Прерванная военным кризисом на Дальнем Востоке подготовка царской России к первой мировой войне возобновилась сразу же после окончания русско-японской войны 1904—1905 гг. Она заключалась в строительстве кораблей, разработке планов военных действий, создании новых баз, оборудовании театров и соответствующей организации подготовки флота. Одной из наиболее сложных задач оказалось восстановление корабельного состава Балтийского флота, крайне ослабленного за время войны с Японией.
После ухода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток в составе Балтийского флота оставались эскадренный броненосец «Слава», спущенный на воду в 1903 г., старый броненосец «Александр II». построенный в 1887 г., несколько десятков устаревших миноносцев и 5 подводных лодок. Лучшие корабли, участвовавшие в войне против Японии, погибли, и только небольшая часть из них — эскадренный броненосец «Цесаревич», броненосные крейсера «Россия» и «Громовой», крейсера «Олег», «Богатырь», «Аврора» и «Диана» вернулись в 1906 г. в Кронштадт и были включены в состав Балтийского флота.
В 1906—1907 гг. Балтийский флот пополнился построенными на добровольные пожертвования 20 минными крейсерами, переименованными затем в эскадренные миноносцы. В постройке находились эскадренные броненосцы «Андрей Первозванный» и «Павел I», броненосные
крейсера «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Баян» и «Паллада», минные заградители «Амур» и «Енисей», канонерские лодки «Хивинец», «Гиляк», «Бобр», «Сивуч» и «Кореец».
Все эти корабли вступили в строй в 1908—1910 гг. Таким образом, в первые годы после русско-японской войны основным ядром Балтийского флота являлись торпедные силы, состоявшие из 20 эскадренных миноносцев, 11 миноносцев типа «Сокол», 10 миноносцев типа «Циклон», 2 миноносцев типа «Уссури» и 40 номерных миноносцев. Помимо своей малочисленности Балтийский флот имел ряд других серьезных недостатков: устаревшую организацию, недостаточную боевую подготовку личного состава, неукомплектованность многих кораблей, неудовлетворительную метериальную часть. Ремонт и снабжение также были организованы неудовлетворительно1.
Летом 1909 г. началась постройка четырех линейных кораблей для Балтийского флота. Тактико-технические задания на проектирование их, разработанные Морским генеральным штабом, предусматривали водоизмещение 23000 т и артиллерийское вооружение из двенадцати 305-мм и шестнадцати 120-мм орудий для каждого корабля. Защитой должен был служить главный броневой пояс толщиной 225 мм (в носу 125,5 мм, в корме 100,3 мм); боевые рубки, боевые и рабочие отделения, башни главного калибра намечалось прикрыть броней в 200 мм. В качестве главных механизмов проектировались четыре турбины, способные сообщить кораблю скорость хода 23 узла. Дальность плавания при экономической скорости хода должна была достигать 5570 миль. Все работы по изготовлению для линейных кораблей 305-мм орудий 52 калибров длиной были возложены на Обуховский завод.
В декабре 1907 г. морское министерство объявило конкурс на составление проекта линейного корабля, к участию в котором были привлечены и иностранные фирмы. Лучшим был признан проект русского Балтийского завода, предусматривавший линейное расположение трех орудийных башен главного калибра, рациональную систему бронирования, более совершенную, чем в иностранных проектах, конструкцию корпуса и, наконец, высокую для кораблей этого класса скорость хода. Дальнейшая разработка и уточнение русского проекта осуществлялись под руководством профессоров А. Н. Крылова и И. Г. Бубнова.
16июня 1909 г. по этому проекту было заложено четыре линейных корабля: «Севастополь» н «Петропавловск» — на Балтийском, «Ган- гут» и «Полтава» — на Адмиралтейском заводах в Петербурге. Ввиду
№
слабого технического оборудования названных заводов, задержки с созданием не освоенных русской промышленностью паровых турбин, а также неоднократных изменений самого проекта в сторону его улучшения строительство кораблей крайне затянулось.
19 декабря 1912 г. состоялась закладка четырех самых сильных по тому времени линейных крейсеров («Измаил» и «Кинбурн» —на Балтийском заводе, «Бородино» и «Иаварин» — на Адмиралтейском). Вскоре в первоначальный проект их, разработанный на Балтийском заводе, были внесены некоторые изменения. В окончательном виде эти корабли должны были иметь водоизмещение 32 500 т, скорость хода 26,5 узла, вооружение — двенадцать 356-мм орудий в четырех трехорудийных башнях с линейным расположением, двадцать 130-мм орудий и четыре 47-мм зенитные пушки, бронирование борта, башен и рубок — 250—125 мм. Линейные крейсера должны были вступить в строй в 1916 г.
В 1913 г. на Путнловском заводе в Петербурге были заложены легкие крейсера «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов» и на Ре- пельском заводе Русского балтийского судостроительного общества — легкие крейсера «Светлана» и «Адмирал Грейг» (водоизмещение 6800 т, скорость хода 29,5 узла, вооружение — пятнадцать 130-мм орудий). Срок готовности их— 15 октября 1915 г. Еще два легких крейсера — «Муравьев-Амурский» и «Невельской» — каждый водоизмещением 4300 т, со скоростью хода 27,5 узла, с артиллерийским вооружением из восьми 130-мм орудий —были заказаны германской фирме Шихау в Эльбинге (Эльблонг). Эти крейсера строились главным образом для учебных целей: на них предполагалось организовать подготовку личного состава для управления турбинными установками на крупных надводных кораблях. Выполнение заказа намечалось к 15 октября 1914 г.
В 1912 г. на Путнловском заводе был построен эскадренный миноносец «Новик». По своим тактико-техническим данным (водоизмещение около 1300 т, скорость хода свыше 36 узлов, вооружение — два 102-мм орудия и четыре двухтрубных аппарата образца 1912 г., впоследствии замененные на три трехтрубных аппарата образца 1913 г.) он заслуженно считался лучшим в мире кораблем этого класса. По несколько измененному первоначальному проекту его в 1912—1914 гг. было заказано различным русским заводам для Балтийского флота 36 эскадренных миноносцев, которые должны были иметь по пять или по четыре 102-мм орудия и по три трехтрубных торпедных аппарата. Срок готовности последнего эскадренного миноносца этой серии был установлен 15 апреля 1916 г.
Одновременно были размещены заказы на постройку для Балтийского флота 18 подводных лодок. Накопленный на Балтийском флоте
опыт подводного плавания говорил о необходимости постройки крупных лодок с хорошими мореходными качествами, большим радиусом действия и сильным вооружением. Этим требованиям удовлетворял лучше других представленный на конкурс проект подводной лодка
«Барс» профессора И. Г. Бубнова. Лодка имела водоизмещение щ т!, 16
скорость хода узлов, вооружение—два носовых, два кормовых и
восемь бортовых торпедных аппаратов, две 57-мм и одну 37-мм пушки; дальность плавания — 3000 миль.
Корабли, заложенные для Балтийского флота по малой и большой судостроительным программам, не были закончены постройкой к началу войны. В наибольшей степени готовности находились линейные корабли типа «Севастополь», но и они стали входить в строй только через шесть месяцев после начала войны. Линейные крейсера типа «Измаил» были к концу 1914 г. готовы на 20—60%, легкие крейсера типа «Светлана» на 9—32%, эскадренные миноносцы типа «Новик» на 1—86%. В ходе войны была достроена значительная часть эскадренных миноносцев и подводных лодок, заложенных в 1912—1913 гг.; достройка линейных и легких крейсеров до конца войны завершена не была, а после войны линейные крейсера были проданы на слом. Из четырех легких крейсеров один был достроен уже в советское время в получил название «Профннтерн» (позже переименован в «Красный Крым»), два — перестроены в танкеры «Азнефть» и «Грознефть», корпус четвертого крейсера остался недостроенным в Кронштадте. Таким образом, к началу первой мировой войны строительство кораблей для Балтийского флота, предусмотренное программами 1909 и 1912 гг., не было закончено.