Несмотря на то, что они были союзниками, российские и британские войска редко сражались плечом к плечу во время Первой мировой войны. У каждого были свои передовые и стратегические задачи. Однако один эпизод был почти забыт - когда военно-морские силы двух великих империй объединились, чтобы сражаться с германским флотом на волнах Балтийского моря.
Опасный путь
Чтобы нанести серьезный урон экономике Германии, англичане поняли, что им необходимо сократить маршруты поставки железной руды из Швеции. Не имея возможности сделать это самостоятельно, они решили воспользоваться российскими портами и военными кораблями.
Помимо стратегических военных целей, отправка флотилии в Балтийское море оказала психологическое воздействие. Уинстон Черчилль, первый лорд Адмиралтейства, хотел показать русским, что союзники не забылиих, и что Великобритания твердо стояла с Россией в этой войне,
Идея отправки надводных кораблей была быстро оставлена, потому что они никогда не могли сделать это через Датские Проливы, которые были заминированы и внимательно отслеживались немецким флотом.
Там, где линкоры не могли преуспеть, подводные лодки могли. В октябре 1914 года три британские подводные лодки пытались проникнуть на Балтику. Двум удалось, а третья была вынуждена повернуть назад.
Суровая зима
Прибытие Британских подводных лодкок было полной неожиданностью для русских, которые не были заранее проинформированы о планах своего англосаксонского союзника. Тем не менее, британцы были тепло встречены в Ревеле (сегодня Таллин), который стал их базой операций.
Прежде чем сражаться с немцами, британские моряки должны были пережить зиму, что было нелегкой задачей. С января по апрель подводные операции в Балтийском море были практически невозможны. Люки и перископы замерзли, и морякам пришлось использовать молотки, чтобы освободить их,
Getty Images
Также британские моряки носили униформу, которая была неспособна держать их достаточно теплой для низких температур. Однако настоящей «катастрофой» стало отсутствие их любимого рома. Решение этой дилеммы было найдено в русской водке.
Серия побед
Следующим летом британская флотилия была усилена еще тремя подводными лодками на Балтике. В это время ВМС Германии начали широкомасштабную операцию, наступая в Рижском заливе.
Хотя количество немецких кораблей было вдвое больше, чем всего российского Балтийского флота, атака была отражена. Британские моряки сыграли значительную роль в этой защите. HMS E-1, которым руководил капитан Ноэль Лоуренс, сильно повредил один из самых важных немецких военных кораблей - линейный крейсер Мольтке. Это привело к тому, что немцы отказались от десантной десантной операции под Ригой.
Царь Николай II вызвал Лоуренса и лично наградил его Георгиевским крестом, назвав его «спасителем Риги».
Getty Images
Тем не менее, англичане держали свою главную цель на виду - прекратить поставки шведской железной руды в Германию. К ноябрю 1915 года российские и британские подводные лодки потопили 14 вражеских грузовых кораблей.
После русской революции
В 1916 году британские моряки были вынуждены отдохнуть. Немцы улучшили свою противолодочную тактику и значительно ограничили деятельность союзников. В то же время количество немецких кораблей на Балтике значительно сократилось.
После Февральской революции 1917 года начался хаос, и русская армия и флот начали быстро распадаться. Поскольку русские моряки отказались слушать своих офицеров, командующий британской флотилией Фрэнсис Кроми оказался неофициальным главой всех русских подводных сил на Балтике.
После захвата власти большевиками британские подводные лодки были переведены в Ханко в Финляндии. Там в марте 1918 года англичане узнали, что Советы заключили мирное соглашение с немцами в Брест-Литовске, и впоследствии прекратили боевые действия.
Фрэнсис Кроми
Согласно договору, британские подводные лодки на Балтике должны были быть переданы Германии. Неудивительно, что это не очень хорошо сочеталось с британцами.
В результате британские моряки потопили свои подводные лодки в Финском заливе, чтобы им не пришлось отдавать их своему врагу. Затем они покинули Россию через северный порт Мурманск.