История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Воссоздание флота после русско-японской войны (1906—1914 гг.)


Воссоздание флота после русско-японской войны (1906—1914 гг.)

Автор: russiaflot от 7 апреля 2017


Прерванная военным кризисом на Дальнем Востоке подготовка царской России к первой мировой войне возобновилась сразу же после окончания русско-японской войны 1904—1905 гг. Она заключа­лась в строительстве кораблей, разработке планов военных действий, создании новых баз, оборудовании театров и соответствующей органи­зации подготовки флота. Одной из наиболее сложных задач оказалось восстановление корабельного состава Балтийского флота, крайне ослабленного за время войны с Японией.

После ухода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток в со­ставе Балтийского флота оставались эскадренный броненосец «Слава», спущенный на воду в 1903 г., старый броненосец «Александр II». построенный в 1887 г., несколько десятков устаревших миноносцев и 5 подводных лодок. Лучшие корабли, участвовавшие в войне против Японии, погибли, и только небольшая часть из них — эскадренный бро­неносец «Цесаревич», броненосные крейсера «Россия» и «Громовой», крейсера «Олег», «Богатырь», «Аврора» и «Диана» вернулись в 1906 г. в Кронштадт и были включены в состав Балтийского флота.

В 1906—1907 гг. Балтийский флот пополнился построенными на добровольные пожертвования 20 минными крейсерами, переименован­ными затем в эскадренные миноносцы. В постройке находились эскад­ренные броненосцы «Андрей Первозванный» и «Павел I», броненосные


крейсера «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Баян» и «Паллада», минные заградители «Амур» и «Енисей», канонерские лодки «Хивинец», «Ги­ляк», «Бобр», «Сивуч» и «Кореец».

Все эти корабли вступили в строй в 1908—1910 гг. Таким образом, в первые годы после русско-японской войны основным ядром Балтий­ского флота являлись торпедные силы, состоявшие из 20 эскадренных миноносцев, 11 миноносцев типа «Сокол», 10 миноносцев типа «Цик­лон», 2 миноносцев типа «Уссури» и 40 номерных миноносцев. Помимо своей малочисленности Балтийский флот имел ряд других серьезных недостатков: устаревшую организацию, недостаточную боевую подго­товку личного состава, неукомплектованность многих кораблей, неудо­влетворительную метериальную часть. Ремонт и снабжение также были организованы неудовлетворительно1.

Летом 1909 г. началась постройка четырех линейных кораблей для Балтийского флота. Тактико-технические задания на проектирова­ние их, разработанные Морским генеральным штабом, предусматри­вали водоизмещение 23000 т и артиллерийское вооружение из двена­дцати 305-мм и шестнадцати 120-мм орудий для каждого корабля. Защитой должен был служить главный броневой пояс толщиной 225 мм (в носу 125,5 мм, в корме 100,3 мм); боевые рубки, боевые и рабочие отделения, башни главного калибра намечалось прикрыть броней в 200 мм. В качестве главных механизмов проектировались четыре турбины, способные сообщить кораблю скорость хода 23 узла. Дальность плавания при экономической скорости хода должна была достигать 5570 миль. Все работы по изготовлению для линейных ко­раблей 305-мм орудий 52 калибров длиной были возложены на Обу­ховский завод.

В декабре 1907 г. морское министерство объявило конкурс на со­ставление проекта линейного корабля, к участию в котором были привлечены и иностранные фирмы. Лучшим был признан проект рус­ского Балтийского завода, предусматривавший линейное расположе­ние трех орудийных башен главного калибра, рациональную систему бронирования, более совершенную, чем в иностранных проектах, кон­струкцию корпуса и, наконец, высокую для кораблей этого класса скорость хода. Дальнейшая разработка и уточнение русского проекта осуществлялись под руководством профессоров А. Н. Крылова и И. Г. Бубнова.

16июня 1909 г. по этому проекту было заложено четыре линейных корабля: «Севастополь» н «Петропавловск» — на Балтийском, «Ган- гут» и «Полтава» — на Адмиралтейском заводах в Петербурге. Ввиду


слабого технического оборудования названных заводов, задержки с созданием не освоенных русской промышленностью паровых турбин, а также неоднократных изменений самого проекта в сторону его улуч­шения строительство кораблей крайне затянулось.

19 декабря 1912 г. состоялась закладка четырех самых сильных по тому времени линейных крейсеров («Измаил» и «Кинбурн» —на Балтийском заводе, «Бородино» и «Иаварин» — на Адмиралтейском). Вскоре в первоначальный проект их, разработанный на Балтийском заводе, были внесены некоторые изменения. В окончательном виде эти корабли должны были иметь водоизмещение 32 500 т, скорость хода 26,5 узла, вооружение — двенадцать 356-мм орудий в четырех трех­орудийных башнях с линейным расположением, двадцать 130-мм ору­дий и четыре 47-мм зенитные пушки, бронирование борта, башен и рубок — 250—125 мм. Линейные крейсера должны были вступить в строй в 1916 г.

В 1913 г. на Путнловском заводе в Петербурге были заложены легкие крейсера «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов» и на Ре- пельском заводе Русского балтийского судостроительного общества — легкие крейсера «Светлана» и «Адмирал Грейг» (водоизмещение 6800 т, скорость хода 29,5 узла, вооружение — пятнадцать 130-мм ору­дий). Срок готовности их— 15 октября 1915 г. Еще два легких крей­сера — «Муравьев-Амурский» и «Невельской» — каждый водоизмеще­нием 4300 т, со скоростью хода 27,5 узла, с артиллерийским вооруже­нием из восьми 130-мм орудий —были заказаны германской фирме Шихау в Эльбинге (Эльблонг). Эти крейсера строились главным обра­зом для учебных целей: на них предполагалось организовать подго­товку личного состава для управления турбинными установками на крупных надводных кораблях. Выполнение заказа намечалось к 15 ок­тября 1914 г.

В 1912 г. на Путнловском заводе был построен эскадренный мино­носец «Новик». По своим тактико-техническим данным (водоизмеще­ние около 1300 т, скорость хода свыше 36 узлов, вооружение — два 102-мм орудия и четыре двухтрубных аппарата образца 1912 г., впо­следствии замененные на три трехтрубных аппарата образца 1913 г.) он заслуженно считался лучшим в мире кораблем этого класса. По не­сколько измененному первоначальному проекту его в 1912—1914 гг. было заказано различным русским заводам для Балтийского флота 36 эскадренных миноносцев, которые должны были иметь по пять или по четыре 102-мм орудия и по три трехтрубных торпедных аппарата. Срок готовности последнего эскадренного миноносца этой серии был установлен 15 апреля 1916 г.

Одновременно были размещены заказы на постройку для Балтий­ского флота 18 подводных лодок. Накопленный на Балтийском флоте

н


опыт подводного плавания говорил о необходимости постройки круп­ных лодок с хорошими мореходными качествами, большим радиусом действия и сильным вооружением. Этим требованиям удовлетворял лучше других представленный на конкурс проект подводной лодка

«Барс» профессора И. Г. Бубнова. Лодка имела водоизмещение щ т!, 16

скорость хода узлов, вооружение—два носовых, два кормовых и

восемь бортовых торпедных аппаратов, две 57-мм и одну 37-мм пушки; дальность плавания — 3000 миль.

Корабли, заложенные для Балтийского флота по малой и большой судостроительным программам, не были закончены постройкой к на­чалу войны. В наибольшей степени готовности находились линейные корабли типа «Севастополь», но и они стали входить в строй только через шесть месяцев после начала войны. Линейные крейсера типа «Измаил» были к концу 1914 г. готовы на 20—60%, легкие крейсера типа «Светлана» на 9—32%, эскадренные миноносцы типа «Новик» на 1—86%. В ходе войны была достроена значительная часть эскадрен­ных миноносцев и подводных лодок, заложенных в 1912—1913 гг.; достройка линейных и легких крейсеров до конца войны завершена не была, а после войны линейные крейсера были проданы на слом. Из четырех легких крейсеров один был достроен уже в советское время в получил название «Профннтерн» (позже переименован в «Красный Крым»), два — перестроены в танкеры «Азнефть» и «Грознефть», кор­пус четвертого крейсера остался недостроенным в Кронштадте. Таким образом, к началу первой мировой войны строительство кораблей для Балтийского флота, предусмотренное программами 1909 и 1912 гг., не было закончено.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918