История Русского флота

История Русского флота.

 
» » ПОБЕД И СЛАВЫ ГОРДЫЙ СЫН..." В.Я.ЧИЧАГОВ


ПОБЕД И СЛАВЫ ГОРДЫЙ СЫН..." В.Я.ЧИЧАГОВ

Автор: russiaflot от 11 февраля 2017


"ПОБЕД И СЛАВЫ ГОРДЫЙ СЫН..."
В.Я.ЧИЧАГОВ

На площади Островского, что в Санкт-Петербурге, в 1873 году по проекту художника М.О.Микешина был сооружен памятник Екатерине Великой. Ее подножие окружают изображения выдающихся деятелей России второй половины XVIII века: А.В.Суворова, П.А.Румянцева, Г.Р.Державина, И.И.Бецкого, Е.Р.Дашковой, А.Г.Орлова, А.А.Безбородко, Г.А.Потемкина и В.Я.Чичагова. О некоторых из них мы знаем больше, об иных - меньше. Не исключение и единственный в этой славной плеяде профессиональный военный моряк - Василий Яковлевич Чичагов. Может показаться странным, но даже те, кто живо интересуются отечественной историей, слышали лишь о победах, одержанных уже немолодым адмиралом над шведским флотом, но мало что знают о жизни Чичагова, предшествовавшей этим викториям...

"ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК"

Причина малой известности деяний Чичагова кроется, очевидно, в том, что по свидетельству современников он относился к редкому для его времени и положения в обществе типу русского дворянина. Будучи образованным, умным и энергичным человеком, вынужденным собственными силами пробивать себе дорогу, Чичагов не был близок ко двору, предпочитая дворцовым паркетам корабельную палубу. Никогда и никого Василий Яковлевич за себя не просил, не заботился о связях и протекциях, свято исполняя свой служебный долг. Императрица Екатерина II по достоинству ценила не нарочитую скромность адмирала, сравнивая его со знаменитым в ту пору австрийским фельдмаршалом фон Лаудоном, известным своими достоинствами и талантами. Известный моряк, инспектор Морского корпуса Платон Яковлевич Гамалея писал об адмирале: "Чичагов был муж, стяжавший от всех почтение и любовь своими заслугами, добродетелями, а наипаче величайшей скромностью и кротостью нрава".Некоторые же придворные считали адмирала человеком невоспитанным и даже грубым. Каким же был на самом деле наш выдающийся соотечественник?

Старинный дворянский род Чичаговых восходит к XVI веку. Отец Василия Яковлевича был военачальником и участвовал в Великой Северной войне (1701-1721). После кончины небогатые родители оставили ему в наследство лишь тридцать душ крестьян и несколько полей в Костромской губернии. От всего этого Чичагов никогда дохода не получал и до преклонного возраста жил со своей семьей на одно флотское жалование.

По окончании учебы в Англии, 16-тилетний молодой моряк поступил на военную службу в Российский флот. В течение ряда лет его флотская деятельность ничем особенным не отмечена:                      непродолжительные плавания, служба в Архангельске и Кронштадте,

командировка в Казань, для освидетельствования корабельного леса - все это достаточно обыденно и малоинтересно. Удалось, правда, недолго поучаствовать в Семилетней войне (1756-1763) во время осады и взятия Кольберга. Вице-адмирал А.И.Полянский, командовавший в этой компании русской эскадрой, называл капитан-лейтенанта Чичагова "честный человек". Наверное, было за что...

ЭКСПЕДИЦИЯ В СЕВЕРНЫЙ ОКЕАН

Переломным в судьбе моряка стал 1764 год, когда Чичагова назначили "начальником секретной экспедиции в Северный океан".План и маршрут невиданного доселе мероприятия были составлены самим М.В.Ломоносовым. Он давно предлагал отправить в Арктику суда с научными целями, свято веря в то, что Северного полюса, если постараться, можно достичь на парусном корабле. Но, не будем его судить с высоты современных знаний. Вспомним, что Ломоносов был не только великим ученым, но и поэтом.

Летом 1764 года в бухту Клокбай на Шпицбергене был послан вспомогательный отряд, который доставил туда на случай зимовки полярников провизию и даже заблаговременно срубленные жилые избы, амбар и баню. В Архангельске построили три судна, которые назвали по фамилиям их командиров: "Чичагов", "Панов" и "Бабаев". Это был знак особого доверия к морякам, отправляющимся на край света. Суда сработали прочные, специально

для плавания во льдах. Корпуса обили сосновыми досками, а по форштевням укрепили железом. Экспедиция, насчитывавшая 178 человек, была хорошо снабжена одеждой и продовольствием. Перед выходом в море все ее участники получили различные поощрения: кто производство в следующий чин, кто прибавку в жаловании.

В мае 1765 года суда вышли из Колы и отправились на север с заданием "учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку".Пройдя до 80° 36' с.ш. и встретив тяжелые, непроходимые льды, Чичагов вынужден был повернуть назад. К концу лета экспедиция вернулась в Архангельск. Самым прискорбным было то, что морякам не удалось принять на борт в Клокбае вспомогательный отряд. Чтобы сообщить о бедственном положении оставшихся на Шпицбергене людей кормщик-помор Василий Меньшаков в одиночку отправился на карбасе из Клокбая в Архангельск. Тяжелейший переход занял почти полтора месяца. Каким умением и мужеством нужно было обладать, чтобы решиться на такое плавание!

Не удовольствовавшись достигнутым, Адмиралтейств-коллегия приняла решение отправить экспедицию Чичагова к Берингову проливу в следующем году. Но и второе плавание оказалось неудачным. Достигнув широты 80° 30', корабли из-за тяжелых льдов опять повернули назад, забрав по пути в Архангельск бедствующих на Шпицбергене людей.

Хотя с морской точки зрения экспедиции были проведены безукоризненно, по возвращению Чичагову пришлось выслушать много упреков. В своей "Оправдательной записке" он писал, что вопреки существовавшему в ту пору мнению эти походы доказали невозможность плавания судов через Северный Ледовитый океан даже в летнее время. Действительно, пройти маршрутом, который предложил Ломоносов, невозможно и на современных судах, разве что на атомных ледоколах или подлодках.

Несмотря на то, что конечная цель не была достигнута, значение экспедиции очень велико. Достаточно сказать, что это была ПЕРВАЯ в мировой истории научная экспедиция, отправленная в Арктику. Сам Василий Яковлевич в декабре того же года "за двукратное путешествие в Северный океан"был пожалован "половинным жалованием в пенсион". Изрядное отличие по тому времени, особенно для небогатого моряка.

Далее, вплоть до русско-шведской войны (1788-1790), жизнь и служба Чичагова были лишены стремительных взлетов и падений. И только на закате его военная карьера достигла своей наивысшей точки...

НОВАЯ ВОЙНА

Сведения о военных приготовлениях Швеции стали поступать в Петербург уже в марте 1788 года. Агенты с беспокойством сообщали, что в главной шведской базе Карлскруне поспешно снаряжаются 12 линейных кораблей и пять фрегатов, а по ту сторону финской границы заметно передвижение сухопутных войск. Поползли слухи о том, что король шведский Густав III получил от турецкого султана дотацию в пять миллионов червонцев. С такими деньгами можно было затевать большую войну. Тем более теперь, когда российские армии на юге с турком воюют, а Ушаков со своим флотом на Средиземном море врага бьет. Вот и решили шведы ситуацией воспользоваться и свой порядок на Балтике навести.

Опасения оказались не напрасными. В наглом по форме и содержанию ультиматуме король Густав потребовал от России уйти с балтийских берегов, разоружить флот и принять посредничество Швеции в установлении мира с Турцией. Честолюбивый герцог Карл Зюдерманландский, брат шведского короля, жаждал разбить русский флот в морском сражении и высадить десант в районе Ораниенбаума, чтобы, создав угрозу Петербургу, продиктовать русским свои условия мира.

Императрицу бросало в дрожь от одной мысли, что ее царствование может закончиться так бесславно. А положение было гораздо более сложным, чем на южных рубежах России. Здесь, под Петербургом, можно было в одночасье потерять все, что великими трудами завоевал царь Петр. Но матушке Екатерине воли и решимости было не занимать. Императрица диктует приказ адмиралу С.К.Грейгу, курсирующему с эскадрой между Ревелем и Свеаборгом: "Следовать вперед. Найти неприятельский флот и оный атаковать".

Дни и ночи проходили в томительном беспокойстве. И вот желанное известие - Грейг, герой Чесменской битвы, разбил шведов у острова Гогланда! Столица ликовала. Однако рано было праздновать окончательную победу, - Густав не собирался отказываться от своих

намерений. Даже традиционно осторожный шведский парламент поддерживал короля в его реваншистских планах - случай небывалый. А тут еще, как на грех, умирает верный Грейг. Кого во главе флота ставить? Конечно Чичагова. Хоть и не молод, зато опытен и смел. Этот - выручит, не даст пропасть...

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС АДМИРАЛА

Весной 1790 года началась решающая кампания русско-шведской войны. Густав III направил свой флот к Ревелю, где зимовала эскадра В.Я.Чичагова. У противника был двукратный перевес в силах, и он не сомневался в победе. Однако Чичагову стало известно о неприятельских планах. Зимой он побывал в столице и доложил о своих намерениях императрице. В ответ на ее беспокойство по поводу многочисленности шведских кораблей адмирал ответил: "...ничего, матушка, не проглотят они нас".Так все и случилось. Ревельский бой закончился полной победой русских моряков. Шведы ретировались, потеряв два корабля.

Получив подкрепление из Карлскруны, противник в конце мая предпринял еще одну попытку прорваться к Петербургу. Кронштадтская эскадра под командованием вице­адмирала А.И.Круза дала неприятелю сражение в районе Красной горки и вынудила его укрыться в Выборгском заливе. Здесь шведский флот, которым теперь командовал сам король, был блокирован русскими кораблями. Главные силы русского флота - эскадра В.Я.Чичагова - стояли против главных сил шведов, закрывая выход из Выборгского залива.

В ночь на 22 июня флотилия вице-адмирала К.Нассау-Зигена атаковала шведские гребные суда в проливе Бьеркезунд, уничтожив несколько неприятельских кораблей. Утром, воспользовавшись свежим восточным ветром, шведский флот начал прорыв по северному фарватеру, мимо отряда контр-адмирала И.А.Повалишина.

Страшен и беспощаден морской бой. Некогда бояться и некуда бежать. Сотни орудий в упор расстреливали неприятельские корабли. Грохот глушил слова команд и звуки боцманских дудок. Трещали борта и рвались паруса. Огненный смерч, мчась по палубам, сметал все на своем пути. Ядра крушили деревянные корпуса и корабельный рангоут. Гигантскими жар-птицами вспыхивали паруса. Пожарные команды не успевали гасить огонь. По шпигатам, смешиваясь с морской водой, стекала кровь.

В бою было уничтожено три шведских линейных корабля и два фрегата, а еще два корабля - взяты в плен. У Гогланда русские захватили корабль "София Магдалена", а на подходе к Свеаборгу фрегат "Венус", под командованием капитана 2 ранга Р.В.Кроуна и пришедший ему на помощь "Изяслав" взяли в бою шведский "Ретвизан". Что интересно, русский "Венус" был бывшим шведским кораблем, захваченным командиром брига "Меркурий" Кроуном в мае 1789 года. Это единственный в морской истории подобный случай.

В Выборгском сражении русский флот потерь в кораблях не имел. Шведы лишились более 50 судов, в том числе семи линейных кораблей и трех фрегатов. Король Густав был вынужден начать переговоры, и 3 августа 1790 года в финском Вереле русские со шведами заключили мирный договор, который подтвердил прежние границы между Россией и Швецией.

За победу в Ревельском бою В.Я.Чичагов был награжден орденом Св.Андрея Первозванного и получил 1388 душ крестьян, что было вполне в духе того времени. После Выборгского сражения адмирала пожаловали орденом Св.Георгия 1-й степени и шпагой с бриллиантами. Судить о том, насколько было почетно награждение этим орденом можно по тому, что такой награды за всю российскую историю были удостоены лишь 25 человек, среди которых Чичагов - единственный моряк!

Так упустил или нет Чичагов неприятельский флот при Выборге, что ставили ему в вину по прошествии лет некоторые соотечественники? А это как посмотреть. С одной стороны, противнику, наверное, можно было нанести больший урон. Но какую цену пришлось бы платить за попытку извести весь шведский флот? Сколько бы мы сами потеряли кораблей и положили человеческих жизней - одному Господу ведомо. Опытный Чичагов добился главного, - окончательно сорвал неприятельские планы и заставил шведов подписать мир на выгодных для России условиях.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918