История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Строительство дивизиона „Памяти адмирала Ф. Ф. Ушакова"


Строительство дивизиона „Памяти адмирала Ф. Ф. Ушакова"

Автор: russiaflot от 16 января 2014


В связи с дальнейшим ростом морских сил вероятных про­тивников России в начале 1914 г. потребовалось не только пересмотреть планы войны, но и принять срочные меры для зна­чительного усиления флота на Черном море. Командование Черноморского флота не исключало, что более сильный турец­кий флот для обеспечения действий своих сухопутных сил пред­примет попытку предварительно уничтожить или надежно за­блокировать русский флот в Севастополе. 17 марта 1914 г. МГШ представил в Государственную думу доклад «Об отпуске средств на спешное усиление Черноморского флота в период 1914—1917 гг.».

В докладе приводился анализ военно-политической обста­новки, сложившейся на Черноморском театре к началу первой мировой войны, обосновывалась необходимость удержания гос­подства на море и дополнительного строительства кораблей. Для этого, по мнению МГШ, требовалось строительство еще одного линкора, двух крейсеров, а также значительное увеличе­ние числа эскадренных миноносцев. «Для успешности минных ^торпедных) атак, — говорилось в докладе, — необходимо иметь несколько групп эскадренных миноносцев, причем каждая груп­па должна состоять из определенного числа кораблей» Исхо­дя из этих соображений предлагалось незамедлительно начать одновременную постройку восьми эскадренных миноносцев. Это и положило начало строительству третьей (или первой Уша- ковской) серии эскадренных миноносцев типа «Новик» для Черного моря.

К докладу прилагалась «Краткая пояснительная записка о типах судов, подлежащих постройке». За основу нового проек­та эскадренного миноносца для Черного моря было решено взять лучший из проектов эсминцев, уже строившихся для Бал­тийского моря, с внесением в него ряда необходимых улучше­ний и изменений, вытекающих из опыта плавания «Новика». В Записке говорилось, что опыт использования эскадренного миноносца «Новик» дал богатый материал «для выяснения во­проса о плавании больших миноносцев со значительным ходом в открытом море в свежую погоду».

Прежде всего необходимо было улучшить мореходные каче­ства новых кораблей и повысить прочность корпуса, что, в свою очередь, требовало увеличения осадки и водоизмещения. По­скольку главным требованием оставалась высокая скорость, то для ее сохранения необходимо было увеличить мощность меха­низмов. При водоизмещении 1570 т и скорости 35 уз основные размерения предполагалось сохранить такими же, как у эскад­ренного миноносца типа «Изяслав», увеличив осадку до 3,5 м.

На эсминце нового проекта первоначально предусматрива­лись три 102-миллиметровых орудия, одна 47-миллиметровая и две 40-миллиметровые пушки, два пулемета и четыре тройных торпедных аппарата. Еще одно 102-миллиметровое орудие было добавлено в процессе строительства и размещено на кормовом мостике подобно тому, как это было сделано на эскадренных миноносцах типа «Беспокойный».

Разработка проекта нового эсминца для Черного моря была поручена Николаевскому заводу и двум заграничным заво­дам — «Ярроу» и «Торникрофт» в Англии . Иностранные про­екты были рассмотрены в сентябре 1914 г. в МГШ и ГУК и при­знаны неприемлемыми.

Николаевский завод, оставшись без конкурентов, не стал утруждать себя разработкой нового проекта и представил в Морское министерство несколько измененный проект эскадрен­ного миноносца «Беспокойный» с учетом требований по новому

 

составу вооружения и увеличению количества офицеров до 10, а команды до 130 человек. К 1 августа 1914 г. разработка всех чертежей закончилась, и они были отправлены в ГУК для ут­верждения Срок сдачи первых четырех кораблей намечался на март, а остальных — на сентябрь 1916 г.

Северные заводы в распределении заказов на эту серию не участвовали, так как были полностью загружены строитель­ством кораблей для Балтийского моря. Однако война наруши­ла принятый порядок проектирования эсминцев. Они были за­казаны обществу «Наваль—Руссуд».

Первые четыре корабля: «Керчь», «Фидониси», «Гаджибей» и «Калиакрия» — были заложены в начале 1915 г. на двух ста­пелях завода «Наваль», где строились первые эсминцы, и двух стапелях, которые ранее арендовал Невский завод для строи­тельства эсминцев «Поспешный» и «Громкий». Состав вооруже­ния этих эсминцев также изменялся в процессе проектирова­ния и строительства. В докладе морскому министру от 9 марта 1915 г. МГШ предложил вооружать черноморские эсминцы пятью тройными торпедными аппаратами с сохранением трех 102-миллиметровых орудий . Впоследствии пятый аппарат был заменен четвертой 102-миллиметровой пушкой.Темпы строительства этой серии эскадренных миноносцез были гораздо ниже, чем предыдущей. Дело в том, что на предприятиях только что созданного треста «Наваль—Руссуд» строились одновременно четыре линейных корабля, находив­шихся в разных стадиях готовности: «Императрица Мария», «Император Александр III», «Императрица Екатерина II», «Император Николай I» и легкие крейсера «Адмирал Нахи­мов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Истомин», «Адмирал Кор­нилов».

В 1915 г. Санкт-Петербургский международный коммерческий банк, фи­нансировавший заводы «Наваль» и «Руссуд», с согласия царя (жена Ни­колая II Александра Федоровна была крупным акционером «Руссуда») объ­единил управление ими, создав тем самым крупнейшую в стране монополи­стическую организацию судостроительной промышленности юга России — трест «Наваль — Руссуд». Полное слияние предприятий произошло в 1916 г. Именно к этому времени относится начало специализации производства — «Наваль» стал строить только судовые механизмы, а «Руссуд» выполнял все корпусные работы.

Нельзя обойти молчанием историю создания крупнейшего судостроитель­ного предприятия юга России — завода «Руссуд»—«Русское судостроитель­ное общество» (ныне завод им. 61 коммунара), который был включен в трест. Получив в бесплатную аренду на 25 лет Николаевское Адмиралтейство и крупный аванс от Морского министерства, администрация завода «Руссуд» срочно приступила к коренной реконструкции верфи. Ей удалось в короткое время создать современное предприятие, пригодное для постройки кораблей любого водоизмещения.

За внешней стороной принятого решения о сдаче в аренду Николаев­ского Адмиралтейства «Руссуду» скрывались более глубокие причины: идея создания «Руссуда» возникла в 1911 г. сразу же после утверждения про­граммы строительства Черноморского флота, когда Санкт-Петербургский ме­ждународный коммерческий банк решил заняться судостроением. Многие видные деятели Морского министерства и члены царской фамилии стали акционерами нового общества. Поэтому банк не ограничился арендой Нико­лаевского Адмиралтейства и начал широко использовать инженерно-техниче­ские кадры с казенных заводов. Так, не имея еще ни собственных инженерно- технических кадров, ни производственной базы, «Руссуду» удалось получить заказ на строительство двух линейных кораблей («Императрица Мария» и «Император Александр III»), а заводу «Наваль», обладавшему мощной про­изводственной базой, пришлось довольствоваться заказом только на один ли­нейный корабль («Императрица Екатерина II»),

Спуск первых четырех эсминцев состоялся на заводе «На-* валь—Руссуд» в мае («Керчь», «Фидониси») и в августе («Гад- жибей» и «Калиакрия») 1916 г. На освободившихся стапелях были сразу же заложены следующие четыре корабля — «Зан- те», «Цериго», «Корфу» и «Левкас». Первые четыре корабля вступили в строй в 1917 г., в том же году со стапелей сошли эсминцы «Цериго» и «Занте». Эскадренный миноносец «Цери­го» был достроен и вошел в строй в 1919 г.

Гражданская война и интервенция не позволили достроить эсминец «Занте», а «Корфу» и «Левкас» так и остались стоять на стапелях. В советское время эти три эсминца были дострое­ны и вошли в состав флота в 1927—1928 гг. В эти же годы были достроены два эсминца «Капитан Белли» и «Капитан Керн»,

В ходе войны была предпринята попытка построить еще 12 кораблей так называемой второй Ушаковской серчи. 19 октября 1914 г, контр-адмиралу А. А. Данилевскому была направлена телеграмма из ГУКа: «Для решения вопроса о по­стройке следующих миноносцев для Черного моря прошу в не­дельный срок прислать ваши соображения относительно мино­носцев «Наваля»: отзыв о них, замечания и желательные улучшения» . Постановлением Адмиралтейств-совета от 5 нояб­ря 1915 г., согласованным с командующим Черноморским фло­том, на эсминцах второй Ушаковской серии предусматривалась установка четырех 102-миллиметровых орудий, одной 3-дюймо­вой противоаэропланной пушки и четырех тройных торпедных аппаратов .

Контракт на постройку 12 эсминцев для Черного моря был заключен с трестом «Наваль — Руссуд» в 1916 г. Временное правительство, рассматривая вопрос о строительстве этих ко­раблей, 14 октября 1917 г. постановило достроить четыре эсмин­ца, четыре корабля законсервировать и четыре ликвидировать вообще. Но ни один из оставшихся кораблей построить не удалось.

Таким образом, в течение 1913—1917 гг. на Балтийском море вступило в строй 17 (включая «Новик») и на Черном море 14 эсминцев-«новиков». Если бы были построены все корабли (линкоры, крейсера и эсминцы), предусмотренные программа­ми 1908—1912 гг. и 1912—1916 гг., то русский флот представлял бы собою значительную силу, пригодную не только к оборони­тельным, но и к наступательным действиям на море. Однако, как и все предыдущие русские судостроительные программы, эти программы тоже оказались незаконченными. В частности, на Балтике остались недостроенными 20 эсминцев, на Черном море 3 эсминца, не считая 12 эсминцев второй Ушаковской серии. После гражданской войны часть недостроенных кораблей была разобрана и использована для достройки других кораблей или продана на слом.

Такова история проектирования и постройки турбинных эс­минцев русского флота, которые разрабатывались по единым техническим условиям, утвержденным Морским министерством. Эти условия лишь видоизменялись в зависимости от предпола­гаемого театра военных действий. У эскадренных миноносцев постройки 1914—1917 гг.—одна основа — проект Путиловского завода, занявший первое место на конкурсе и одобренный

Морским министерством после его корректировки в МТК. И хотя корабли строились различными заводами, следовательно обла­дали определенными особенностями, сходства между ними го­раздо больше, чем отличий. Поэтому можно говорить о созда­нии в этот период серии однотипных эскадренных миноносцев с уникальными тактико-техническими характеристиками. Се­рия русских эсминцев типа «Новик» явилась самой многочис­ленной серией кораблей одного типа, когда-либо строившихся для флота России. Немного подобных примеров дает нам и вся история военного кораблестроения первой четверти XX века.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918