В 1916 г. в результате блокады русским флотом Угольного района и потерь транспортов доставка угля из Зунгулдака и Эрегли с каждым месяцем все более сокращалась. Не хватало Турции и продовольствия, которое приходилось ввозить из Румынии. Вдоль Анатолийского побережья турки пытались доставлять своей армии снабжение и пополнение. Как и в 1915 г., турки прикрывали переходы транспортов с углем надводными кораблями, а также продолжали развивать в районе Босфора, вдоль Болгарского побережья и в Угольном районе береговую оборону. Против кораблей, блокировавших Босфор, они начали использовать подводные лодки и гидросамолеты. Морские коммуникации у Восточно-Анатолийского побережья оставались незащищенными.
Главной задачей русского флота в январе — начале февраля 1916г. являлась блокада Угольного района, которую посменно осуществляли маневренные группы основных сил флота.
В конце 1915 г. англичане начали добиваться от русской Ставки активизации действий Черноморского флота в районе Босфора1 с целью отвлечения внимания турок от начавшейся эвакуации союзных войск с Галлиполийского полуострова. Составляя план операций на зимний период, командование флота намечало осуществлять блокаду Угольного района парами эскадренных миноносцев, поддерживая их поочередно одной из маневренных групп. Ввиду недостатка миноносцев предполагалось периодически привлекать к блокаде подводные лодки, а по мере возможности производить артиллерийские обстрелы и бомбежхл с воздуха портовых сооружений и оборудования для добычи н перевозки угля2. Наличие трех маневренных групп позволяло штабу флота организовать сменность их выхода в блокируемый район.
С учетом опыта кампании 1915 г. штаб флота разработал «Основания планов походов для блокады Угольного района отрядами в составе корабельного прикрытия и одной пары нефтяных миноносцев»148 149.
Этот документ определял в качестве границ блокируемого района меридианы м. Керемпе и о. Кефкен. Днем миноносцы должны были держаться на расстоянии от берега, а ночью маневрировать малым ходом вблизи берега. В начале и конце крейсерства миноносцам надлежало осматривать порт Зунгулдак, делая это преимущественно после полудня. ДЛЯ наиболее полного использования оперативных возможностей маневренной группы в середине крейсерства намечалась смена блокирующих и охранных миноносцев, дальность плавания которых была вдвое меньшей, чем у линейных кораблей.
Маневренная группа, прикрывавшая действия блокирующих миноносцев, всегда находилась на одном меридиане с ними, вне видимости берегов. В целях ПЛО корабли в районе блокады ходили переменными курсами (противолодочный зигзаг) и скоростью: днем в охранении линейного . корабля, как правило, находились эскадренные миноносцы. '
С 31 декабря 1915 г. по 9 февраля 1916 г. маневренные группы выходили в море 6 раз и находились в море в течение 23 суток, в том числе в Угольном районе — около 14 суток. За это время блокирующие пары эскадренных миноносцев сменились 11 раз. Продолжительность походов эскадренных миноносцев не превышала 3 суток. Однако смена маневренных групп происходила обычно не в районе блокады, а у Севастополя, в результате чего нарушалась непрерывность блокады, чем нередко пользовался противник.
Общее руководство блокадными действиями оставалось за командующим флотом, который иногда лично возглавлял маневренную группу. На каждый поход назначался ответственный —начальник маневренной группы (один из флагманов флота). Отсутствие постоянных начальников иногда являлось причиной недостаточной согласованности и взаимопонимания между начальником и подчиненными командирами. Взаимодействие маневренных групп с подводными лодками не предусматривалось; на время походов маневренных групп подводные лодки вообще не посылались в Угольный район, где в этот период не предпринимались и самостоятельные действия эскадренных миноносцев.