В 9 час. 4 января 2-я маневренная группа в составе линейного корабля «Императрица Екатерина II», крейсера «Память Меркурия», эскадренных миноносцев «Дерзкий», «Гневный» (охранение), «Быстрый» и «Поспешный» (блокадная пара) вышла в море. Получив от возвращавшейся 1-й маневренной группы сведения о наличии в Зунгулдаке парохода, начальник 2-й группы послал вперед 2 эскадренных миноносца. В 5 час. 40 мин. 5 января они обнаружили силуэты 4 кораблей, приняли их за противника; «Быстрый» произвел всем бортом торпедный залп и сделал три орудийных выстрела. Ни одна из семи торпед не попала в свое-
временно отвернувший корабль, которым оказалась «Императрица Екатерина II». Причиной встречи, как показало расследование, оказалась грубая навигационная ошибка обеих групп. Израсходовав топливо на форсированный ход при атаке, эскадренные миноносцы не могли продолжать блокаду и были заменены «Дерзким» и «Гневным» (из состава охранения).
В ночь на 8 января в районе о. Кефкен — р. Мелен остались эскадренные миноносцы «Пронзительный» и «Лейтенант Шестаков», ожидавшие выхода из Зунгулдака обнаруженного там парохода. В 3 час. 10 мин. «Пронзительный» потопил торпедами транспорт «Кармен»,
шедший в Зунгулдак из Босфора. Узнав от пленных, что для прикрытия транспорта в море вышел «Гебен», русские корабли повернули в море. На рассвете они вновь направились к берегу в район р. Сакария. К этому времени германский линейный крейсер получил сведения о гибели «Кармен150 151 и повернул от Зунгулдака к Босфору. В 8 час. 10 мин. хкадренные миноносцы обнаружили «Гебен» и по радио навели на него маневренную группу. В 9 час. 44 мин. «Императрица Екатерина II» с дистанции 125 каб. открыла огонь, добилась нескольких накрытий и одного попадания в носовую часть крейсера. Огонь линейного корабля корректировал по радио «Лейтенант Шестаков», занимавший выгодную позицию по отношению к плоскости стрельбы. Через 21 минуту «Гебен» оторвался от маневренной группы и бой прекратился'. Из-за большого расхода топлива на русских кораблях преследование германского линейного крейсера было прекращено, и в 11 час. 9 января маневренная группа возврагилась в Севастополь.
Подводя итоги похода, командование флота указало начальнику минной бригады на неправильные действия первой лары блокирующих эскадренных миноносцев, располагавших курсы на большом расстоянии от берега (до 18 миль). Действия второй блокирующей пары отличались смелостью и тактической грамотностью, что позволило уничтожить неприятельский пароход, а затем навести германский линейный крей сер на отряд прикрытия. Факт встречи «Гебена» с новым русским линейным кораблем имел важные последствия. Уже на следующий день после боя командование германо-турецкого флота поставило в известность верховное военное командование Турции об усугублении трудности доставки угля с появлением новых русских линейных кораблей, а также предприняло попытки получить из Германии уголь и большую подводную лодку для борьбы с блокирующими силами русского флота.