После об наружения 1 февраля эскадренными миноносцами в Зунгулдаке парохода командование флота решило совместить посылку очередной маневренной группы с нанесением удара с воздуха по этому порту2. В 14 час. 5 февраля 1-я маневренная группа в составе линейного корабля «Императрица Мария», крейсера «Кагул», эскадренных миноносцев «Заветный» и «Завидный», гидроавиатранспортов «Александр 1» и «Николаи I* (на обоих 14 гидросамолетов) вышла в море. Утром 6 февраля авнатранспорты, следовавшие самостоятельно, соединились с эскадренными миноносцами «Поспешный» и «Громкий», высланными в море
раньше для разведки погоды, и в 10 час. 15 мин. вышли в точку тактического развертывания (15—18 миль к северу от Зунгулдака), где спустили на воду гидросамолеты. 3 самолета из-за повреждений моторов возвратились обратно. Густые низкие облака мешали летчикам находить цели. В этих условиях были достигнуты одно попадание в угольный транспорт «Ирмингард» (7000 т), который затонулодно — в группу парусников, стоявших за его кормой, и несколько — в железнодорожные и портовые сооружения. После бомбежки, продолжавшейся около часа, гидросамолеты вернулись в точку развертывания. В 11 час. 16 мин. во время подъема первого самолета «Александр I152 был безрезультатно атакован германской подводной лодкой «UB-7». В связи с этим два самолета продолжали летать, осуществляя противолодочное охранение кораблей и поиск лодки. Один из самолетов обнаружил «UB-7» и показал цветными дымами ее место. Один из ныряющихена- рядов с «Александра I» попал в перископ, после чего лодка больше не обнаруживалась. • .
Утром 8 февраля эскадренный миноносец «Гневный» разрушил приткнувшийся к о. Кефкен турецкий пароход.
Использование авиатранспортов в составе маневренной группы, несомненно, усиливало последнюю и давало дополнительные возможности в борьбе с перевозками противника. Однако в этот период удар по Зунгулдаку с воздуха был единственным, но важным результатом самостоятельных действий корабельной авиации. Большой интерес представлял также и опыт использования гидросамолетов для ПЛО кораблей. Вместе с тем в планировании и осуществлении удара с воздуха были допущены ошибки. Прежде всего, отсутствовала предварительная разведка системы ПВО порта, наличие которой оказалось неожиданным для летчиков. Отсутствовал ответственный руководитель удара с воздуха. Начальник маневренной группы, находившийся в 30- 40 милях от авиатранспортов, мог осуществлять только общее руководство силами. Командиры авиатранспортов по организации того времени не имели права руководить действиями самолетов, они должны были лишь доставить самолеты в район действий, а начальники корабельных авиаотрядов не подчинялись друг другу. К ошибкам следует отнести и не вполне четкое определение запасных целей, отсутствие разведки для выяснения результатов удара и слабое противолодочное охранение авиатранспортов.
Обеспокоенное действиями русских кораблей, германское командование после неудачного выхода «Гебена» решило использовать для борьбы с ними подводные лодки, которые совершили за этот период несколько выходов. Хотя и безуспешные, противоблокадные действия германских подводных лодок вызвали необходимость дальнейшего усиления противолодочной обороны русских кораблей.