История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Русский флот в Америке. 1893 год.


Русский флот в Америке. 1893 год.

Автор: russiaflot от 7 февраля 2019


В 1893 году в Чикаго состоялась большая выставка достижений народного хозяйства САСШ, призванная показать, что не зря Колумб за 400 лет до этого потратил много чужих денег и своих нервных клеток, открывая новый континет.

Выставка была большой и интересной. Активное участие приняла в событии и Российская Империя. Однако до сих пор большинству из нас о ней мало что известно. В школе нам не сообщали, что именно там, в Чикаго, создатель первого отечественного жидкотопливного двигателя внутреннего сгорания Евгений Александрович Яковлев познакомился с владельцем каретной фабрики Петром Александровичем Фрезе, в результате чего в 1896 году появился первый отечественный автомобиль. Кстати, в Чикаго двигатель Яковлева получил бронзовую медаль и почётный диплом.

Впрочем, мы сейчас не об автомобилях. Мы сейчас о кораблях.

В рамках торжественных мероприятий, приуроченных к выставке и 400-летию Америки порты САСШ посетили корабли военных флотов нескольких государств. В том числе и из России.

Российскую Империю представляли новейший броненосец "Император Николай I" и крейсера "Адмирал Нахимов", "Дмитрий Донской", "Генерал-Адмирал" и "Рында".

Благодаря самоотверженному труду тогдашнего неизвестного американского фотографа и сегодняшних неизвестных (мне) сотрудников библиотеки Конгресса США, сегодня я могу порадовать вас несколькими фотографиями, сделанными во время посещения русскими моряками американских портов.


1.


















































































А теперь обещанная замечательная статья.

Нью-Йорк - база русского флота? ("The New York Times", 15 июля 1893 года)

Иностранные военные корабли будут дислоцироваться в территориальных водах США! Ожидается важный демарш российского царя! Наш порт станет постоянной станцией для русских кораблей! Это известие вызывает сенсацию!

Сообщается, что идут переговоры о подряде на текущий и капитальный ремонт российских кораблей в сухих доках Эри - У России сегодня нет постоянных станций для военного флота за пределами ее территориальных вод - Сведения о боевых кораблях, которые войдут в состав российской эскадры

Вчера из высокопоставленных российских источников стало известно, что русское правительство намерено на постоянной основе содержать военно-морскую эскадру в территориальных водах Соединенных Штатов, и именно нью-йоркский порт станет центром российского военно-морского присутствия в Западном полушарии.

На прошлой неделе, действуя в соответствии с инструкциями из Санкт-Петербурга, комиссия, состоящая из офицеров российского военного флота, тщательно проинспектировала крупнейшие из сухих доков Эри, чтобы определить точное число русских военных кораблей, которые они смогут принять.

Кроме того, вчера было объявлено, что представители российского правительства обратились к управляющим сухими доками Эри с предварительным запросом - готовы ли они взять на себя обслуживание и ремонт всех военных кораблей, которые Россия разместит в американских водах.

Главноуправляющий сухих доков Эри г-н Дики вчера неофициально сообщил представителю New York Times, что вскоре все портовые сооружения гавани Эри будут предоставлены в распоряжение русского правительства.

'Мы, - рассказал г-н Дики, - уже взяли на себя обслуживание 'Адмирала Нахимова', 'Дмитрия Донского' и 'Рынды', - трех русских крейсеров, находящихся сейчас в нью-йоркском порту - и в настоящее время проводим текущий ремонт машин на этих кораблях'.

Главноуправляющий Дики не сообщил нам, получило ли уже предприятие 'Сухие доки Эри' подряд на использование своих сооружений от царского правительства.

Известие о намерениях России вчера вечером вызвало немалое удивление у офицеров американского военного флота. Один из них заявил представителю New York Times следующее: подобный шаг России фактически означает увеличение корабельного состава военно-морского флота США на то число кораблей, что царь решит направить к нашим берегам.

До сих пор Россия никогда не держала военно-морской эскадры в наших водах. Русские военные корабли, совершавшие дальние плавания, на короткое время заходили в наши порты, но прежде российское Адмиралтейство не посылало военные корабли крейсировать вдоль побережья Соединенных Штатов на целых три года.

Если русские превратят наш порт в свою военно-морскую станцию в Западном полушарии, это будет первый случай в истории Соединенных Штатов, когда европейская держава получила бы подобный доступ в американскую гавань. Великобритания, Испания, Дания и Франция содержат эскадры вблизи американских территориальных вод, но их главные базы находятся в вест-индских портах. Великобритания, в частности, пользуется портовыми сооружениями Бермудских островов и Галифакса.

Вчера вечером в наших военно-морских кругах высказывалось мнение: в свете того, что 'дело о Беринговом море' скорее всего разрешится не в пользу Великобритании, а также учитывая недавнее известие об усилении англичанами своего отряда кораблей в Эскимо (Британская Колумбия), предложение России крайне важно для Соединенных Штатов.

Если российский флот будет постоянно находиться в Нью-Йорке и прилегающих водах, имеющиеся у сильной британской эскадры, стационированной в Северной Америке, возможности для внезапного нападения на незащищенные порты атлантического побережья США будут серьезно ослаблены.

Русские офицеры, находящиеся сейчас в Нью-Йорке, почти единогласно выражают мнение, что российский крейсер 1 ранга 'Адмирал Нахимов' по своим боевым возможностям превосходит флагман британской эскадры 'Блейк'. В настоящий момент 'Нахимов' стоит на якоре на Норт-Ривер в начале Западной двадцать третьей улицы.

Если хотя бы один русский корабль из тех трех, что находятся сейчас в Нью-Йорке, останется здесь, то, согласно сведениям, что стали нам известны вчера вечером, есть основания полагать, что это будет именно 'Адмирал Нахимов'.

'Если 'Адмирал Нахимов' будет отослан на родину, - рассказал вчера вечером один офицер, - то его место займет либо 'Память Азова', либо 'Николай Первый', а 'Николай Первый' стоит двух 'Блейков''.

'Николай Первый' и 'Память Азова' находятся сейчас в пути из России в Соединенные Штаты. 'Рында', стоящая в нашем порту, получила приказ взять курс на китайские воды, а 'Дмитрий Донской' должен вернуться в Кронштадт. Утверждается, однако, что ни один из находящихся в нью-йоркском порту российских кораблей не покинет американские воды, пока ему на смену не прибудет другой боевой корабль.

У России есть флот на Балтийском море, в Каспийском море [так в тексте. Вероятно, имеется в виду Черноморский флот - прим. перев.], в северных морях, и на восточном побережье Сибири - последний называется Сибирской флотилией. Следует отметить, что в иных водах, помимо перечисленных, эскадр у России нет. Таким образом, все значение известия о предложении России постоянно содержать отряд кораблей у американского побережья становится очевидным в свете того факта, что за пределами собственных территориальных у царя в настоящее время морских баз не имеется.

Предприятие 'Сухие доки Эри', расположенное на территории, прилегающей к гавани Эри, имеет самые большие сухие доки в Америке. В этих доках часто обслуживаются такие огромные суда как 'Королева Виктория', 'Князь Бисмарк' и 'Колумбия', принадлежащие Гамбургской пароходной компании. Они способны принимать корабли длиной до 500 футов.

Российский флот по величине считается третьим в мире. Пальма первенства здесь принадлежит Великобритании, а второе место занимает Франция. Тем не менее, некоторые броненосцы и броненосные крейсера, которыми обладает Россия, по своей мощи не имеют равных на всем свете. Подавляющее большинство из этих кораблей построено на российских верфях. Орудия, которые они несут, также в основном изготовлены в России. Поначалу многие типы орудий для российской морской артиллерии разрабатывались в Германии, на заводах герра Круппа. Однако в дальнейшем русские военные инженеры внесли в их конструкцию усовершенствования, и сегодня российские военно-морские орудия уступают, возможно, лишь тем, что изготавливаются на государственных заводах в Соединенных Штатах.

Среди наиболее мощных кораблей, которые Россия сможет отрядить в состав постоянной эскадры, стационированной в наших водах: 'Екатерина Вторая' - эскадренный броненосец водоизмещением 10150 тонн, 'Александр Второй' - эскадренный броненосец водоизмещением 8440 тонн, 'Двенадцать Апостолов' водоизмещением 8076 тонн, 'Георгий Победоносец' - эскадренный броненосец водоизмещением 10280 тонн, 'Петропавловск' - новый эскадренный броненосец со стальным корпусом водоизмещением 10960 тонн, 'Полтава' - новый эскадренный броненосец со стальным корпусом водоизмещением 10960 тонн, мощный броненосный крейсер 'Рюрик' водоизмещением 10928 тонн, 'Севастополь' - новый эскадренный броненосец со стальным корпусом водоизмещением 9800 тонн, 'Синоп' - барбетный эскадренный броненосец водоизмещением в 10181 тонну, 'Чесма' - барбетный эскадренный броненосец водоизмещением в 10181 тонну, 'Три Святителя' - барбетный эскадренный броненосец водоизмещением 12480 тонн, и броненосный крейсер 'Владимир Мономах' водоизмещением 5796 тонн.

Большинство перечисленных кораблей равны или превосходят по размерам и боевой мощи британский броненосец 'Виктория', недавно погибший у побережья Триполитании.

Британский крейсер 'Блейк', вызвавший восхищение у стольких американцев во время военно-морского парада по случаю четырехсотлетия открытия Америки, в бою с любым из вышеназванных российских кораблей будет выглядеть просто пигмеем.

Корабли, подобные 'Синопу', имеют четырнадцатидюймовую броню, а их вооружение состоит из 6 двенадцатидюймовых казнозарядных орудий (каждое весит 50 тонн), 11 шестидюймовых казнозарядных орудий (каждое весит 6 тонн), восьми скорострельных орудий, 6 пулеметов и 8 торпедных аппаратов.

Британская эскадра, стационированная в Северной Америке и Вест-Индии, сейчас состоит из 14 боевых кораблей - в основном канонерок и крейсеров водоизмещением не более 3000 тонн.

Самый крупный британский корабль на североамериканской станции - крейсер 'Блейк'. Это небронированный корабль. Он обладает высокой скоростью и эффективным артиллерийским вооружением, но во всем остальном не идет ни в какое сравнение с более мощными российскими кораблями типа 'Синоп'.

Британские военно-морские силы в американских водах включают такие корабли, как 'Мажисьен', 'Баззард', 'Партридж', 'Кэнада', 'Турмалин', 'Тартар', 'Гарнет', 'Мохавк', и иные - того же класса.

Если, в свете намерения России разместить в Северной Америке мощный флот, Великобритания пожелает уравновесить или превзойти военно-морские силы США, подкрепленные российскими кораблями, английскому адмиралтейству придется отрядить на североамериканскую станцию отряд, почти равный по силам эскадре Ла-Манша .

* * *

* Гавань Эри (Erie basin) - часть нью-йоркской гавани, граничащая с Бруклином.

* Речь идет о российском отряде кораблей, прибывших в Нью-Йорк для участия в торжествах и военно-морском параде международной эскадры по случаю четырехсотлетия открытия Америки. 

* В первой половине 1890-х гг. военно-морской флот США еще не преодолел последствия долгого упадка, наступившего после Гражданской войны 1861-1865 гг. Программа строительства 'нового флота', - крейсеров и броненосцев со стальными корпусами и современной артиллерией - инициированная в 1883 г., из-за проблем с финансированием осуществлялась медленно. К моменту написания статьи в составе американских ВМС еще не было ни одного эскадренного броненосца, и числилось лишь 8 бронепалубных крейсеров (первый броненосный крейсер -'Нью-Йорк' - вошел в боевой состав флота 1 августа 1893 г.). 

* Так в тексте. На самом деле в ходе Гражданской войны у берегов США с сентября 1863 по июнь-август 1864 г. крейсировали русские Атлантическая и Тихоокеанская эскадры (базируясь, соответственно, на Нью-Йорк и Сан-Франциско). Целями этой экспедиции были действия на морских коммуникациях противника в случае начала войны между Россией и коалицией европейских держав во главе с Францией и Великобританией (такая опасность возникла в связи с польским восстанием 1863 г.); а также демонстрация солидарности и военно-политическая поддержка федерального правительства США в его борьбе с Конфедерацией южных штатов, которой покровительствовала Британия. 

* 'Дело о Беринговом море' (Bering Sea case) - дипломатический и юридический конфликт между Великобританией и США по поводу прав на тюлений промысел в Беринговом море (Вашингтон стремился ограничить бой тюленей рыбаками из других стран), вызвавший резкое обострение напряженности между двумя странами. В августе 1893 г. был разрешен в пользу Британии специально созданным международным арбитражным трибуналом (комиссией). 

* В 1880-х гг. в военном кораблестроении возникла новая тенденция - размещать артиллерию главного калибра броненосцев не в закрытых башнях (из-за их большого веса и несовершенства поворотных механизмов), а в барбетах: вращающихся платформах, окруженных броневым кольцом, но не защищенных сверху. В 1890-х гг., однако, кораблестроители ведущих морских держав отказались от этой схемы, и вместо 'барбетных' вновь начали строиться 'башенные' броненосцы. 

* Так в тексте. На самом деле 'Три Святителя' был 'башенным' броненосцем. 

* 'Эскадра Ла-Манша' (Channel Squadron) - в 19 веке соединение Королевских ВМС, постоянно базирующееся у берегов Британии и предназначенное для защиты ее портов. Эскадра состояла из новейших и самых мощных кораблей британского флота. (Вернуться к тексту статьи)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918