8 ходе боевых действий советско-японской войны 1945 года на море японский и маньчжурский флоты понесли в бассейне Тихого океана, в частности, следующие потери:
9 августа
Грузовой пароход "Икуцу-Го (Ikutsu-Go, Маньчжурия, 1398 брт) потоплен в 16.54 двумя самолетами-торпедоносцами ДБ-Зф из состава 49-го минно-торпедного авиационного полка (АП) 2-й минно-торпедной авиационной дивизии (АД) в Японском море в точке с координатами 40 30' с.ш., 130°18' в.д. (советские данные) или 42° 12' с.ш., 130° 18' в.д. (японские данные).
Грузовая шхуна 1 в 15.15 захвачена в Японском море в районе мыса
1 Здесь и далее в том случае, если потерянная единица — японская, то ее национальная принадлежность в скобках отдельно не указывается.
Кокко (Корея) двумя катерами типа А-1 из состава 1-й бригады торпедных катеров и поспе снятия с нее 3 пленных потоплена (по другим данным — оставлена в море).
Краболовная база (плавучий крабоконсервный завод) "Риуко-Мару № 2" (Riuko Maru № 2, 2230 брт, паровое судно) и еще 59 различных промысловых судов (в том числе — 11 катеров, 3 кавасаки, 37 кунгасов, 8 исабунэ) захвачены силами Ордена Ленина 60-го (Камчатского) морского пограничного отряда Приморского пограничного округа у западного побережья полуострова Камчатка (в частности, "Риуко-Мару № 2" - в районе японского рыбозавода (концессии) № 20, в устье реки Воровская, взято 405 пленных).
10 августа
Эскортный корабль № 82 (см.справку) в 18.10 потоплен тремя самолетами-торпедоносцами ДБ-Зф из состава 3-го минно-торпедного АП 2-й минно-торпедной АД в Японском море в точке с координатами 41°21' с.ш., 131°12' в.д. (или 130° в.д.?).
Справка: № 82 - эскортный корабль японского Императорского ВМФ типа Д. Спущен на воду 18.11.44, вступил в строй 3.2.45. Основные тактико-технические элементы: водоизмещение — 740/940 т, главные размерения - 69,5 х 8,6 х 3 м, мощность паровой турбины - 2500 л.с, скорость максимальная - 17,5 узлов, дальность плавания 14-узло-вым ходом — 4500 миль, вооружение — 2-120-мм и до 16-25-мм орудий, 1 бомбомет, 120 глубинных бомб, экипаж — 120 человек.
Краболовная база (плавучий крабоконсервный завод) "Касадо-Мару" (Kasado Maru, см.справку) затонула в 10.10 в Охотском море в районе японского рыбозавода (концессии) № 75, в устье реки Кихчик (западное побережье полуострова Камчатка) в результате повреждений, полученных предыдущим днем в ходе бомбардировки двумя гидросамолетами МБР-2 из состава 2-го отдельного морского легкобомбардировочного авиационного пограничного полка Приморского пограничного округа, взят 371 пленный.
Справка: "Касадо-Мару" - построен в 1900 году как английский пассажирский пароход "Потоси" (Potosi). В том же году приобретен российским Добровольным флотом и переименован в "Казань". В 1904 году включен в состав 1-й Тихоокеанской эскадры Российского Императорского флота в качестве госпитального судна. В 12.1904 потоплен в Порт-Артуре японской артиллерией. В следующем году поднят японцами и с 12.5.05 временно входил в состав японского Императорского ВМ Ф в качестве военного транспорта. Основные тактико-технические элементы: водоизмещение - 9755 т /6003 или 6029 ? брт, главные размерения - 91,4 х 11,4 х 7 м, мощность паровой машины - 4000 л.с, скорость максимальная - 12 узлов, дальность плавания - 8880 миль.
9 —10 августа
По данным послевоенного обследования советской водолазной разведки, в Юки (ныне - Унги, Корея) советской морской авиацией было
потоплено 5 торговых судов противника. На их потопление претендуют:
- 115-й отдельный морской разведывательный АП - на 1 транспорт 9.8.45;
- 37-й штурмовой АП 12-й штурмовой АД - на 5 транспортов общим водоизмещением 8500 т 9.8.45 и на 1 танкер (10000 т) и 6 транспортов 10.8.45;
По данным послевоенного обследования советской водолазной разведки, в Расине (ныне - Нанджин, Корея) советской морской авиацией было потоплено 5 торговых судов противника. На их потопление претендуют:
- 26-й штурмовой АП 12-й штурмовой АД - на 3 транспорта 9.8.45;
- 33-й бпижнебомбардировочный АП 10-й АД пикирующих бомбардировщиков совместно с 55-м АП пикирующих бомбардировщиков 15-й смешанной АД - на 2 транспорта 9.8.45;
- 4-й и 52-й минно-торпедные АП 2-й минно-торпедной АД — на 2 транспорта общим водоизмещением 1600 т 9.8.45;
- 33-й и 34-й ближнебомбардировочные АП 10-й АД пикирующих бомбардировщиков - на 5 транспортов общим водоизмещением 37000 т 10.8.45;
- 37-й штурмовой АП 12-й штурмовой АД — на 1 танкер водоизмещением 10000 т 10. 8. 45.
10 —11 августа
По данным послевоенного обследования советской водолазной разведки, в Расине катерами 1-й бригады торпедных катеров потоплено 6 торговых судов противника. На их потопление претендуют, в частности, ТК-549 и ТК-550, доложившие о торпедировании 11.8.45 по 1 транспорту каждый.
13 августа
Пароход "Цушима-Мару" (Tsushima Maru) и до 40 рыболовных и вспомогательных судов (в том числе — деревянный моторный катер) захвачены в Сейсине (ныне - Чхонджин, Корея) советскими десантниками.
16 августа
Моторная шхуна потоплена в Сейсине огнем 102-мм артиллерии сторожевого корабля "Метель".
19 августа
В Маоке (ныне - Холмск, остров Сахалин) захвачены:
- вооруженный транспорт и портовые кунгасы - советскими десантниками;
- шхуна и 2 баржи - военным транспортом "Измаил";
- 5 плашкоутов - бортовыми мотоботами временно мобилизованной краболовной базы "Всеволод Сибирцев" (очевидно, что речь идет о японских десантных судах типа "Току-Дай-Хацу", рассчитанных на перевозку 16 т груза (1 средний или 2 легких танка) и имеющих следующие основные тактико-технические элементы: водоизмещение — 20/
36 т, главные размерения - 17,6 х 3,75 х 0,9 м, мощность дизеля - 150 л.с, скорость максимальная — 9 узлов).
Там же еще одна шхуна была повреждена огнем 45-мм артиллерии пограничного сторожевого катера ПК-31 и во избежание гибели выбросилась на берег.
21 августа
Мотобот (рыболовецкий моторный сейнер типа "Кавасаки"?) потоплен в 16.15 огнем 45-мм артиллерии подводной лодки Щ-126 в Японском море у побережья Кореи.
22 августа
Патрульные корабли "Хай-Лун" (Hai Lung), "Хай-Фэн" (Hai Feng) (см.прил. 7), военный транспорт "Рено" (?, советское прочтение неустановленного маньчжурского названия; все — Маньчжурия ) захвачены в Люйшуне (бывший Порт-Артур) советскими десантниками.
3 тральщика (в том числе - Ча-242 (Cha-242, см. справку), 3 транспорта, 1 танкер ВМФ, около 20 моторных шхун армии и ВМФ (в том числе - вспомогательное сторожевое судно Па № 192 (см.справку), большое количество мелких рыболовных судов и плавучих средств (шхуны, кунгасы, джонки, лодки, шлюпки) захвачены в Гензане (ныне — Вонсан, Корея) советскими десантниками.
Справка: Ча-242 - тральщик японского Императорского ВМФ. Построен в период 1939—1944 годов как вспомогательный охотник за подводными лодками Ча-242. В 03.1945 переклассифицирован в тральщик. Основные тактико-технические элементы: водоизмещение - 130/135 т, мощность дизеля — 400 л.с, скорость максимальная — 11 узлов, дальность плавания 10-узловым ходом — 1000 миль, вооружение — 25-мм орудие, 22 глубинные бомбы, экипаж - 22 человека.
Справка: Па № 192 - вспомогательное сторожевое судно японского Императорского ВМФ, построенное в 1945 году на судостроительной верфи фирмы "Фукуока Зосеншо" в Фукуоке (Япония) под стапельным номером "2312". Основные тактико-технические элементы: водоизмещение — 238/250 т, мощность дизеля - 400 л.с, скорость максимальная — 9 узлов, дальность плавания - 3500 миль, вооружение — 4-25-мм орудия, 3-13,2-мм пулемета, 12 глубинных бомб.
Несколько шхун захвачены в Японском море в районе Гензана советскими торпедными катерами.
Транспорт "Дайто-Мару № 49" (Daito Mam № 49) потоплен в 9.57 в Охотском море в районе Абасири (остров Хоккайдо), в точке с координатами 44°05' с.ш., 144°28' в.д. артиллерийским огнем советской подводной лодки (возможно - Л-13).
Транспорт "Тайто-Мару" (Taito Maru, 5950 брт) потоплен в 5.16 в Японском море в 6 милях от Румои (остров Хоккайдо), в точке с координатами 44°04' с.ш., 141°27' в.д. торпедами подводной лодки Л-12, 553 погибших.
Вспомогательная канонерская лодка "Шинко-Мару № 2" (Shinko Maru
№ 2, см. справку) торпедирована в 4.45 в Японском море в районе Румои (остров Хоккайдо), в точке с координатами 44°15' с.ш., 141°26' в.д. подводной лодкой Л-19 и в 9.00 во избежание гибели выбросилась на берег.
Справка: "Шинко-Мару № 2" - вспомогательная канонерская лодка японского Императорского ВМФ. Построена в 1939 году как грузовой пароход "Шинко-Мару" тоннажем 2577 брт. В 1941 году мобилизована в состав ВМФ и переименована в "Шинко-Мару № 2".
23 августа
Эскортный корабль № 75 (см. справку) пропал без вести на театре военных действий на переходе в Майдзуру (остров Хонсю), очевидно, подорвавшись на японской мине у северо-западного побережья этого острова (возможно, что потоплен подводной лодкой Л-19; вышел в море, по различным данным из Отомари (ныне — Корсаков, остров Сахалин), Вакканая или Румои (оба - остров Хоккайдо).
Справка: № 75 - эскортный корабль японского Императорского ВМФ типа С. Спущен на воду и вступил в строй в 1945 году. Основные тактико-технические элементы: водоизмещение — 745/81 0 т, главные размерения - 67,5 х 8,4 х 2,9 м, мощность 2 дизелей - 1900 п.с, максимальная скорость — 16,5 узлов, дальность плавания 14-узловым ходом - 6500 миль, вооружение — 2-120-мм и до 16-25-мм орудий, 1 бомбомет, 120 глубинных бомб, экипаж - 126 человек.
Самоходная баржа захвачена в море десантным судном ДС-2 и отведена в Катаоку (ныне - Байково, остров Шумшу).
22 — 24 августа
В военно-морских базах Катаока (ныне — Байково, остров Шумшу) и Касивабара (ныне - Северо-Курильск, остров Парамушир) советскими десантниками захвачено большое количество десантных судов (самоходных десантных барж) инженерно-понтонного батальона (?) 91-й пехотной дивизии японской Императорской армии (так называемая "Ха-лактырская флотилия"1).
24 августа
Шхуна захвачена в 11.20 во Втором Курильском проливе тральщиком Т-155 и отведена в Катаоку.
25 августа
Несколько самоходных барж захвачено советскими десантниками на Матуа (Курильские острова).
28 августа
Шхуна и 5 самоходных барж захвачены советскими десантниками в бухте Рубецу на Итурупе (Курильские острова). 30 августа
1 Условно называлась советской стороной так потому, что на бортах этих судов были сделаны по-русски надписи "Халактырка" - название местности в районе Петропавловс-ка-Камчатского, где японцами планировался десант сил 91-й дивизии с острова Шумшу.
Самоходные баржи и кунгасы захвачены советскими десантниками на Урупе (Курильские острова).
Примечание. В источниках не указаны точные даты и конкретные места потопления в августе 1945 года в Татарском проливе силами 61-го (Николаевского) морского пограничного отряда Хабаровского пограничного округа еще 3 японских единиц - 2 катеров и 1 шаланды.
Таким образом, потери японского и маньчжурского флотов в бассейне Тихого океана в августе — сентябре 1945 года составили (по неполным данным) 9 боевых кораблей (в том числе — 2 эскортных корабля, 2 патрульных корабля, 1 вспомогательное сторожевое судно, 1 вспомогательная канонерская лодка, 3 тральщика) и более двух сотен вспомогательных, торговых и промысловых судов (в том числе - 26 транспортов, не менее 3 катеров, 25 шхун и 102 прочих промысловых единиц, 14 барж, шаланд и плашкоутов и др.).