Шлюпы, переоборудованные из судов других классов
Диана
Заложен на Лодейнопольской верфи как транспорт. Строитель В. Ф. Буданцев. Спущен в 1806, вошел в состав БФ. В том же году переведен в С.-Петербург, где был переделан в шлюп И. В. Курепановым.
300 т; 27,7x7,6x3,7x4,2 м; 14 6-фн пушек, 4 8-фн карронады, 4 3-фн фальконета; 60 человек.
25.7.1807 вышел из Кронштадта на Дальний Восток с заданием исследовать Шантарские и Южные Курильские о-ва. Следовал по маршруту Гельсинор — Портсмут — о-в Св. Екатерины (Бразилия) — м. Горн, но из-за противных ветров был вынужден повернуть назад и вновь пересек Атлантический океан. 20.4.1808 вошел в Саймонстаун, где был окружен судами английской эскадры и задержан впредь до получения разрешения из Лондона о продолжении плавания. Командир шлюпа не знал о начале войны с Англией 1807–1812. Англичане сняли со шлюпа основные паруса и поставили его на два якоря под пушками крепости между берегом и судами своей эскадры. Пробыв более года в плену и не получив разрешения, 16.5.1809 ночью, воспользовавшись крепким ветром и темнотой, экипаж обрубил якорные канаты, и шлюп вышел в океан под штормовыми парусами, не замеченный англичанами. Зашел на о-в Танна (о-ва Новые Гебриды) и 25.9.1809 прибыл в Петропавловский порт. В 6–7.1810 ходил к берегам Русской Америки для доставки продовольствия. В 5–6.1811 выполнял опись о-вов Курильской гряды. 11.6 на о-ве Кунашир командир шлюпа капитан-лейтенант В. М. Головнин и 7 матросов были захвачены японцами в плен. Под командованием помощника командира капитан-лейтенанта П. И. Рикорда шлюп ушел в Охотск. В 1812 он ходил к о-ву Кунашир, 6.9 захватил японское судно, в 10.1812 пришел в Петропавловский порт. 23.5.1813 вышел оттуда и 18.6 прибыл к о-ву Кунашир, затем перешел в Охотск, а из Охотска к о-ву Хоккайдо. 5.10 на шлюп прибыли В. М. Головнин и матросы, бывшие в плену. 3.11 шлюп вернулся в Петропавловский порт, но ввиду плохого состояния корпуса был поставлен на отмель в Петропавловской гавани и переоборудован под магазин.
Командиры: В. М. Головнин (с 1807 до 11.6.1811), П. И. Рикорд (с 11.6.1811 по 1813).
Мирный
Заложен 14.10.1816 на Лодейнопольской верфи как ТР «Ладога». Строитель Я. А. Колодкин. Спущен 18.6.1818, вошел в состав БФ. Переоборудован в шлюп специально для кругосветного плавания. 22.4.1819 ему было дано новое наименование — «Мирный».
36,6x9,2x4,6 м; 20 орудий; 72 человека.
3.7.1819 вместе со ШЛ «Восток» вышел из Кронштадта для выполнения исследований в Антарктике (дивизия южных морей) по маршруту Копенгаген — Портсмут — Санта-Круз (о-в Тенерифе) — Рио-де-Жанейро. 22.11 шлюпы покинули Рио-де-Жанейро и направились в Антарктику. 22–24.12 были открыты три острова (группа Южных Сандвичевых о-вов), названные в честь морского министра маркиза И.И. де Траверсе. 16.1.1820 шлюпы впервые подошли к берегам Антарктиды. До 6.2 они шли вдоль берега материка, затем разделились и далее «Мирный» следовал один. 7.4 он прибыл в Порт-Джексон, где уже находился «Восток». После ремонта и пополнения запасов 8.5 «Мирный» и «Восток» вышли в тропическую часть Тихого океана для выполнения исследований. Плавание было успешным: в арх. Пуамоту (Туамоту) была открыта группа островов, названных в честь русских полководцев и флотоводцев — М. И. Кутузова, А. П. Ермолова, М. Б. Барклая-де-Толли, П. М. Волконского, Г. А. Спиридова, С. К. Грейга, А. В. фон Моллера и других. Всю группу островов, открытую русскими моряками, назвали о-вами Россиян. Затем шлюпы направились к арх. Фиджи, где были открыты и нанесены на карту два новых острова. 10.9 они вернулись в Порт-Джексон, а 31.10 после ремонта вновь направились в Антарктику, на этот раз в Западное полушарие. 13.12 шлюпы пересекли Южный полярный круг, но из-за сильных ветров и обилия айсбергов были вынуждены повернуть назад. 31.12 они вторично пересекли Южный полярный круг и вновь повернули обратно. 5.1.1821 взяли курс на юго-восток. 9.1 был открыт о-в Петра I, a 17.1 гористый берег, названный Землей Александра I. Затем шлюпы направились к Южной Шетландии, которая до тех пор считалась частью Южного материка. Русские моряки убедились, что эта земля представляет собой лишь архипелаг и назвали его Южные Шетландские о-ва, а на карте океана появились наименования, напоминающие о победах русских войск и их союзников над армиями Наполеона: о-ва Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Полоцк, Лейпциг, Ватерлоо и др. 30.1 отряд покинул воды Антарктики и пошел в обратный путь. Зайдя в Рио-де-Жанейро и Лиссабон, 24.7.1821 он вернулся в Кронштадт, успешно завершив историческое кругосветное плавание. В 1822–1824 и 1826–1828 «Мирный» доставлял грузы из Кронштадта в порты Финского зал. В 7–8.1824 ходил в Росток, сопровождая КОР «Эмгейтен». В 1825 занимал брандвахтенный пост в Свеаборге. 5–6.10.1828, находясь в Ревельской бухте, во время шторма был прижат кормой к камням, но благодаря решительным действиям командира и экипажа был спасен. Разобран в 1830 в Кронштадте.
Командиры: М. П. Лазарев (1819–1821), А. И. Селиванов (1822), Г. А. Кашерининов (Каширинин) (1823), Ф. А. Тверитинов (в 5–6.1824), А. П. Арбузов (в 7–8.1824), князь М. П. Шаховской (с 9.1824), В. И. Головачев (1825–1827), А. Ф. Рейнеке (1828).
Благонамеренный
Заложен 14.10.1816 на Лодейнопольской верфи как ТР «Свирь». Строитель Я. А.Колодкин. Спущен 3.8.1818, вошел в состав БФ. Переоборудован в шлюп специально для дальнего плавания. 22.4.1819 ему было дано новое наименование — «Благонамеренный».
530т; 36,5x9,1x5 м; 20 орудий; 83 человека.
3.7.1819 вместе со ШЛ «Открытие» вышел из Кронштадта для отыскания в высоких широтах прохода из Тихого океана в Атлантический (северная дивизия) по маршруту Копенгаген — Портсмут — Санта-Круз (о-в Тенерифе) — Рио-де-Жанейро — м. Доброй Надежды — Порт-Джексон. 13.5.1820 в океане шлюпы разделились. 3.6 «Благонамеренный» прибыл на о-в Уналашка. Приняв на борт 4 байдары, 17.6 он вышел в море для выполнения описи берегов Аляски. 11.7 пришел в зал. Коцебу, где 14.7 встретился со ШЛ «Открытие», и 18.7 они пошли на северо-восток, но в тумане потеряли друг друга. «Благонамеренный» достиг 69°1' с.ш., затем повернул на юг, встретил ШЛ «Открытие», и далее они шли вместе. По пути была выполнена опись м. Лисберн и северного берега о-ва Св. Лаврентия. Оставив на о-ве Уналашка байдары, шлюпы 21.9 прибыли в Новоархангельск. Выгрузив доставленный из России груз, 27.10 они покинули Новоархангельск и 10.11 прибыли в Сан-Франциско, где встали на ремонт. В 3–4.1821 ходили на Гавайские о-ва для пополнения запасов провизии, 11.5 прибыли в Новоархангельск, а 20.6 на о-в Уналашка. 25.6 шлюпы вышли в море для проведения исследований, но разделились и «Благонамеренный» направился на северо-запад к о-ву Св. Матвея. Разыскивая отмеченные Д. Куком острова (в действительности не существующие), он подошел к берегам Аляски, а затем к о-ву Св. Лаврентия, произведя опись его западного берега. 15.7 вошел в Берингов пр-в, но льды и встречные ветры прижимали шлюп к американскому берегу. 1.8, лавируя, он достиг 70° 13' с.ш. и повернул на юг. 20.9 прибыл в Петропавловский порт, а 15.10 вместе со ШЛ «Открытие» вышел в обратный путь по маршруту Гонолулу — м. Горн — Рио-де-Жанейро — Копенгаген и 1.8.1822 вернулся в Кронштадт. 7.11.1824 во время шторма и наводнения стоял в Средней гавани Кронштадта у Николаевского дока, был сорван с якоря и сел на мель. 23.12 снят с мели. Разобран в 1828 в Кронштадте.
Командир: Г. С. Шишмарев (1819–1822).