Военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке к началу войны с Японией
После разгрома на западе Германии и ее союзников Япония оказалась один на один с коалицией государств, обладающих самым мощным в мире военно-экономическим потенциалом. Ее же промышленное производство неуклонно сокращалось. Японское правительство понимало трагизм сложившегося положения, однако продолжало рассчитывать путем упорного сопротивления добиться заключения мира на выгодных для себя условиях.
К августу 1945 года вооруженные силы Японии насчитывали более 7 млн. человек, причем 5,5 млн. приходилось на сухопутные войска. Японский флот хоть и понес значительные потери, однако насчитывал в своем составе около 500 боевых кораблей различных классов, в том числе три авианосца, один линейный корабль, три крейсера, 44 эскадренных миноносца и т.д. Кроме того, в составе японского флота находилось свыше трех тыс. сверхмалых подводных лодок типов "кайрю", "корю" и управляемых человеко-торпед типа "кайтен", а авиация насчитывала более 10,5 тыс. самолетов.
В июле 1945 года Япония отклонила требование союзников - СССР, США, Великобритании и Китая - о безоговорочной капитуляции, что привело к эскалации боевых действий, поскольку в создавшихся условиях не представлялось возможным рассчитывать на скорую победу. Для ее достижения необходимо было объединить усилия союзников. Еще в феврале 1945 года на Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании союзники обратились к советской стороне с просьбой о вступлении в войну с Японией. СССР, верный своему союзническому долгу, которым никогда не пренебрегал, согласился включиться в борьбу с общим противником через два-три месяца после окончания войны с Германией.
В войне с Японией СССР преследовал вполне справедливые цели:
<!-- [if !supportLists]-->- <!--[endif]-->ликвидировать последний очаг агрессии и ускорить окончание Второй Мировой войны;
<!-- [if !supportLists]-->- <!--[endif]-->изгнать захватчиков из Китая, Монголии и Северной Кореи;
<!-- [if !supportLists]-->- <!--[endif]-->вернуть исконно русские земли - Южный Сахалин и Курильские острова.
Известно, что на Курильских островах наши соотечественники появились еще в середине XVII века и тогда же начали их заселять. Остров Сахалин был обследован Крузенштерном в 1805 году и объявлен владением Российской империи. В 1855 году по Симодскому договору к Японии отошла малая Курильская гряда, а в 1875 году все Курильские острова. Все это стало возможным в результате неудачного для России исхода Восточной (Крымской) войны (1853-1856). Южный Сахалин отошел к Японии в результате поражения России в русско-японской войне (1904-1905).
К августу 1945 года англо-американские вооруженные силы овладели большинством островов Тихого океана, Филиппинами, Бирмой и вышли на ближние подступы к Японии. Фронт японской обороны проходила по линии: Курильские острова, острова метрополии, острова Бонин, Волкано, Рюкю, Тайвань и далее к юго-западным районам Китая.
Летом 1945 года американцы, захватив Окинаву, вышли на ближние подступы к Японии, что позволило усилить бомбардировки ее территории. В августе ядерные бомбы были сброшены на города Хиросима и Нагасаки. Понятно, что никакой военной необходимости в этом не было.
Советским вооруженным силам, которым предстояло вести боевые действия в Маньчжурии, Северной Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах, то есть на фронте протяженностью более 6 тыс. километров, противостояла Квантунская армия, насчитывавшая 443 тыс. человек, 1155 танков и самоходных орудий, до 1800 самолетов. А всего группировка неприятельских войск, развернутая в Маньчжурии, Монголии и Корее насчитывала вместе с войсками марионеточных государств Маньчжоу-Го, Внутренней Монголии, а также Суйюаньской армейской группы более 880 тыс. человек. Вдоль границ с СССР было построено 17 укрепрайонов и свыше 4500 дотов.
Группировка Советских войск на Дальнем Востоке включала Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные фронты, насчитывавшие в своем составе 1747465 человек, 29835 артиллерийских орудий и минометов, 5250 танков и самоходных установок и 5171 самолет.
Главнокомандующим войсками на Дальнем Востоке был назначен маршал Советского Союза А.М.Василевский, заместителем главнокомандующего по флоту - нарком ВМФ адмирал флота Н.Г.Кузнецов. Цель проведения компании - разгромить главную ударную силу Японии - Квантунскую армию, освободить территорию Маньчжурии, Монголии, Северной Кореи, Южный Сахалин и Курильские острова. В случае отказа японского правительства от безоговорочной капитуляции перенести совместно с союзниками боевые действия на территорию Японии.
Подготовка к войне с Японией началась в феврале 1945 года, практически сразу после окончания Крымской конференции. До начала боевых действий была проделана большая и сложная работа. Достаточно сказать, что на Дальний Восток в течение короткого времени было переброшено до 30 дивизий, огромное количество боевой техники и боеприпасов.
Решение Советского правительства о вступлении в войну против Японии было объявлено 8 августа 1945 года, то есть, как и было обещано союзникам, через три месяца после окончания войны с Германией.
Подготовка и развертывание сил Тихоокеанского флота
Тихоокеанский флот, созданный в 1935 году из Морских сил Дальнего Востока, подошел к войне с Японией вполне боеготовым. Основные силы флота базировались на главную военноморскую базу Владивосток. Кроме того, в состав флота входили: Северная Тихоокеанская флотилия с базами в Совгавани и Де-Кастри, Петропавловская военно-морская база, а также военно-морские базы Владимиро-Ольгинская и Николаевск-на-Амуре.
К началу военной компании на Дальнем Востоке в состав Тихоокеанского флота входили: два крейсера, один лидер эскадренных миноносцев, 10 эскадренных миноносцев, два миноносца, 19 сторожевых кораблей, 78 подводных лодок, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 40 морских охотников за подводными лодками, 204 торпедных катера и 1549 самолетов морской авиации. Командовал флотом адмирал И.С.Юмашев, должность начальника штаба флота занимал вице-адмирал А.С.Фролов.
В случае начала боевых действий флот должен был решать следующие задачи:
<!-- [if !supportLists]-->- <!--[endif]-->содействовать наступлению левого фланга войск 1-го Дальневосточного фронта на приморском (корейском) направлении;
<!-- [if !supportLists]-->- <!--[endif]-->нарушать морские сообщения противника;
<!-- [if !supportLists]-->- <!--[endif]-->защищать свои морские коммуникации;
<!-- [if !supportLists]-->- <!--[endif]-->во взаимодействии с войсками 1-го Дальневосточного фронта оборонять побережье с моря.
Оборона побережья Татарского пролива и Охотского моря возлагались на Северную Тихоокеанскую флотилию (командующий вице-адмирал В.А.Андреев). Оборона побережья Камчатки - на Петропавловскую военно-морскую базу (командующий капитан 1 ранга Д. Г. Пономарев).
Если сравнивать японский и советский Тихоокеанский флоты, то на стороне первого было абсолютное превосходство в авианосцах и линейных кораблях (которых на Тихоокеанском флоте просто не было), примерное равенство в крейсерах и почти 14-ти кратное превосходство в эскадренных миноносцах. По подводным лодкам (без сверхмалых) и торпедным катерам соотношение было в пользу Тихоокеанского флота. При этом основные силы японцев были скованы действиями мощного американского флота. Поэтому появление в советских водах, в условиях господства нашей авиации, крупных надводных кораблей противника справедливо считалось маловероятным.
В ночь с 8 на 9 августа 1945 года Тихоокеанский флот перешел на оперативную готовность №1 и провел развертывание сил для ведения боевых действий. Директива Ставки Верховного главнокомандования определила срок их начала - утро 9 августа.
В соответствие с предварительным планом на позициях было развернуто 12 подводных лодок. Заблаговременно, 5 августа, были определены зоны действий морских, воздушных и сухопутных сил США и СССР. Разграничения между зонами проходили в Японском море в удалении от материка на 90-120 морских миль, а в Тихом океане и Беринговом проливе в 15-20 милях от советского побережья. Это в значительной степени ограничивало действия наших подводных лодок, которые, действуя методом крейсерства в ограниченном районе, добились небольших успехов, потопив два транспорта противника.
Американцы боевых действий в Японском море практически не вели, ограничившись постановкой мин у портов Северной Кореи (около 800 единиц). При этом координаты минных заграждений советскому командованию своевременно сообщены не были, что привело к гибели нескольких кораблей и судов Тихоокеанского флота. При отсутствии четкого взаимодействия такое, к сожалению, случается.
Действия морской авиации, осуществлявшей крейсерство небольшими тактическими группами, было затруднено из-за неблагоприятных погодных условий (туман, сильный ветер). Тем не менее, морскими летчиками на коммуникациях были уничтожены пять неприятельских транспортов и один боевой корабль, а в портах и базах Северной Кореи до 20 транспортных средств противника. При этом боевые потери составили 38 самолетов различных типов.
Задача защиты морских сообщений решалась путем постановки оборонительных минных заграждений на подходах к военно-морским базам, портам и в Татарском проливе. Всего было выставлено 1788 мин и 170 минных защитников. Кроме того, с началом боевых действий запретили плавание одиночных судов и ввели систему конвоирования. Всего за период боев было проведено 29 конвоев в составе 81 транспорта, при этом перевезено 38 тыс. человек и 130 тыс. тонн различных грузов.
Тихоокеанский флот в Южно-Сахалинской наступательной операции
В период с 11 по 25 августа 1945 года войсками 16-й армии (командующий генерал- лейтенант Л. Г. Черемисов) 2-го Дальневосточного фронта совместно с Северной Тихоокеанской флотилией была проведена операция по освобождению Южного Сахалина. Это стало возможным благодаря крупному успеху Советских вооруженных сил в Маньчжурии, достигнутому уже в первые дни войны.
Для проведения операции был привлечен 56-й стрелковый корпус, 113-я стрелковая бригада, 365-й отдельный батальон морской пехоты и до 30 кораблей и катеров Тихоокеанского флота. Поддержку с воздуха осуществляла 255-я авиационная дивизия (до 106 самолетов) и авиация флота (80 самолетов). Замысел операции заключался в том, чтобы одновременными ударами сухопутных войск и высадкой морского десанта овладеть южной частью острова.
Южный Сахалин обороняла 88-я японская пехотная дивизия, дислоцированная на рубеже Котонского укрепленного района имевшего протяженность 12 километров по фронту и до 30 километров глубиной. Всего на Южном Сахалине насчитывалось до 20 тыс. японских солдат и офицеров и около 10 тыс. резервистов.
Боевые действия начались прорывом Катонского укрепрайона сухопутными войсками. Противник оказал ожесточенное сопротивление. Наступление осложнялось непростыми условиями лесисто-болотной и горной местности, а также почти полным отсутствием дорог.
Северной Тихоокеанской флотилии была поставлена задача, силами морского десанта овладеть портами Торо (Шахтерск), Эсутору (Углегорск), Отомари (Корсаков) и Маока (Холмск).
16 августа в разгар боев на рубеже Котонского укрепрайона Северная Тихоокеанская флотилия высадила десант в составе стрелковой бригады и батальона морской пехоты в тылу обороняющегося противника - в порту Торо. Десант при поддержке корабельной артиллерии и авиации к исходу дня захватил порт. 17 августа десантные части вышли на подступы к порту Эсутору, куда в этот же день была высажена с кораблей пулеметная рота. К исходу дня десантники овладели районами портов Торо и Эсутору, перерезали железную дорогу и вынудили японские войска, оборонявшиеся на позициях Котонского укрепрайона, начать отступление.
Самый многочисленный морской десант, около 3,5 тыс. человек, был высажен 20 августа кораблями Северной Тихоокеанской флотилии в порту Маока. В обеспечении этой высадки участвовали сторожевой корабль, минный заградитель, четыре тральщика, семь морских охотников, транспорт и торпедные катера. Командовал высадкой капитан 1 ранга А. И. Леонов, руководил действиями десанта командир 113-й стрелковой бригады полковник И.З.Захаров.
Десант при поддержке корабельной артиллерии и авиации, совершившей 80 самолетовылетов, был высажен прямо на причалы порта и уже во второй половине дня овладел практически всем городом. Японцы, потеряв свыше 300 солдат и офицеров убитыми и до 600 пленными, отступили вдоль шоссейных и железных дорог вглубь острова.
Для того чтобы лишить японские войска возможности эвакуации, было принято решение о высадке десанта в порту Отомари, на восточном побережье Сахалина. Порт был хорошо укреплен, поскольку являлся военно-морской базой японского флота.
Утром 25 августа кораблями Северной Тихоокеанской флотилии в Отомари была высажена бригада морской пехоты, которая совместно с подошедшей 113-й стрелковой бригадой к 10 часам захватила порт и заставила японский гарнизон, насчитывавший 3400 солдат и офицеров, сложить оружие и сдаться в плен.
К исходу дня 25 августа в освобожденный десантниками район подошли части 56-го стрелкового корпуса 16-й армии. В тот же день советскими войсками был занят административный центр Южного Сахалина город Тойохара (Южно-Сахалинск) и боевые действия на острове практически закончились.
Таким образом, в результате успешного проведения частями армии и флотом ЮжноСахалинской наступательной операции России были возвращены ее исконные земли. Операция была хорошо спланирована и подготовлена, проведена четко и в срок. При этом флот обеспечил быстрое овладение японскими портами, что позволило прервать снабжение и предотвратить эвакуацию войск противника, ускорив его капитуляцию.
Тихоокеанский флот в Курильской десантной операции
Курильский архипелаг простирается на 640 морских миль и насчитывает более 100 островов, 30 из которых - крупные. Архипелаг занимает исключительно выгодное географическое положение, что давало японцам возможность контролировать выход советских кораблей в океан и наращивать здесь силы для возможного захвата Камчатского полуострова.
Острова были очень сильно укреплены. Здесь находилось девять аэродромов, военноморские базы Катаока и Касивабара, береговые артиллерийские батареи, береговые укрепленные пункты обороны и гарнизон, насчитывавший более 80 тыс. солдат и офицеров.
Проведение Курильской десантной операции предусматривало первоначальную высадку десанта на остров Шумшу. Она была возложена на Камчатский оборонительный район (командующий генерал-майор А.Р.Гнечко, ему же поручалось руководство операцией) и Петропавловскую военно-морскую базу. Командир базы капитан 1 ранга Д.Г.Пономарев руководил высадкой десанта. Командовал десантом генерал-майор П.И.Дьяков - командир 101-й стрелковой дивизии.
Для проведения операции было выделено два стрелковых полка, которые должны были высадиться в первом эшелоне десанта и артиллерийский полк, высаживавшийся во втором эшелоне. В передовой отряд был назначен батальон морской пехоты. Всего в десантировании участвовало 8824 человека.
Для перевозки десанта и обеспечения его высадки были сформированы: отряд транспортов и высадочных средств, отряд охранения, отряд траления и отряд артиллерийской поддержки - всего 64 корабля и судна.
Согласно замыслу операции главный удар предполагалось нанести в северо-восточной части Шумшу. Остров оборонял японский гарнизон численностью 8,5 тыс. человек и не менее 60 танков. Помимо отряда кораблей артиллерийскую поддержку десанту оказывала береговая батарея, дислоцировавшаяся на мысе Лопатка (южная оконечность Камчатского полуострова). Для обеспечения перехода десанта морем в районе Второго Курильского пролива была развернута подводная лодка Л-8.
17 августа десантный отряд под прикрытием авиации вышел из Петропавловска- Камчатского. Береговая артиллерия с мыса Лопатка нанесла удар по противодесантной обороне противника на острове Шумшу.
На рассвете 18 августа передовой отряд десанта при мощной артиллерийской поддержке береговой и корабельной артиллерии, преодолевая отчаянное сопротивление противника, успешно высадился на северо-восточное побережье острова Шумшу. В этих условиях исключительно важное значение имел высокий темп высадки. Передовому отряду, во что бы то ни стало, необходимо было "зацепиться" за берег и занять здесь плацдарм, чтобы обеспечить высадку первого и второго эшелонов десанта. Моряки-тихоокеанцы проявили упорство, массовый героизм и мужество, успешно решив эту сложную задачу.
Через полтора часа после высадки передового отряда, началось десантирование войск первого эшелона, а еще через час - второго. Поддержку десанта с воздуха осуществляла штурмовая и бомбардировочная авиация. Вырвавшись на оперативный простор, десантники развернули наступление вглубь острова.
Пять дней на острове шли ожесточенные бои. Только исчерпав все ресурсы, 23 августа гарнизоны островов Шумшу и Парамушир капитулировали. Более 12 тыс. японских солдат и офицеров было взято в плен.
К концу августа силы Камчатского оборонительного района и Петропавловской ВМБ заняли всю северную гряду островов, включая остров Уруп, а силы Северной Тихоокеанской флотилии ко 2 сентября - остальные острова, расположенные к югу. Японские гарнизоны этих островов сопротивления практически не оказали.
Всего было взято в плен около 60 тыс. солдат и офицеров, захвачено 60 танков, более 300 артиллерийских орудий и минометов.
Особенность Курильской десантной операции в том, что она была подготовлена в исключительно короткие сроки. При этом было грамотно выбрано направление главного удара и отлично организовано взаимодействие всех сил. Для операции характерен исключительно высокий темп высадки десанта, который в немалой степени обуславливался использованием специальных десантных кораблей.
Тихоокеанский флот успешно справился со всеми поставленными перед ним задачами. Родина высоко оценила подвиг моряков. Более 30 тыс. были удостоены боевых правительственных наград, а 52 тихоокеанца стали Героями Советского Союза, причем старший лейтенант В.Н.Леонов был удостоен второй Золотой Звезды. 16 кораблей, частей и соединений флота были награждены орденом Красного Знамени, 19 преобразованы в гвардейские, а 13 получили почетные наименования.
В целом, вклад Советского Союза в дело победы над общим врагом невозможно переоценить. Верный своему союзническому долгу СССР в кратчайший срок провел колоссальную по масштабам подготовку и вступил в войну на Дальнем Востоке на стороне союзников. Это окончательно подорвало способность Японии к продолжению боевых действий и предотвратило возможность ответа на американскую ядерную бомбардировку применением бактериологического оружия. Если бы СССР не вступил войну на Дальнем Востоке, то по расчетам союзников Япония вполне могла не сложить оружия до 1946-1947 гг., при этом потери союзных войск исчислялись бы сотнями тысяч.