История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Вахтенный журнал крейсера 1-го ранга «Варяг»


Вахтенный журнал крейсера 1-го ранга «Варяг»

Автор: russiaflot от 3 февраля 2017



Чемульпо

того же 26 января/8 февраля 1904 г. на якоре

на рейде Чемульпо под вымпелом по полуночи

Случаи

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

12 ч. Суда на рейде: те же, кроме «Acyoda».

 

1 ч 30 мБудили команду на чай.

 

1 ч 45 мУшел водяной бот

 

2 ч Занятия материальной артиллерии. Стрельба дробинками. Прикладка.

 

3 ч 30 м с «Корейца» (ОНТ ГХ). Подняли (Д).

 

3 ч 45 м «Кореец» снялся с якоря и ушел в море.

Спустили брейд-вымпелстаршегона рейде.

Парывкотла №№16, 17 и 18.

Лейтенант Зарубаев

 

4 ч 10 мС«Корейца» (IОЮ) (ЕУЧ) (ППСЧ).

 

4 ч 20 мПоказались с моря японские военные суда.

 

4 ч 20 мПодняли сигнал (ПНТ).

«Кореец» пришел на рейд.Проходя мимо крейсера командир«Корейца» передал словесно, что был атакован тремя японскими миноносцами, которые выпустили 3 мины, мины в лодку не попали.

 

4 ч 40 м «Кореец» стал на якорь.

 

5 ч Японские военные суда в составе 3-х транспортов, 3-х крейсеров, 4-х миноносцев стали на якорь на рейде.

 

6 чПодняли паровой катер № 1.

 

6 ч 10 м Вино. Ужин.

 

7 ч 30 м Молитва. Койки.

 

7 ч 30 м Пары в котлах №№ 16, 17 и 18.

Мичман Черниловский-Сокол

 

 

90

Чемульпо

того же 26 января/8 февраля 1904 г. на якоре

на рейде Чемульпо под вымпелом по полуночи

Случаи

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

8 чПрекратили огонь на камбузе.

С японских транспортов начали свозить десант

Пары в котлах №№ 16, 17 и 18.

 

8 ч. Приготовили шланги, задраили непроницаемые двери и горловины, достали снаряды и патроны из погребов.

Лейтенант Берлинг

 

 

 

 

 

91

Чемульпо

Вторник 27 января/9 февраля 1904 г. На якоре на рейде

Чемульпо под вымпелом по полуночи

СЛУЧАИ

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

1h10mЯпонский миноносец снялся с якоря и ушел в море

 

3h30mРазвели огонь на камбузе.

Пары в котлах №№ 16, 17 и 18

Мичман А.Шиллинг

 

5hПоказался с моря японский миноносец

 

5h50mДва японских транспорта снялись с якоря и ушли в море.

 

6hБудили команду.

 

6h30mМолитва. Завтрак.

 

6h37mЯпонский крейсер и 2 миноносца снялись с якоря.

 

7hВсе японские суда снялись с якоря и направились в море.

Утренняя приборка. Чистили медь.

Пары в котлах №№ 16, 17 и 18.

МичманГр. Нирод.

 

8 ч. Прибыл командир французского крейсера «Pascal»а

 

8 ч. 30 м. Командир наш и французский отправились на «Talbot»

 

9 ч. 30 м. Начали разводить пары во всех котлах и приготовлялись к выходу с рейда и к бою.

 

В 10 ч. Командир вернулся с «Talbota» на котором в 9 ч. 30 м. им было получено письмо от японского адмирала Уриу с просьбой покинуть рейд с вверенными ему судами до 12 ч. дня в противном случае адмирал обещал придти на рейдссвоей эскадрой в 4 ч. дня дать нам сраженье; онизвещалчто неприязненные действия начались.

В 10 ч. 15 м. Командир собрал офицеров в кают-компании, объявил им о начале военных действий и каждому

 

 

92

 

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

дал соответствующие инструкции. Офицеры единогласно приняли решение вслучаенеудачи взорваться и ни вкакомслучае не отдавать крейсера в руки неприятеля. Впоследствии приготовили в минном погребе запальный патронсшнуромБихсфорда. Производство взрыва было поручено командиром мичмануЧерниловскому-Сокол. Решение идти на прорыв и принять бой вне рейда считалось удобнее: 1) узкий рейд не давал возможности маневрировать 2) исполняя просьбу японского адмирала имелась слабая надежда что японцы выпустят с рейда и из шхер и дадут сражение в море что было предпочтительнее так как в шхерах приходилось идти определенными курсамииследовательно нельзя было бы использовать все средства нападения и защиты.

 

10. 40. Вино и обед

 

11 ч. Команда и музыканты собрана нашканцыпричем командир сказал им приблизительно следующее: «Сегодня получил письмо от японского адмирала о начале военных действий и предложение оставить рейд до полдня.Безусловномы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой как бы она сильна не была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни крейсер, ни самихсебясражаясь до последней возможности и капли крови. Исполняйте ваши обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры,помнячто каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать. Помолимся богу перед походом и с твердой уверенностью на милосердие божье пойдем смело в бой

 

 

93

Того же 27 января/9февраля 1904 г. на ходу под парами на рейде

Чемульпо под вымпелом с полуночи

случаи

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

за Веру, Царя и Отечество. Ура!»

Музыка играла несколько раз гимн.

 

11 ч. 10 м. Все наверх с якоря сниматься

11 ч. 20 м. Крейсер снят с якоря инаправился мимо английского и итальянского крейсеров к выходу с рейда имея лодку«Кореец» в кильватер в расстоянии около 1 кабельтова. На английском и итальянском крейсерах команды и караулы наверху провожали криками «ура». На итальянском крейсере играли наш гимн.

 

11 ч. 25 м. Пробили боевую тревогу.

Японская эскадра в числе 6-ти (шести) крейсеров и 8-ми миноносцев была расположена в строе пеленга от острова «Richy» к северному проходу прикрывая оба выхода в море. Миноносцы держались за крейсерами. По сведениям с иностранных судов состав японской эскадры следующий: крейсера «Asama», «Naniva», «Takashiho», «Chiyoda», «Akashi» и «Niitaka».

В 11 ч. 45 м. Раздался первый выстрел с крейсера «Asama» из 8”орудиявслед закоторымвся японская эскадра открыла огонь.

 

11 ч. 47 м. Начали пристрелку и затем открыли огонь по неприятелю правым бортом бронебойными снарядами.

Одним из первых снарядов японцев попавших в крейсер разрушило правое крыло переднего мостика, произвел пожар в штурманской рубке и перебилфок-вантыпричем был убит младший штурман определявший расстояние Мичман граф Алексей Нирод и убиты или ранены все дальномерщики станции № 1. После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причем недолетавшие снаряды разрывались

 

 

94

Того же 27 января/9февраля 1904 г. на ходу под парами на рейде

Чемульпо под вымпелом с полуночи

случаи

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

при ударе об воду и осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки.

Последующими выстрелами было подбито 6” орудие №3причем вся прислуга орудия и подачи убита или ранена, одновременно тяжело ранен плутонговый командир Мичман Губонин продолжавший командовать плутонгом и отказавшийся идти на перевязку пока не упал. Непрерывно следовавшими снарядами был произведен пожар на шканцах, который был потушен стараниями ревизора МичманаЧерниловского-Сокол, у которого осколками было изорвано бывшее на нем платье; пожар был очень серьезен, так как горели патроны с бездымным порохом, палуба и вельбот № 1. Возгорание произошло отснаряда, разорвавшегося на палубе при этом подбиты: 6” орудия №№VIIIи №IXи 75mmорудие № 21, 47mmорудия №№ 27 и 28. Другими снарядами почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты орудия №№ 31 и32а также произведен пожал в рундуках жилой палубы, вскоре потушенный.

 

 

95

Того же 27 января/9февраля 1904 г. на ходу под парами в шхерах

Чемульпо под вымпелом с полуночи случаи:

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

12 ч. 5 м. Пройдя траверз острова «Yo-dol-mi» была перебита на крейсератрубав которой проходили рулевые приводы, одновременно с этим осколками другого снаряда разорвавшегося у фок-мачты и залетевшими в броневую рубку через проход были: контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик, ранен тяжело в спину стоявший на штурвале рулевой старшина Снигирев и легко ранен в руку ординарец командира квартирмейстер Чибисов. Управление крейсером было перенесено в румпельное отделение. При громе выстрелов отдаваемые в румпельное отделение приказания были плохослышныпочему все последующее время приходилось исправлять курс крейсера машинами. Крейсер плохослушалсябудучи кроме того на сильном течении.

 

В 12 ч. 15 м. Желая на время выйти из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить возникавшие в разных местах пожары начали поворачивать вправо машинами, так как крейсер плохо слушался руля. В виду близости острова «Yo-dol-mi» дали полный задний ход.

Крейсерпоставило в невыгодное положение относительно острова в то время когда былперебит рулевой привод при положении «лево руля» около 15-20о.

Расстояния до неприятеля уменьшилось до 28-30 кабельтовых, огонь егоусилился и попадания увеличилось.

Приблизительно в это время снаряд большого калибра пробил левый борт под водою; в огромное отверстиехлынула вода и 3-е кочегарное отделение стало

 

 

96

Того же 27 января/9февраля 1904 г. на ходу под парами

на рейде Чемульпо под вымпелом с полудня

случаи

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

быстро заполнятьсяводойуровень которой подходил к топкам. Были задраены угольныеямыкоторые наполнились водой. Старший офицер со старшим боцманом подвели пластырь, вода все время выкачивалась, уровень стал понижатьсянотем не менее крейсер продолжал крениться на левый борт.

Снарядомпрошедшим через офицерские (каюты) которые были разрушены, пробита палуба и зажжена мука в провизионном отделении. Вслед за этим пробиты коечные сетки на шкафуте подлазаретомпричем осколки попали в лазарет; койки в сетках загорелись, пожар быстро прекращен. Серьезные повреждениязаставили выйти из сферы огня на более продолжительное время почему и пошли полным ходом нарейдпродолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями.

В продолжениибоя одним из выстрелов 6” орудия №XIIбыл разрушен кормовой мостик крейсера «Asama» и произведен на нем пожар, причем «Asama» временно прекратил огонь. Кормовая башняегопо-видимому была повреждена, так как до конца боя больше не действовала.

 

12 ч. 40 м. При подходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцевстановилсяопасен для иностранных судов стоявших на рейде они его прекратили и преследовавшие нас два крейсера вернулись к эскадре оставшейся за островом «Yo-dol-mi».

 

12 ч. 45 м. Расстояние до японцев настолькоувеличилосьчто продолжать огонь нам было бы бесполезно почему он и был нами прекращен.

 

В 1 ч. 15 м.Подойдя к своему бывшему якорному месту отдали

 

 

97

Того же 27 января/9февраля 1904 г. на якоре рейда Чемульпо

под вымпелом с полудня

случаи

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

левый якорь на траверзе крейсера «Talbot» в расстоянии от него около 1½-2 кабельтовых. Тотчас подвели второй пластырь и приступили к исправлению повреждений и развели оставшуюся часть команды по орудиям в ожидании возможного нападения неприятеля в 4 ч. дня на рейде.

Поосмотрекрейсера кроме перечисленных повреждений оказались еще следующие:

1) Все 47mmорудия негодны к стрельбе.

2) Еще 5 орудий 6” калибра получилиразличные серьезныеповреждения

3) Семь 75mmорудий повреждены в накатниках и компрессорах.

4) Разрушено верхнее колено 3ейдымовой трубы

5) Обращены в решето все вентиляторы и шлюпки.

6) Верхняя палуба пробита во многих местах

7) Разрушено командирское помещение

8) Поврежденфор-марс

9) Найдено еще 4 подводныхпробоиныа также много других повреждений.

В течение часового боя выпущено снарядов: 6” – 425, 75mm– 470, 47mm– 210. Всего 1105.

По постановке на якорь иностранныесуданесмотря на свою готовность к уходу прислали немедленно шлюпки с санитарами и врачами

 

1 ч. 35 м. Командир на французском катере отправился на английский крейсер «Talbot» гдезаявилчто намерен уничтожить крейсер за полной его непригодностью. Он получил согласие на перевоз команды на английский крейсер.

 

В 1 ч. 50 м. Командир вернулся на крейсер где сообщил офицерам о своемнамерениипричем последние его одобрили

 

 

98

Того же 27 января/9февраля 1904 г. на якоре рейда Чемульпо

под вымпелом с полудня

случаи

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

В то же время к крейсеру подошли шлюпки с французского, английского и итальянского крейсеров.начали сажать на шлюпки раненых а затем и остальную команду и офицеров.

 

В 3 ч. 30 м. Вся команда покинула крейсер. Старший и трюмный механики с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстоны и тоже покинули крейсер. Пришлось остановиться на потоплении крейсеравследствиипросбыиностранных командиров не взрыватьсудначтобы не подвергнуть опасности их корабли на узком рейде, а также и потому что крейсер погружался все больше и больше.

 

В 3 ч. 50 м.Командирсо старшим боцманом удостоверившись еще раз что все люди покинули крейсер, отвалили от него на французском катере который ожидал их у трапа.

Крейсер «Варяг» постепенно наполнялся водой и продолжал крениться на левый борт. Кормовая часть его была вся в огне.

 

В 6 ч. 10 м. Крейсер «Варяг»погрузился в воду легши совсемна левый борт.

 

Список убитых в бою при Чемульпо.

1) Мичман Граф Алексей Михайлович Нирод.

2) Квартирмейстер Иван Костин

3) Комендор Дмитрий Шарапов

4) Матрос 2ойст. Михаил Кабанов

5) Матрос 2ойст. ФедорЭдревиц

6) Штаб-горнист НиколайНагле

7) БарабанщикДонатКоренев

8) Комендор ГригорийПоснов.

 

 

99

 

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

9) Подручный комендора Матвей Дерябин

10) Матрос Михаил Журавлев

11) Машинист 1ойст. Иван Гребенщиков

На шкафуте.

12) Комендор Даниил Кочубей

13) Комендор Степан Капралов

14) Матрос 2ойст. КарлСпруге

15 Матрос 2ойст. Иван Родионов

На шканцах

16) КомендорМартемьянОстровский

17) Комендор Андрей Трофимов

18) Комендор ПетрМухачев

19) Марсовой Федор Хохлов

20) Подручный комендора Роман Балабанов

21) Матрос 1ойст.КлементийКузнецов

22) Матрос 1ойст. Илья Ковалев

23) Матрос 1ойст. Кирилл Иванов

24)Фор-марс

24) Марсовой 1ойст. Архип Шавлев

Грот-марс

25) Матрос 1ойст. Ефим Грибов

26) Матрос 1ойст. МихаилАвраменко

27) Матрос 2ойст. КириллЗрелов

28) Матрос 2ойст. ДмитрийАртасов

Передний мостик

29) Минно-артиллерийский содержатель Николай(Миронов)Мальцев

30) Писарь 1ойст. Василий Оськин

31) Сигнальщик Гавриил Миронов

 

Зачеркнуты и поставлены в скобки Миронов нечислитьа считать верным «Мальцев»

ЛейтенантБеренс

 

 

100

 

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

Тяжело раненные:

Бак

1) Мичман Петр Губонин

2) Квартирмейстер Иннокентий Рыжков

3) Комендор СидорМудрых

4) Старший марсовой ДаниилЗезюлин

5) квартирмейстер Михаил Степанов

6) Писарь Михаил Миронов

7) Водолаз Акакий Иванов

8) Матрос 1ойстатьи Василий Кузьмичев

9) "–" "–" "–" "–" "–" "–" Дмитрий Федоров

10) "–" "–" "–" "–" "–" Николай Попов

11) "–" "–" "–" 2ойст. Иван Шутов

12) "–" "–" "–" "–" "–" "–" Петр Тимощук

13) "–" "–" "–" "–" "–" "–" ИванРазенков

14 Комендор Тимофей Казаков

15) Кочегар 2ойст. МаксимСоушев

 

Шкафут

16) Барабанщик Иван Потеха

17) Матрос 2ойст. ИванКурсик

 

Шканцы

18) Комендор АндрейМачичин

19) Матрос 1ойст. Макар Калинкин

20 "–" "–" "–" "–" "–" "–" Варфоломей Макаровский

21) "–" "–" "–" "–" "–" "–" ГригорийШпортун

22) "–" "–" "–" "–" "–" "–" АнисимЛесниченко

23) Кок СтепанПрилепский

24) Машинист 1ойст. Степан Селютин

25) Кочегар 1ой ст. Андрей Фирсов

 

 

101

 

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

26) Квартирмейстер Василий Левин

27) комендор ГригорийБоркун

 

Раненные менее серьезно.

 

1) Командир Капитан 1го ранга Всеволод Руднев

2) Мичман АлександрЛабода

3) Мичман ВасилийБалк

 

Бак

4) Квартирмейстер Иван Чибисов

5) Рулевойквартирм. Григорий Снигирев

6)ПодшхиперАндрейШкетник

7) Квартирмейстер Дмитрий Юрченко

8) Старший комендорПрокопийКлименко

9) Комендор Филипп Захаров

10) Матрос 1ойст. Иосиф Каин

11) "–" "–" "–" "–" "–" "–" Иван Чебышев

12) "–" "–" "–" "–" "–" "–" Андрей Викторов

13) "–" "–" "–" "–" "–" "–" ПавелСенцов

14) "–" "–" "–" "–" "–" "–" ГригорийАнсон

15) "–" "–" "–" "–" "–" "–"ВонифатийЛичиков*

16) Матрос 2ойст.ПетрДурицкий*

17) "–" "–" "–" "–" "–" "–" Михаил Сергеев

18) "–" "–" "–" "–" "–" "–"Кузьма Терехов*

19) "–" "–" "–" "–" "–" "–" НиколайЛисовой*

20) "–" "–" "–" "–" "–" "–"МитрофанГлушенко*.

21) Плотник ЛеонтийЧинилов

22) Кочегар 2ой ст. ЕмельянАнтонюк

23)"–" "–" "–" "–" "–" "–" ФедорЛаткин

 

 

102

 

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

Шкафут.

 

24) Комендор ВасилийУтцев

25)"–" "–" "–" "–" "–" "–" Семен Катаев

26)Подручный комендора Андрей Павлов

27) Матрос 1ойст. АндрейИсланкин*

28)"–" "–" "–" "–" "–" "–" ФедорКурбацкий

29) "–" "–" "–" "–" 2ойст. Петр Курский

30) "–" "–" "–" "–" "–" "–" НиколайБаширин

31) "–" "–" "–" "–" "–" "–" Максим Третьяков

32) Горнист Иван Ярославцев

33) Комендор Ефим Попов

 

Шканцы

34) Комендор Иван Романов

35) Подручный комендор Михаил Прокопович

36) Матрос 1ойст. Петр Ильин

37)"–" "–" "–" "–" "–" "–" АлександрРогулев*

38) "–" "–" "–" "–" "–" "–"Мартын*Лауян*

39) "–" "–" "–" "–" "–" "–" Сергей Павлов

40) "–" "–" "–" "–" "–" "–" Матвей Семенов

41) Матрос 2ойст. Игнатий Горемыка

42)"–" "–" "–" "–" "–" "–" ФилиппСгибенко

43) "–" "–" "–" "–" "–" "–" ИосифКощук

44) Парусник Роман Афанасьев

45) Машинист 1ойст. ПетрАртман

46) Машинист 2ойст. Михаил Иванов

47) "–" "–" "–" "–" "–" "–" Григорий Венедиктов

48) Кочегар 1ойст. Петр Поляков

49)"–" "–" "–" 2ойст. ОскарГалан

 

 

103

 

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

Фор-марс

50) Комендор Алексей Кудрявцев

51) Подручный комендора ЕгорСкоробогачиков

 

Ют

52) Матрос 2ой ст. АрсенийКочкин

 

Грот-марс

53) Марсовой Иван Агафонов

54) Матрос 1ой ст. Михаил Шестаков

 

Задний мостик

55) Рулевой МихаилЛобин

56) Сигнальщик ИльяКазарцев

57)"–" "–" "–" "–" "–" "–" Иван Медведев

 

В палубе

58) Кочегарный квартирмейстер 2ой ст. ФедорТерешенок

 

104

105

 

 

Замечания и выдающиеся

распоряжения Командира.

 

 

 

Старший штурман: Лейтенант Ев. Беренс

 

МичманБалк
Мичман Эйлер

Вахтенные начальникиМичман А.Лобода
Мичман Черниловский-Сокол
Мичман А.Шиллинг
Лейтенант Зарубаев
Лейтенант Берлинг

 

Старший офицер: Капитан 2 ранга Степанов

 

 

Командир Капитан 1 р. Руднев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- * имена и фамилии плохо читаемые.

- последняя запись (бой 27 января) сделана штурманом лейтенантом Е. Беренсом;

- начиная со слов «после этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще» и до конца журнал ведется фиолетовыми чернилами (до этого, как и положено, черными);

- левая страница вахтенного журнала, где записывают курсы, число оборотов винта, погоду, и пр., не заполнена.

- на с. 99 упомянут марсовой Архип Шавлев, а настоящая фамилия была Щавлев



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918