В период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов советский флот понес в бассейне Тихого океана следующие безвозвратные потери в корабельном и судовом составе:
1. Краболов "Второй снабженец" (Краболовный трест Народного комиссариата рыбной промышленности СССР (Кработрест), 4159 брт) - 26 июня 1941 года погиб в результате навигационной аварии в проливе Лаперуза (посадка на рифы скалы Камень Опасности).
2. Портовый ледокол "Казак Поярков" (Владивостокский торговый порт Дальневосточного Государственного морского пароходства Народного комиссариата морского флота СССР (ДГМП), 1916 года постройки, 679 т/1035 брт) - 25 июля 1941 года погиб, подорвавшись на советской мине в Японском море в районе мыса Южный (бухта Ольга), 30 погибших членов команды.
3. Краболов "Тунгус" (Кработрест, 4159 брт) - в июле 1941 года погиб подорвавшись на советской мине в Японском море в районе мыса Поворотный, 22 погибших члена команды.
4. Подводная лодка М-49 (Тихоокеанский флот (ТОФ), XII серия, 1939 г. 203/254 т) — в период между 10 и 16 августа 1941 года погибла, подорвавшись на советской мине в районе Владивостока в заливе Посьет, в точке с координатами 42°8' с.ш., 131°З8' в.д. со всеми находившимися на борту (21 член экипажа во главе с командиром старшим лейтенантом И.В.Сивориновским и 1 курсант).
5. Подводная лодка М-63 (ТОФ, XII серия, 1940 г., 203/254 т) - в период между 10 и 17 августа погибла, подорвавшись на советской мине в районе Владивостока в заливе Посьет, в точке с координатами 42°10' с.ш., 132°27' в.д. со всеми находившимися на борту (20 членов экипажа во главе с командиром старшим лейтенантом Б.С.Капициным и командир 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок ТОФ капитан-лейтенант А.П.Копий).
6. Грузопассажирский пароход "Кречет" (ДГМП, 1899 г., 2263 брт) -14 декабря 1941 года потоплен в Гонконге японской армейской артиллерией.
7. Грузовой пароход "Перекоп" (ДГМП, 1922 г., 2493 брт) - 18 декабря 1941 года потоплен в Южно-Китайском море в районе островов Натуна (Нидерландская Ост-Индия), в точке с координатами 4°50' с.ш., 106°30' в.д. японской морской авиацией берегового базирования, 8 погибших членов команды.
8. Танкер "Майкоп" (ДГМП, 1929 г., 1846 брт) - 26 декабря 1941 года затоплен своей командой в бухте Сарангли залива Давао (Минда-
нао, Филиппинские острова) после тяжелых повреждений, нанесенных судну 14-го и 21-го числа японской морской авиацией берегового базирования.
9. Спасательное судно "Республика" (Владивостокский торговый порт ДГМП) - в декабре 1941 года погибло в результате столкновения со спасаемым пароходом "Ола" в Японском море в районе острова Ас-копьд, 3 погибших члена команды (в том числе — капитан судна — по различным данным П.Е.Бурчик или Г.А.Лещетный).
10. Грузовой пароход "Турксиб" (ДГМП, 1922 г., 3160 брт) - 20 апреля 1942 года погиб в проливе Унимак (Алеутские острова) в результате навигационной аварии (посадка на камни).
11. Грузовой пароход "Ангарстрой" (ДГМП, 1927 г., 4761 брт) - 1 мая 1942 года потоплен в Восточно-Китайском море в 32 милях юго-западнее Кюсю (Японские острова), в точке с координатами 31°55'с.ш., 127°42' в.д. американской подводной лодкой СС-210 "Гренадир" (SS-210 "Grenadir").
12. Грузовой пароход "Симферополь" (ДГМП, 1912 г., 2696 брт) -официально числится "потерянным с 1 декабря 1942 года" (к 7 декабря 1941 года находился на ремонте в Гонконге; предположительно конфискован японскими властями в качестве компенсации за пассажирский пароход "Кэхи-Мару" (Kehi Maru), потерянный 5 ноября 1941 года в Японском море на переходе из Сейсина (ныне — Чхонджин, Корея) в Цуругу (остров Кюсю), в точке с координатами 40°40' с.ш., 131° в.д. в результате подрыва на дрейфующей (сорванной с якоря) советской мине, 156 погибших).
13. Подводная лодка Щ-138 (ТОФ, Х-бис серия, 1941 г., 584/700 т) - 18 июля 1942 года погибла в Николаевске-на-Амуре в результате взрыва на борту собственных торпед (диверсия?).
14. Подводная лодка Л-16 (ТОФ, XIII серия, 1938 г., 1 124/1434 т) -11 октября 1942 года потоплена в Тихом океане в 820 милях северо-западнее Сан-Франциско, в точке с координатами 45°41' с.ш., 136°56' в.д. точно не идентифицированной подводной лодкой - японской И-25 (I-25) или американской С-31 (S-31) — со всеми находившимися на борту (54 члена экипажа во главе с командиром капитан-лейтенантом Д.Ф.Гусаровым и 1 офицером связи ВМФ США).
15. Грузовой пароход "Большой Шантар" (ДГМП, 1923 г., 3018 брт) -13 февраля 1943 года погиб в результате навигационной аварии (посадка на камни) у острова Беринга (Командорские острова).
16,17. Грузовые пароходы "Кола" (ДГМП, 1919 г., 4997 брт), "Ильмень" (ДГМП, 1923 г., 2369 брт) - 17 февраля 1943 года потоплены в Тихом океане в 250 милях южнее острова Сикоку (Япония), в точках с координатами 30°45' с.ш., 135°ЗЗ'в.д. и 30°З5'с.ш., 136°30' в.д. соответственно американской подводной лодкой СС-276 "Софиш" (SS-276 Saufish), на "Коле" - 69 погибших членов команды (в том числе - капитан судна Л.М. Соловьев) и пассажиров, на "Ильмене"- 7 погибших членов команды.
18. Грузовой пароход "Узбекистан" (ДГМП, 1937 г., 3400 брт) - 1 апреля 1943 года погиб в районе пролива Хуан-де-Фука (Сиэтл, США) в результате навигационной аварии.
19. Краболов "Ламут" (Кработрест, 1919 г., 2674 брт) - 1 апреля 1943 года погиб на переходе из Астории в Сиэтл (США) в результате навигационной аварии (посадка на камни).
20. Гидрографическое судно "Чукча" (ТОФ, 1920 г., 2674 брт) -весной 1943 года погибло по неизвестной причине (пропало без вести) в Охотском море на переходе из залива Владимира в Петропавловск-Камчатский со всем экипажем (64 человека во главе с командиром старшим лейтенантом А.К.Статовским).
21. Грузовой пароход "Херсон" (ДГМП, 1942 г., 7300 брт) - 4 июля
1943 года потерян в бухте Асача (юго-восточное побережье полуострова Камчатка) в результате навигационной аварии (посадка на мель).
22. Рыболовный сейнер № 20 (Трест "Главвостокрыбпром" НКРП, 263 т) - 9 июля 1943 года потоплен в Японском море в районе острова Ребун (район Хоккайдо) американской подводной лодкой СС-178 "Пер-мит" (SS-178 "Permit"), 2 погибших члена команды.
23. Подводная лодка Щ-130 (ТОФ, 1936 г., X серия, 603/721 т) - 31 августа 1943 года затонула в заливе Америка Японского моря в результате столкновения с подводной лодкой Щ-128, 2 погибших члена экипажа.
24. Танкер "Мариуполь" (ДГМП, 1920 г., 7024 брт) - 14 ноября 1943 года погиб в Первом Курильском проливе в результате навигационной аварии (сел на прибрежные камни у мыса Котомари-саки (ныне - По-чтарева) Шумшу (Курильские острова).
25. Грузовой пароход "Валерий Чкалов" (ДГМП, 1943 г., 7300 брт) -11 декабря 1943 года потерян в шторм в районе Акутана (США).
26. Грузовой пароход "Тымлат" (ДГМП, 1921 г., 2699 брт) - 12 января 1944 года погиб в Тихом океане в районе мыса Шипунский (полуостров Камчатка ), в точке с координатами 53°12' с.ш., 160°15' в.д. в шторм, 35 погибших членов команды (в том числе - капитан судна М.С.Москаленко).
27. Грузопассажирский пароход "Мета" (Николаевское-на-Амуре Государственное морское пароходство, 1921 г., 1984 брт) - 6 февраля
1944 года раздавлен льдом в Охотском море в районе Нагаево.
28. Грузовой пароход "Белоруссия" (ДГМП, 1936 г., 2920 брт) - 3 марта 1944 года потоплен в Охотском море западнее острова Итуруп, в точке с координатами 47° с.ш., 146° в.д. американской подводной лодкой СС-381 "Сэндпэнс" (SS-381 "Sandlance") погибло 48 из 50 членов команды (в том числе — капитан судна К.Г. Кондратьев ).
29. Грузовой пароход "Павлин Виноградов" (ДГМП, 1929 г., 2864 брт) — 22 апреля 1944 года погиб в Тихом океане южнее Алеутских островов, в точке с координатами 53°13' с.ш., 159°З5' в.д. в результате внутреннего взрыва (диверсия?), 33 погибших члена команды (в том числе - капитан судна Ф.Ф. Дроздов).
30. Грузопассажирский пароход "Ильич" (ДГМП, 1895 г., 4166 брт) -24 июня 1944 года затонул в Портленде (США) по невыясненной причине, 1 погибший член команды.
31. Грузовой пароход "Обь" (ДГМП, 1917 г., 2198 брт) - 6 июля 1944 года потоплен в Охотском море у западного побережья полуострова Камчатка, в точке с координатами 51°27' с.ш., 154°58' в.д. американской подводной лодкой СС-281 "Санфиш" (SS-281 "Sunfish"), погибло 14 членов команды (в том числе - капитан судна С.Д.Панфилов).
32. Грузовой пароход "Узбекистан" (второй, ДГМП, 1919 г., 5551 брт) - 31 мая 1945 года выбросился на прибрежную отмель острова Уналашка (Алеутские острова) во избежание гибели после столкновения в Датч-Харборе с американским пароходом "Америкен Стар" ("American Star").
33. Грузовой пароход "Трансбалт" (ДГМП, 1899 г., 11439 брт) - 13 июня 1945 года потоплен в Японском море в 45 милях северо-западнее пролива Лаперуза, в точке с координатами 45°43' с.ш., 140°45' в.д. американской подводной лодкой СС-411 "Спейдфиш" (SS-411 "Spadefish") 5 погибших членов команды.
Таким образом, в 1941 - 1945 годах советский флот потерял в бассейне Тихого океана 33 корабля и судна, в том числе — 5 подводных лодок и гидрографическое судно ТОФ, 16 грузовых и 3 грузопассажирских парохода, 3 танкера, ледокол, спасательное судно, а также 3 краболова и рыболовный сейнер.
Примечания:
1. В данный список включены топько безвозвратные потери советского флота в бассейне Тихого океана в 1941 - 1945 годах, поэтому в нем не упоминаются, например, грузовые пароходы ДГМП "Свирьстрой" и "Сергей Лазо", находившиеся с 25 декабря 1941 года и до конца войны на Тихом океане в Гонконге под японским контролем.
2. Кроме того, в 1941 — 1945 годах в бассейне Тихого океана по причинам боевого характера получили повреждения следующие корабли и суда советского флота:
- грузовой пароход "Уэлен" (ДГМП) - 16 мая 1942 года в Тасмановом море в районе Ньюкасла (Австралия), в точке с координатами 22°50' с.ш., 152° 20' в.д. поврежден в результате обстрела из 140-мм орудия японской подводной лодкой И-26 (I-26) (снарядами повреждены брашпиль, лебедочный трубопровод, тамбучины (у одной из них поврежден большой вентилятор), мостик надстройки, трубштаг дымовой трубы, судовая кладовая, осколками повреждены грузовые стрелы, 2 грузовые лебедки, спасательные шлюпки, перебиты ванты и оттяжки параван-балки, капитанский мостик и каюта получили сквозные осколочные пробоины, в нескольких местах пробита металлическая палуба, передняя стенка надстройки получила многочисленные осколочные пробоины), ранены 3 члена команды;
- грузовой пароход "Джурма" (ДГМП) - 7 июня 1942 года в Тихом океане в районе Датч-Харбора (Апеутские острова) поврежден в результате пулемет-но-пушечного обстрела группы американских самолетов (снарядами и пулями пробита обшивка надводной части борта, поврежден гудок, загорелась цистерна с нефтью и возник пожар на ботдеке), ранено 13 членов команды;
- грузовой пароход "Одесса" (ДГМП) - 3 октября 1943 года в Тихом океане на переходе из Акутана (Алеутские острова) в Петропавловск-Камчатский в 300 милях от него поврежден в результате попадания торпеды американской подводной лодкой, очевидно, С-46 (S-46) (в результате взрыва образовалась пробоина в левом борту в районе трюма № 5);
- танкер "Эмба" (ДГМП) - 14 октября 1944 года в 6.45 в Первом Курильском проливе поврежден в результате атаки одиночного американского самолета (от взрыва авиационной бомбы в борту ниже ватерлинии образовалась пробоина, через которую внутрь корпуса стала поступать вода, возник крен, имелись пулевые пробоины), ранено 2 члена команды (один из них - смертельно);
- пограничные сторожевые катера ПК-7 и ПК-10 (из состава сил Ордена Ленина 60-го (Камчатского) морского пограничного отряда Приморского пограничного округа) - 6 августа 1945 года в Охотском море в районе мыса Инкаюш (полуостров Камчатка) получили повреждения в результате пулеметно-пушечно-го обстрела 2 американских самолетов (99 и 87 пробоин соответственно), погибло 6 членов экипажа ПК-10 и находившийся на нем командир дивизиона пограничных сторожевых катеров отряда капитан 3 ранга П.И.Бойко, ранено соответственно 11 и 7 (в том числе один - смертельно) членов экипажей.