию в 1920 г., но уже с 120-мм артилле¬рией. В 1926—1927 гг. корабли прошли капитальный ремонт и к середи¬не 1941 г. являлись уже морально устаревшими, но вполне отвечавшими черноморским условиям. Во всяком случае, они явно превосходили со¬ветских «однокашников» типа «Новик».
К июню 1941 г. Румыния имела всего одну подводную лодку «Delfi- nul», построенную в 1931 г. в Италии. Она приблизительно соответство¬вала своим советским одногодкам типа «Щ».
В составе румынского флота было много кораблей, построенных еще на верфях Австро-Венгерской империи. В частности, такими были все три миноносца. Они относились к многочисленной и удачной серии «250-тонного» типа (27 ед.). За всю Первую мировую войну ни один ко¬рабль этого типа не погиб, но после ее завершения их раздали новым хозяевам. Румыния в 1920 г. получила семь таких кораблей, из которых «Sborul», «Naluca» и «Smeul» участвовали в войне с Советским Союзом. К тому времени они уже морально и физически устарели, но все равно были вполне пригодны для применения на Черном море в качестве сто¬рожевых кораблей.
Также к австро-венгерскому наследию относились все семь речных мониторов—хотя четыре из них строились в Австро-Венгрии по румын¬скому заказу. Несмотря на свой почтенный возраст, они явно превосходи¬ли по огневой мощи корабли советской Дунайской флотилии.
В 1920 г. Румыния приобрела во Франции пять мореходных кано¬нерских лодок, правда, одну из них — целенаправленно на запчасти для остальных. Оставшиеся четыре — «Capitan Dumitrescu С», «Locotenent- commandor Stihi Eugen», «Sublocotenent Ghiculescu» и «Locotenent Lepri Remus»—дожили до Второй мировой войны, но последняя погибла еще 11 января 1941 г., подорвавшись на собственном минном заграждении у Супины. При водоизмещении 430 т лодки имели по два дизеля в 450 л.с., которые обеспечивали им ход до 12 узлов. Уже в ходе войны их вооруже¬ние заменили и оно составило по одному 88-мм орудию, 37-мм и 20-мм зенитному автомату. Таким образом, эти канонерки были явно слабее не только советских сторожевиков типа «Ураган», но и тральщиков типа «Трал».
Перед самой войной, в 1940 г., вступили в строй минный заградитель своей постройки «Admiral Murgescu».
Боевые катера в середине 1941 г. были представлены тремя торпед¬ными и тринадцатью сторожевыми катерами Дунайской речной дивизии, из которых четыре типа «Capitan Nicolae Lascar Bogdan» являлись отно¬сительно крупными, но постройки 1906—1907 гг. Также в состав речной дивизии входили три плавучие батареи типа «Bistrita» (100 т)—построй¬ки 1888 г. и вооруженные всего одним 57-мм орудием.
За время военных действий на Черном море наиболее существен¬ным пополнением румынского флота стали подводные лодки «Rechinul» и «Marsuinul», вступившие в строй в августе и сентябре 1943 г. Кроме этого немцы в конце 1942 — начале 1943 г. продали румынскому флоту шесть бывших голландских торпедных катеров, но без моторов, так что пришлось ставить на них авиационные двигатели от списанных истреби¬телей. В итоге скорость хода вместо проектных 35 узлов не превышала 24. В октябре 1943 г. союзники передали румынам три десантные баржи MFR, получившие в румынском флоте обозначения РТА № 404,405,406, а также три корабля ПЛО (бывшие KFK-198, -199, -270), ставшими VS-1, -2,-3.
Военно-морские силы Румынии базировались на военно-морские базы Констанца и Сулина.
Кроме морской и речной дивизий, в составе ВМС Румынии имелась береговая дивизия. Она состояла из артиллерийских батарей береговой обороны, причем часть из них строились и эксплуатировались немцами. К концу войны дивизия состояла из двух полков береговой обороны — Дунайского и Констанцского. Последний имел два артиллерийских диви¬зиона — собственно Констанцский и Мангальский.
В состав Констанцского дивизиона входили:
— 152/45 четырехорудийная батарея «Мирна» (севернее Констанцы, дальность стрельбы 19 км, установлена зимой 1940/41 г.);
—152/45 четырехорудийная батарея «Свидиу» (севернее Констанцы, дальность стрельбы 19 км, установлена в апреле 1943 г.);
— 152/40 трехорудийная батарея «ТУдор» (севернее Констанцы, даль¬ность стрельбы 11,4 км, установлена в 1928 г.);
— 66/30 четырехорудийная батарея «Рарес» (в порту Констанца на нефтяном молу, установлена в 1940 г.);
— 76/40 трехорудийная батарея «Вилтур» (в порту Констанца, Ш = 44°09'54 Д = 28°27'54, дальность стрельбы 8 км, потолок 6,5 км, установ¬лена в 1940 г.);
—170/40 трехорудийная батарея «Михай» (в порту Констанца южнее нефтехранилища, Ш = 44°09'54 Д = 28°37'54, дальность стрельбы 18 км, установлена в 1940 г.);
— 105/45 трехорудийная батарея «Кароль» (в порту Констанца юж¬нее нефтехранилища, Ш = 44°09'26 Д = 28°37'54, дальность стрельбы 15,2 км, установлена в 1942 г.);
— 152/47 четырехорудийная батарея «Иван Димитров» (севернее Кон¬станцы у м. Мидиа, дальность стрельбы 21,5 км, установлена в 1944 г.).
В состав Мангальского дивизиона входили:
— 120/50 четырехорудийная батарея «Елизавета» (севернее м. Туала, дальность стрельбы 14 км, установлена в 1940 г.
—122/46 четырехорудийная батарея «Влайку» (южнее м. Тузла, даль¬ность стрельбы 18 км, установлена в 1944 г.);
— 152/40 трехорудийная батарея «Аурора» (севернее Мангалии, дальность стрельбы 11,4 км, установлена в 1941 г.);
— 75/50 четырехорудийная батарея «Васили Лупу» (на северной окраине Мангалии, дальность стрельбы 8 км, по два орудия установлены в 1941 г. и в 1944 г.);
— 280/45 трехорудийная батарея «Тирггац» (в 6—8 км южнее Кон¬станцы, дальность стрельбы 36,9 км, установлена в 1941 г.).
Учитывая, что в событиях войпы на Черном море батарея «Тирпиц» сыграла заметную роль, остановимся на ней более подробно. Батарею начали строить в 1940 г. и ввели в строй к началу Великой Отечественной войны. И проектировали, и обслуживали ее немцы. Батарея располага¬лась на возвышенном участке побережья в 0,6 км от уреза воды, на об¬ратном склоне в верхней его части. Орудийные дворики находились на разном расстоянии друг от друга (250—300 м). Одно 280/45-мм орудие образца 1907 г. было изготовлено в 1911 г., а два других — в 1915 г. Ранее они стояли на одной из береговых батарей на побережье Северного моря. Затвор клиновой, с ручным приводом открывания. Заряжание раздель¬но гильзовое. В боекомплекте имелись снаряды весом 284 кг и 302 кг, боевой заряд 70 кг, начальная скорость полета соответственно 885 м/с и 870 м/с. Также имелись пониженно-боевые заряды, рассчитанные на начальную скорость для 284-кг снаряда — 580 и 284 м/с, а для 302-кг — 625 и 230 м/с.
Поворотные лафеты имели две опоры: передняя — сравнительно не¬большая тумба, на которой на катках вращается лафетная рама; задняя представляла собой два катка, которые катались по круговому погону, забетонированному на площадке фундамента. Привод горизонтально¬го наведения, воздействующий на эти катки, — ручной (от размахов) и электрический. Угол горизонтального наведения — 360°. Вертикальное наведение также имело ручной и электрический приводы. Угол возвыше¬ния орудий — 40°. Механизм вертикального наведения орудий был не¬сколько необычного устройства—люлька сцеплялась с коренным валом, имеющим две цилиндрических зубчатых коренных шестерни, при помо¬щи двух качающихся (шарнирно-связанных с люлысой) зубчатых реек.
Подача снарядов и зарядов производилась двумя тросовыми подъ¬емниками (зарядниками), расположенными в вертикальных шахтах в хвостовой части установки. Один подъемник зарядный, другой — сна¬рядный. Снаряд принимался с тележки на подготовительный поворот¬ный столик, откуда при помощи кулачкового устройства перегружался в зарядник. Привод подъема зарядника ручной и электрический. Имелась вспомогательная ручная подача — при помощи крана для снаряда и на¬клонного желоба для гильз.
Заряжение осуществлялось специальной зарядной тележкой, нахо¬дящейся на верхней площадке. Из зарядника снаряд и гильза перегру¬жались на тележку, которая затем вручную подвигалась к орудию, на своем пути тележка опускала откидную площадку (уравновешенную противовесом) и подходила непосредственно к казенной части орудия. После этого вручную при помощи прибойника досылались снаряд, а за¬тем гильза. Тележка отводилась назад, а откидная площадка подымалась, освобождая пространство для отката орудия. Компрессор гидравличе¬ский. Накатники — воздушные.
Установки прикрывались сверху полуцилиндрическими щитами, за¬щищающими от атмосферных осадков. Посты наводчиков имели боковое прикрытие из броневых плйт толщиной 10 мм. При оставлении батареи немцы все орудия полностью вывели из строя путем подрыва толовых шашек в каморе.
Приборы управления стрельбой батареи «Тирпиц» включали: один дальномерный пост открытого типа с 14-м дальномером, визирный пост, центральный пост, командный пункт, телефонную станцию, радиостан¬цию, агрегатную и, по некоторым данным, радиолокационную станцию, размещенную на машинах. Командный пункт размещался слева от даль- номерного, а визирный — справа. Оба пункта — незащищенного типа, в окопах. Рядом с командным пунктом в блиндаже размещалась радио¬станция. Центральный пост, агрегатная и телефонная станция располага¬лись в подземном блоке на глубине 15 м.
В целом оборудование центрального поста соответствовало таковым на аналогичных батареях периода Первой мировой войны, его основу со¬ставлял центральный прибор длиной 1,5 м, шириной — 0,75 и высотой без основания — 0,5 м. Поскольку перед уходом немцы все оборудование вывели из строя, а помещения взорвали, то что-либо подробнее о при¬борах управления стрельбой сказать невозможно. Тем более что румын они туда не пускали.
Всего Румынские Королевские ВВС по состоянию на 22 июня 1941 г. имели в своем распоряжении 572 боевых самолета, а именно 157 раз¬ведчиков (IAR-37 — 15, IAR-38 — 52, IAR-39 — 90); 270 истребителей (IAR-80 — 58, Me-109E—48, He-112B—27, Hurricane —13, PZL-11C— 28, PZL-1 IF — 68, PZL-24 — 28); 125 бомбардировщиков (He-111 — 28, SM-79B — 22, PZL-37 — 16, PZL-23 — 10, Potez-63 — 18, Blenheim — 31); 20 гидросамолетов (S-55 — 5, S-62bis — 5, Cant Z-501 — 10).
Основной ударной силой румынской авиации являлась Боевая воз¬душная группировка, под командованием эскадренного генерала Кон¬стантина Челэр&ну. Она представляла собой объединение, имевшее в своем составе две бомбардировочные флотилии (одиннадцать бомбар¬дировочных эскадрилий), разведывательную флотилию с четырьмя эска¬дрильями IAR-38 и IAR-39, флотилию истребителей с восемью эскадри¬льями Не-112, 1AR-80, Ме-109Е, две связные эскадрильи, санитарную эскадрилью и авиатранспортную группу, в общей сложности примерно 300 самолетов.
В распоряжении 4-й румынской армии имелось воздушное командо¬вание с четырьмя эскадрильями. 3-я румынская армия имела в своем рас¬поряжении пять эскадрилий, еще одиннадцать эскадрилий обеспечивали ПВО страны.
С началом военных действий румынская авиация начала нести поте¬ри, и сразу стало ясно, что без помощи союзников, за счет национального производства, покрыть их не удастся.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918