История Русского флота

История Русского флота.

 


Воюют „новики"-черноморцы

Автор: russiaflot от 18 января 2014


Военные действия на Черном море начались 22 июня 1941 г. В 3 ч 15 мин немецкая авиация произвела налег на главную базу Черноморского флота Севастополь и города Одессу и Измаил. Одновременно подверглись артиллерийскому обстрелу населенные пункты и иоргы на Дунае.К началу войны гитлеровцы своего флота на Черном море не имели и рассчитывали использовать румынский, располага­вший 4 эскадренными миноносцами, 3 миноносцами, 1 подвод­ной лодкой, 3 торпедными катерами, 3 канонерскими лодками, 2 минными заградителями и вспомогательными судами

Советский Черноморский флот (командующий — вице-адми­рал Ф. С. Октябрьский) в начале войны насчитывал 1 линкор, 6 крейсеров, 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерские лодкн, 2 сторожевых корабля, 1 минный загра­дитель, 15 тральщиков, 84 торпедных катера, 10 катеров-охот­ников и вспомогательные суда 2.

В составе эскадры Черноморского флота находилось пять «новиков», входивших в 1-й дивизион эскадренных миноносцев: «Незаможник», «Фрунзе», «Железняков» (бывш. «Петров­ский»), «Дзержинский», «Шаумян».

Уже 23 июля 1941 г. эскадренный миноносец «Шаумян» и тральщик «ТЩ-27» ставили минное заграждение в районе Су- лина. Они поставили 70 мин. На обратном пути в базу «Шау­мян» был атакован тремя бомбардировщиками противника. Бомбы упали за кормой на расстоянии 60 м. От сотрясе­ния при их взрыве три кормовых орудия вышли из строя.

1

 

10 августа 1941 г. немецко-румынские войска вышли на под­ступы к Одессе и отрезали ее с суши. Враг имел значительное преимущество в живой силе и технике. Однако фашистам не удалось с ходу взять город. Мужественные защитники Одес­сы— воины Приморской армии, моряки-черноморцы, жители героического города — оказали противнику упорное сопроти­вление.

Для поддержки Приморской армии приказом народного комиссара ВМФ от 6 августа 1941 г. был сформирован специ­альный отряд кораблей северо-западного района, в который в числе других кораблей вошли эскадренные миноносцы «Не­заможник» и «Шаумян». Огнем своих четырехдюймовых ору­дий они поддерживали линию обороны 1-го морского полка у деревни Григорьевка, куда рвались части противника. Умело корректировал огонь «Шаумяна» мичман Г. Д. Юрии. Против­ник вынужден был отойти к северу, артиллерия кораблей под­била 12 вражеских танков

Начиная с 13 августа в течение двух недель корабли отря­да поддержки поочередно вели огонь по врагу с моря. «Жур­нал боевых действий» эскадренного миноносца «Незаможник» свидетельствует:

«25 августа.

14 ч 40 мин Вели огонь по скоплению противника в совхозе Ильичевка. Противник рассеян. 26 августа.

10 ч 43 мин Вели огонь по огневым точкам и скоплениям войск противника на северо-восточной окраине Ильичевки. Противник отошел на новые позиции.

Только за 25 и 26.08 было выпущено по врагу 616 фугасных снарядов.

28августа.

20 ч 00 мин Огонь по минометной батарее противника в районе линии фронта у совхоза Ильичевка. Батарея уничтожена.

29августа.

19 ч 20 мин Огонь по артиллерийским и минометным батареям и живой силе врага в районе линии фронта у Ильичевки. Батареи про­тивника подавлены» .

22 августа в Одессу из Севастополя для поддержки ар­тиллерийским огнем защитников города прибыли крейсер «Красный Крым» и эскадренные миноносцы «Фрунзе» и «Дзержинский». В этот же день эсминец «Фрунзе» (командир — капитан-лейтенант П. А. Бобровников) получил приказание обстрелять противника в районе селений Свердловка и Чебанка вблизи Одессы. Эскадренный миноносец выполнил это задание, несмотря на активное противодействие береговых батарей про­тивника. По расположению вражеских войск было выпущено 140 снарядов.28 августа крейсер «Червона Украина», лидер «Ташкент», эскадренные миноносцы «Смышленый», «Фрунзе», «Шаумян» и канонерская лодка «Красная Грузия» поддерживали артил­лерийским огнем части восточного сектора обороны Одессы в районе деревень Ильинка, Чебанка, Новая Дофиновка, Гиль- дендорф. Корабли под командованием контр-адмирала Д. Д. Вдовиченко успешно выполнили поставленную перед ними задачу. Метким огнем они заставили замолчать батарею противника, которая обстреливала Одессу. Умело маневрируя и прикрываясь дымовыми завесами, вел контрбатарейную борь­бу с вражеской артиллерией.эскадренный миноносец «Фрунзе». Один тяжелый снаряд попал в корабль, на стыке борта и па­лубы в районе машинного отделения образовалась пробоина. Механизмы не были повреждены. Пробоину моряки быстро заделали. Осколками снаряда был убит один и ранено четыре моряка, в том числе командир корабля П. А. Бобровников, который не покинул мостика до окончания операции.

Обстановка под Одессой все более осложнялась. Чтобы по­мочь осажденным войскам, командование флотом решило в ночь на 22 сентября высадить в тылу врага в районе деревни Григорьевка морской десант в составе полка морской пехоты. Руководил операцией командующий эскадрой контр-адмирал Л. А. Владимирский. Высадка десанта возлагалась на отряд кораблей, в который вошли крейсера «Красный Кавказ» (под флагом командира высадки) и «Красный Крым», эскадренные миноносцы «Бойкий», «Безупречный» и «Фрунзе». Командова­ние отрядом возлагалось на командира бригады крейсеров ка­питана 1 ранга С. Г. Горшкова.

Ранним утром 21 сентября командующий эскадрой вышел из Севастополя на эсминце «Фрунзе», чтобы согласовать с ко­мандующим Одесским оборонительным районом план взаимо­действия при высадке десанта. В 14 ч, находясь в районе Тендровской косы, сигнальщики «Фрунзе» обнаружили горя­щую канонерскую лодку «Красная Армения». В нее попала вражеская авиабомба. Эсминец быстро пошел на сближение с терпящим бедствие кораблем, открыв огонь одновременно из орудий всех калибров по самолету, который .заходил со сто­роны солнца для повторной атаки. Отразив атаку фашистского бомбардировщика, моряки эсминца «Фрунзе» спустили шлюпку и начали спасенне людей, плавающих неподалеку от канонер­ской лодки. В этот момент на корабль налетело девять юнкер- сов. Эсминец резко повернул в море и увеличил скорость. Но вражеские самолеты догнали его и начали бомбить. Зенит­чики под командованием мичмана Бойко вели ответный огонь. Командир эсминца В. Н. Ерошенко едва успевал подавать команды, чтобы корабль мог уклоняться от бомб. Четвертому пикировщику удалось сбросить свой смертоносный груз у бор­та в районе полубака корабля. Взрывной волной и градом осколков разрушило часть ходового мостика. Были убиты ко* миссар корабля, батальонный комиссар Д. С. Золкин, почти всех находившихся в ходовой рубке, в том числе контр-адми­рала Л. А. Владимирского, командира корабля и его помощ­ника, ранило. К штурвалу управления рулем, несмотря на ра­нение, встал сам командир корабля.

Атаки пикировщиков следовали одна за другой. Очередная бомба попала в палубу эсминца рядом с четвертым орудием. Корабль еще раз сильно встряхнуло, и он резко осел кормой в воду. Вышли из строя правая машина, машинный телеграф и рулевое управление. Эсминец «Фрунзе» начал медленно опи­сывать циркуляцию. В машинном и румпельном отделениях, в кормовом кубрике аварийные команды, задыхаясь от дыма и пара, сражались за жизнь корабля. С громадным трудом им удалось ввести в строй правую машину.

И снова налет. Еще девять фашистских стервятников шли в атаку на израненный корабль, на котором уже был пол­ностью израсходован боезапас зенитных пушек. Но команда успела вывести эсминец на мелкое место в районе Тендровской косы. Едва героический эсминец коснулся грунта, к нему по­дошел буксир «ОП-2». В тот же момент раздались взрывы бомб. Одна из них разорвалась в корме буксира. Он стал осе­дать в воду, а потом, накренившись на левый борт, лег на грунт. Часть моряков добралась вплавь до Тендровской косы, оставшихся на полузатонувшем «ОП-2» снял в 17 ч 30 мин тор­педный жатер. Из команды «Фрунзе» спаслось 110 человек, по­гибло около 50.

Неравный бой с врагом длился около 2 ч, экипаж корабля вел себя смело, никто не посрамил революционные традиции эсминцев-«новиков» Черноморского флота.

Дальнейшее руководство операцией было возложено на ка­питана 1 ранга С. Г. Горшкова.

В ночь на 22 сентября корабли благополучно прибыли в назначенный район. Крейсера и эскадренные миноносцы откры­ли огонь по позициям противника, и вслед за этим к берегу направились барказы и шлюпки с десантом. Почти одновремен­но в тыл противника был сброшен отряд парашютистов — 23 военных моряка во главе со старшиной А. Кузнецовым.

Через полчаса первые подразделения десантников достигли берега и с ходу вступили в бой. Они освободили Григорьевку и расчистили путь остальным десантникам.

Противник оказывал сильное противодействие, используя только что переброшенные на Черноморский театр из района Средиземного моря пикирующие бомбардировщики «Ю-87». Главными целями их атак были эскадренные миноносцы «Бой­кий», «Беспощадный» и «Безупречный». Корабли, несмотря на удары вражеской авиации, вели сокрушительный огонь по по­зициям противника.Утром 22 сентября войска Одесского оборонительного райо­на перешли в наступление в восточном секторе. Комбинирован­ный удар сухопутных войск, авиации и морского десанта закон­чился разгромом двух вражеских пехотных дивизий.

Противник потерял убитыми, ранеными и пленными около 6 тыс. солдат и офицеров и оставил плацдарм, с которого об­стреливал город и ближайшие фарватеры. Корабли и суда получили возможность входить в порт и выходить из него, не опасаясь прицельного артиллерийского огня.

Оборона Одессы, в ходе которой враг потерял 160 тыс. сол­дат и офицеров, огромное количество оружия п боевой техни­ки, длилась 73 дня, но одолеть осажденный гарнизон противник так и не смог.

30 сентября 1941 г. в связи с угрозой потери Крымского полуострова, а следовательно и главной базы Черноморского флота — Севастополя, Ставка Верховного Главнокомандования решила эвакуировать войска Одесского оборонительного района ц ими усилить оборону Крымского полуострова

Эвакуация проходила с 1 по 15 октября. Суда с войсками п грузами па борту отправлялись в Севастополь. Операция про­ходила скрытно, соблюдалась строжайшая маскировка транс­портов и кораблей на переходах морем и в базе.

В перевозках войск морем и охранении конвоев вместе с другими кораблями эскадры участие принимали эсминцы «Не­заможник», «Шаумян», «Дзержинский». За период 1 —15 ок­тября 1941 г. из Одессы было эвакуировано до 80 тыс. бойцов и командиров Приморской армии и Одесской военно-морской базы, 15 тыс. жителей, большое количество боевой техники и грузов.

Яркой страницей в боевую летопись Военно-Морского Фло­та СССР вошла 250-дневная оборона Севастополя в 1941 — 1942 гг. В результате беспримерной в истории но героизму и продолжительности эпопеи обороны Севастополя оказалась свя­занной па восемь месяцев трехсоттысячная группировка против­ника, которая не смогла включиться в наступление па юге. Ставка Верховного Главнокомандования в телеграмме защит­никам Севастополя от 12 нюня 1942 г. дала такую оценку дей­ствиям сил, оборонявшим Севастополь: «Самоотверженная борьба севастопольцев служит примером героизма для всей Красной Армии и советского парода» .

Немалый вклад в дело обороны героического города внесли корабли Черноморского флота. Для обороны города был со­здан постоянный корабельный отряд артиллерийской поддерж­ки, в который вошли крейсера «Червона Украина», «Красный

Крым», «Красный Кавказ», эсминцы «Бодрый», «Незаможник», «Шаумян», «Железняков» и «Дзержинский». Отряд возглави­ли начальник штаба эскадры капитан 1 ранга В. А. Андреев и начальник политотдела эскадры полковой комиссар П. В. Спи- ряков.

В декабрьские дни 1941 г., когда враг особенно упорно рвался к Севастополю, была проведена Керченско-Феодосий- ская десантная операция — одна из самых крупных морских десантных операций Великой Отечественной войны. Она нача­лась 26 декабря и продолжалась до 2 января 1942 г. Целью ее было освобождение Керченского полуострова и создание плац­дарма для действия наших войск по снятию блокады Севасто­поля и освобождению Крыма. Главным пунктом высадки десан­та избрали Феодосийский порт, причалы которого позволяли швартовку боевых кораблей с войсками и тяжелой техникой. Командиром отряда высадки был назначен капитан 1 ранга Н. Е. Басистый, военным комиссаром — бригадный комиссар Н. М. Форбитннк.

Вечером 28 декабря из Новороссийска вышел отряд кора­бельной поддержки под командованием капитана 1 ранга В. А. Андреева в составе крейсеров «Красный Кавказ» и «Крас­ный Крым», эскадренных миноносцев «Шаумян», «Незаможник» и «Железняков» с транспортом «Кубань», на борту которых на­ходился передовой отряд десанта в составе более 5 тыс. бой­цов.

В 3 ч ночи 29 декабря отряд корабельной поддержки подо­шел к Феодосии и перестроился в кильватерную колонну. Го­ловным шел эскадренный миноносец «Шаумян». Через 40 мин корабли легли на боевой курс и, уменьшив скорость до 6 уз, открыли огонь по порту Феодосия и селению Сарыголь. Эсмин­цы «Железняков» и «Шаумян» вели огоиь осветительными сна­рядами по порту и узлам обороны противника. После первых ударов кораблей противник подтянул к порту значительные силы и начал огневое противодействие. Советские катера устре­мились к порту. Первым ворвался в Феодосийскую гавань ка­тер «СК.А-0131» (командир — А. Д. Кокарев). Под огнем авто­матчиков противника с катера на защитный мол высадилась штурмовая группа моряков. Она захватила входной маяк и две противотанковые пушки, обратив их огонь против фашистов. Штурмовые группы с других катеров занимали с боем причалы, обеспечивая вход в порт крупным кораблям, на которых нахо­дился передовой отряд десанта.

В 4 ч 40 мин «Шаумян» первым из крупных кораблей во­шел в Феодосийский порт. Вслед за ним в гавань вошли «Же­лезняков» и «Незаможник». «Шаумян» под огнем противника подошел к Широкому молу и начал высадку десанта, которая длилась всего 20 мин. Одновременно эсминец вел огонь по< огневым точкам противника. Вражеским снарядом на нем была

 

сбита грот-мачта. После высадки десанта «Шаумян» вышел на рейд и оттуда продолжал обстреливать батареи противника.

Эскадренный миноносец «Незаможник» при входе в гавань попал под сильный неприятельский огонь. Стремясь вывести корабль из-под обстрела, командир эсминца при подходе к при­чалу приказал увеличить скорость, и корабль ударился носом в стенку, сильно повредив форштевень выше ватерлинии. По инициативе боцмана мичмаиа А. Г. Егорова десант высадился прямо с полубака всего за 16 мин. Затем «Незаможник» отошел на внешний рейд и в 9 ч 15 мин получил приказание следовать в Новороссийск.

В 5 ч 40 мин 29 декабря к стенке в южной части гавани подошел эсминец «Железняков» и начал высадку десанта. Через 20 мин она была закончена. В момент подхода к приста­ни в кают-компании корабля разорвалась вражеская мина, ос­колками которой были убиты семь моряков. После высадки десанта «Железняков» также отошел на рейд.

Крейсер «Красный Крым», отдав якорь на рейде в 2 кабель­товых от Широкого мола, под интенсивным огнем противника высаживал десант с помощью четырех барказов, шести сторо­жевых катеров и тральщика «ТЩ-14».

К 11 ч 30 мин десант первого броска был высажен. Всего боевые корабли отряда корабельной поддержки высадили более 4500 человек, в том числе эскадренные миноносцы «Шаумян» —* 330, «Незаможник» == 289, «Железняков» — 287 человек. За время высадки эсминец «Шаумян» израсходовал 168 снарядов, «Железняков»— 151, «Незаможник»— 168.

Благодаря отлично проведенной высадке десанта в Феодо­сию был обеспечен общий успех всей десантной операции с целью овладения Керченским полуостровом. В связи с намечен­ным на утро 16 января 1942 г. общим наступлением Кавказско­го фронта на Крымском полуострове было решено провести так­тическую десантную операцию в районе поселка Судак, чтобы овладеть Судакской долиной и перерезать дороги, связывающие Судак с Алуштой и Старым Крымом В высадке десанта уча­ствовали два черноморских «новика»: «Железняков» (в составе отряда поддержки) и «Шаумян» (в составе отряда высадки). Операция была проведена 25 января.

В период обороны Севастополя экипажи кораблей эскадры сразу после боя стремились отремонтировать их своими силами, чтобы снова бить врага. Зачинателями этого почина явились коммунисты и комсомольцы эсминцев «Дзержинский», «Неза­можник» и «Шаумян».

Героическая оборона Севастополя требовала непрерывного снабжения его защитников боеприпасами, оружием, продоволь­ствием, топливом, медикаментами. Из осажденного города было необходимо эвакуировать раненых, гражданское население, ма­териальные ценности, а ряды его защитников пополнять новы­ми бойцами. Этот тяжелый военный труд лег на боевые кораб­ли и транспорты Черноморского флота. Эсминцы «Незамож­ник», «Дзержинский», «Шаумян», «Железняков» регулярно охраняли суда, следовавшие в Севастополь. Они не только со­провождали транспорты, но и сами перевозили войска, боепри­пасы, оружие. С января по июнь 1942 г. эти ветераны флота со­вершили в общей сложности 15 рейсов в Севастополь. Каждый такой рейс был не просто боевым походом, а прорывом через минные поля противника под постоянной угрозой атаки со сто­роны подводных лодок, торпедных катеров, авиации.

18 марта крейсер «Красный Крым» и эсминец «Незамож­ник», охранявшие на переходе из Поти в Севастополь танкеры «Серго» и «Передовик», восемь раз были атакованы вражески­ми самолетами, сбросившими на корабли 41 бомбу и одну тор­педу; цели они не достигли. Атаки противника отражала ко­рабельная зенитная артиллерия и прикрывавшая корабли ави­ация флота. На этот раз в героический город было доставлено 3400 т мазута, 1825 т бензина, 39 т моторного масла, более 160 т боеприпасов и 27 т различного продовольствия.

За первые шесть месяцев 1942 г. черноморские эсминцы- «новики» 13 раз оказывали артиллерийскую поддержку войскам Севастопольского оборонительного района. В апреле погиб

1 Годлевский 'Г. Ф., Греч а шок Н. М.{ Коионенко В. М, По­ходы боевые. _М., Воениздат, 1966, с, 130—131, эскадренный миноносец «Шаумян». 13 мая 1942 г. погиб эскад­ренный миноносец «Дзержинский». Он вместе с «Красным Кры­мом» и «Незаможником» перевозил из Новороссийска в Сева­стополь бойцов Приморской армии. В 12 ч 27 мин корабль по­дорвался на мине и затонул. В строю Черноморского флота остались эсмипцы-«новики» «Железняков» и «Незаможник».

В начале августа 1942 г. создалась угроза прорыва немец­ко-фашистских войск на Новороссийском направлении. В связи с этим корабли Черноморского флота начали эвакуацию Ново­российска. В течение месяца «Красный Крым» и «Незаможник» вывезли в Туапсе более 10 тыс. человек и свыше 1000 т грузов.

В сентября 1942 г. народный комиссар ВААФ приказал уси­лить удары корабельной артиллерии по пунктам базирования вражеских войск в Ялте и Феодосии. Активное участие в этих действиях приняли эскадренные миноносцы «Железняков» и «Незаможник». Так, например, для уничтожения плавсредств противника в Феодосийском порту 13 октября из Потп вышли эсминец «Незаможник» и сторожевой корабль «Шквал». В 1 ч 42 мин 14 октября корабли с 57 кабельтовых открыли огонь. Они израсходовали 151 снаряд, было отмечено несколько взры­вов и пожаров. Эти же корабли обстреливали Феодосийский порт 20 декабря 1942 г. Низкая облачность и сильная дымка за­трудняли управление стрельбой и наблюдение за ее результа­тами. Тогда на помощь пришел командир 3-й авиаэскадрильи 5-го гвардейского авиаполка майор Г. Ч. Серниенко. Он на своем самолете снизился над целью до 200 м и вызвал огонь на себя. Эффективность стрельбы сразу повысилась. В порту наблюдали сильные взрывы и пожары.

В ходе Новороссийской десантной операции эскадренные миноносцы «Незаможник» и «Железняков» 4 февраля 1943 г. поддерживали высадку десантной группы в районе Южной Озерейки.

29 апреля «Незаможник» и «Шторм» выполняли задачу по уничтожению базирующихся в Анапе немецких самолетов. Ко­рабли выпустили по аэродромам противника 265 снарядов. Их огнем было уничтожено 6 самолетов и 10 повреждено.

Защитники Севастополя сражались за каждую пядь земли. Они оставили город, дав клятву вернуться в него вновь. В сооб­щении Советского Информбюро от 4 июля 1942 г. в связи с оставлением Севастополя говорилось: «Севастополь оставлен советскими войсками, но оборона Севастополя войдет в исто­рию Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких ее страниц... Беззаветное мужество, ярость в борьбе с врагом и самоотверженность защитников Севастополя вдохно­вляют советских патриотов на дальнейшие героические подвиги против ненавистных оккупантов».

5 ноября 1944 г., накануне 27-й годовщины Великой Ок­тябрьской социалистической революции, эскадра Черноморского

 

флота торжественно вошла в свою главную базу Севастополь. Вместе с эскадрой возвратились и эсминды-«новики» «Неза­можник» и «Железняков». Указом Президиума Верховного Со­вета СССР от 8 июля 1945 г. оба корабля были награждены ор­денами Красного Знамени. Высокая награда Родины — заслу­женная оценка большого ратного труда прославленных кораб­лей в борьбе с фашизмом.

Гитлеровская Германия была повержена, но на Дальнем Востоке еще продолжал полыхать огонь второй мировой войны. Советский Союз, верный союзническому долгу и взятым па себя обязательствам, 8 августа 1945 г. объявил войну империали­стической Японии.

Тихоокеанскому флоту (командующий — адмирал И. С. Юмашев) предстояло противодействовать морским перевозкам противника в Японском море, содействовать наступлению войск 1-го Дальневосточного фронта на Корейском приморском на­правлении и оборонять во взаимодействии с войсками 2-го Дальневосточного фронта советское побережье.

К августу 1945 г. Тихоокеанский флот имел 2 крейсера, 1 лидер эскадренных миноносцев, 12 эскадренных миноносцев (из них два типа «Новик»), 19 сторожевых кораблей, 78 подвод­ных лодок, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 204 торпед­ных катера Два тихоокеанских «новика» — «Войков» и «Ста-

1 Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, с. 511.лин» — прибыли на Дальний Восток в октябре 1936 г., проделав трудный переход Северным морским путем за одну летнюю на­вигацию.

В дни войны с империалистической Японией «Войков» под командованием капитана 3 ранга А. Абызова участвовал в кон­воировании транспортов и высадке десантов в северокорейские порты Сейсин и Гензан.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентяб-. ря 1945 г. за отличное выполнение личным составом боевых за­даний командования «Войков» был награжден орденом Красно­го Знамени.

Эскадренные миноносцы типа «Новик» активно использова­лись в Великую Отечественную войну на всех морских театрах боевых действий как многоцелевые корабли. Они решали такие разнообразные задачи, как артиллерийская поддержка флангов советских войск в обороне военно-морских баз; высадка такти­ческих и оперативных десантов; обеспечение перевозки войск и воинских грузов; нарушение морских сообщений противника, уничтожение его транспортных средств в море и в базах. В ходе войны с фашизмом, до конца выполнив свой долг, погибли 10 эсминцев типа «Новик» из 17. В строю оставались до начала 50-х годов эсминцы «Незаможник», «Железняков» (Черномор-, ский флот), «Карл Либкнехт», «Валериан Куйбышев», «Уриц­кий» (Северный флот), «Сталин», «Войков» (Тихоокеанский флот).

После войны «новики» продолжали нести службу боевых, а затем учебных кораблей.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918