Ко второй половине ноября штаб Балтийского флота по донесениям подводных лодок, а также при помощи раднопеленгования и радиоперехвата довольно точно установил организацию германской дозорной службы. На основании этих данных штаб минной дивизии разработал план набега на дозорные корабли противника. Выйдя из Моонзунда через Ирбенский пролив, эскадренные миноносцы должны были под покровом темноты внезапно атаковать немецкие корабельные дозоры в районе Виндавы, после чего в зависимости от обстановки возвратиться в Моонзунд через Ирбенский пролив или Соэло-Зунд.
Для прикрытия действий эскадренных миноносцев в ночь на 19 ноября из Ревеля в район Виндава — Либава вышла подводная лодка «Вепрь» и в район Либава, Мемель, Брюстерорт — подводная лодка «Е-9». Вечером того же дня в море вышли 7 эскадренных миноносцев. На подходах к Виндаве, около банки Спои, русские корабли встретили в 22 часа сторожевой корабль «Норбург» и в коротком бою на дистанции 2—3 каб. уничтожили его. Проходивший неподалеку от места боя к Ирбенскому проливу для атаки «Славы» германский отряд в составе крейсеров «Любек», «Аугсбург», «Бремен» (последние два с самолетами на палубе) и 8 миноносцев, получив донесение «Норбурга», изменил курс, чтобы поддержать сторожевой корабль. Не найдя ни «Норбурга», ни русских эскадренных миноносцев, отряд, обогнув о. Готланд, вернулся в Либаву, отказавшись от решения первоначальной задачи.
Под влиянием этого набега германское командование решило снимать на ночь дозоры.
Попытка использования русских подводных лодок для постановок мин. В плане минных постановок на осень 1915 г. значительное место отводилось действиям подводных лодок. Однако в составе Балтийского флота подводных минных заградителей не было, поэтому по решению командующего флотом началось оборудование минных устройств на подводных лодках «Акула», «Вепрь» и «Барс». На верхней палубе «Акулы» позади рубки были сделаны гнезда для четырех мин, на «Вепре» и «Барсе» — для восьми мин (как на подводном минном заградителе Черноморского флота «Краб»), что позволяло ставить мины только вручную и из надводного положения. Из-за сложности обрате-
/96
пня с минными устройствами ночные постановки были практически нс* возможны.
27 ноября вышли в море подводные лодки «Акула» и «Е-19»: первая в район Бернатон (Бернаты) — Паппензее (Папе) для постановки мин, вторая — к Лнбаве для крейсерства. На следующее утро погода резко ухудшилась: начался шторм со снегом. Последние сведения об «Акуле» были получены от русских береговых наблюдательных постов Даго и Эзеля, которые видели ее вечером 28 ноября укрывавшейся от шторма под берегом. Под влиянием потери «Акулы», погибшей по неизвестным причинам, русское командование отказалось от дальнейшего использования подводных лодок для минных постановок.