Проект и постройка немецкой фирмы Ф. Крупна «Германия».
Форель
Заложена в 1904 г. Спущена в 1904 г. Вст. в стр. 2.10.1904 г. (Киль/верфь «Германия»). Подарок фирмы Ф. Круппа. 8.06.1904 г. по ж.-д. доставлена из Киля во Владивосток. 17.05.1910 г. затонула при буксировке. Была поднята, но в строй не вступила. Хранилась на берегу во Владивостоке вплоть до 1918 г. |
|
Вооружение: 2 трубчатых торпедных аппарата 381 мм. |
Подводная лодка "Форель" построена в 1902-1903 гг. на судоверфи Ф.Круппа «Deutsche Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море. Строилась по проекту испанского инженера Р. Эквилея.
Фирма к тому времени не имела никакого опыта подводного кораблестроения, а Эквилей не относился к числу особо одаренных изобретателей, поэтому с технической точки зрения субмарина оказалась весьма заурядной.
Она представляла собой маленький полуэкспериментальный кораблик, могла погружаться на 30 м и удаляться от базы на 20 миль в надводном положении и на 18 миль под водой. Вооружение лодки состояло из двух наружных трубчатых торпедных аппаратов, без запасных торпед.
Лодка была однокорпусная, сверху прочного корпуса размещалась небольшая рубка и надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. Имела сильно развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые горизонтальные рули. Двигателем надводного и подводного хода служил электродвигатель, работавший от аккумуляторной батареи. Снизу прочного корпуса устанавливался сбрасываемый балласт. В средней части прочного корпуса была размещена балластная цистерна.
Достоинством лодки была ее транспортабельность - она могла быть помещена на железнодорожную платформу без разборки.
В переписке с Морским министерством России о заказе фирме трех боевых подводных лодок типа "Е" указывалось, что в случае получения заказа фирма подарит России свою первую экспериментальную лодку. 24 мая 1904 г. контракт на строительство трех подводных лодок типа "Е" ("Карп") был подписан и в знак признательности за столь выгодную сделку экспериментальная лодка была подарена России.
7 июня 1904 г. под наименованием "передвижной предохранительный буй" "Форель" отправили по железной дороге из Киля в Либаву, куда она прибыла 14 июня. Лодку сопровождали инженер фирмы и команда, предназначавшаяся для обучения русского экипажа.
25 июня 1904 г. лодка, под командованием капитана 2 ранга М.Н.Беклемишевым который высоко оценил все качества лодки, вышла в море. До 5 июля выходила в море для обучения экипажа, после чего была поднята на берег для установки бортовых торпедных аппаратов.
26 июля лодка произвела первые стрельбы торпедами и к 10 августа была полностью готова. 21 августа 1904 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии под наименованием «миноносец "Форель"».
25 августа 1904 года подводная лодка "Форель" отправлена по железной дороге во Владивосток, куда прибыла 29 сентября 1904 г. На приведение лодки в полную готовность после транспортировки потребовалось всего два дня. В ноябре 1904 г. была поднята на берег и помещена в ангар.
1 января 1905 г. зачислена в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров. В марте 1905 г. вновь спущена на воду. В течение пяти месяцев с момента прибытия во Владивосток лодка была безоружной, поскольку не поступили заказанные Россией у завода "Шварцкопф" в Берлине 45-см торпеды. Лодка выходила в боевое патрулирование в море с подводной лодкой "Дельфин", имевшей на борту русские торпеды. Боезапас доставили только 29 марта 1905 года.
К 1908 г. лодка уже характеризовалась как "небоеспособная, немореходная" и использовалась в учебных целях. 17 мая 1910 г. под командованием лейтенанта В.В. Погорецкого лодка вышла в бухту Новик. Плавая в надводном и подводном положениях в течение 6 часов, она разрядила аккумуляторную батарею и в базу была вынуждена возвращаться на буксире.
В подводной лодке "Форель" находился только рулевой, входной люк для вентиляции лодки не был задраен. При буксировке лодка стала зарываться носом, и напором воды входной люк открыло. Командир лодки и два матроса успели спасти рулевого и перебраться на палубу подводной лодки "Бычок", но сама лодка затонула на глубине 26 метров. Обнаружили лодку на грунте методом траления в тот же день и при помощи водолазов и плавучего крана подняли на поверхность. Было решено перевезти "Форель" в Либаву, отремонтировать и использовать в качестве учебной, однако, отправка в Либаву не состоялась.
В 1910 г. переведена в разряд вспомогательных судов. 23 мая 1911 г. сдана к Владивостокскому военному порту на хранение. 31 мая 1911 г. исключена из состава Сибирской флотилии. После июня 1911 г. о дальнейшей судьбе подводной лодки "Форель" достоверных сведений нет.
По одним данным в период гражданской войны лодка с сильно поврежденной надстройкой и демонтированными торпедными аппаратами хранилась на берегу во Владивостоке и в 1921 году была продана "правительством" промышленников Меркуловых маньчжурскому диктатору Чжан Цзолиню и разобрана на металл.
По другим источникам лодка была продана в Маньчжурию еще в 1912 году.
А почему же "Форель" при всей своей заурядности заслуживает внимания?
Да все просто - строительством этой экспериментальной лодки было положено начало развитию подводного кораблестроения в Германии.