История Русского флота

История Русского флота.

 


Победа при Гренгаме

Автор: russiaflot от 1 апреля 2012


Новый 1720 год начался с громкой победы Российского флота на Балтике. В январе отряд в составе шнявы «Наталия», галеота «Элеонора», пинка «Принц Александр» и двух гукоров под командованием капитана 3 ранга Франца Вильбоа захватил шедшие из Стокгольма в Данциг два шведских судна, груженных артиллерией. На взятых галиоте и гукоре находилось 38 медных пушек, в том числе девять пушек и две мортиры, потерянные русскими под Нарвой в самом начале Северной войны.
В 1720 году в Российском флоте произошло заметное событие — был принят первый Морской устав. Известно, что еще в апреле 1710 года вышли из печати «Инструкции и артикулы военные, надлежащие к Российскому флоту», явившиеся прообразом Морского устава. Окончательную правку этого документа сделал сам Петр. В письме графу Апраксину, датированном 24 марта 1710 года, он писал: «Правы морские правил и пошлю незамешкав к Москве печатать». При разработке артикулов за основу были взяты статьи Крюйса, а некоторые положения заимствованы из датского морского устава. С выходом в свет артикулов была утверждена присяга: «Божию милостию Петру Первому царю Россиян и пр., и пр. Обещаем и присягаем мы верным быть и Его Царского Величества указы, и под властью Его Величества, генералов, адмиралов, адмиралтейских советников, вице-адмиралов, контр-адмиралов, комендантов, капитанов и иных глав, высокопомянутого Его Величества над нами поставляемых, указы и приказы почитать и послушно и верно исполнять, как честным и добрым людям надлежит, и впрочем поступать по артикулам и учреждениям для нашей службы сочиненным или впредь сочиняемым. В чем да поможет нам Господь Бог Всемогущий».
Тогда же закладывались основы для создания первого Морского устава. В 1715 году во Францию был направлен капитан-поручик К.Н.Зотов с поручением: «Все, что ко флоту надлежит на море, отыскать книги, также чего нет в книгах, а от обычая чинят, то помнить и все перевести на славянский язык нашим штилем, только храня то, чтоб дела не проронить, а за штилем их не гнаться. То описание учинить на двое: одно об адмиралтействе, другое о флоте... и все, что к обоим сим принадлежит, какого звания дело ни есть, все описать». В мае того же года Петр писал князю Куракину в Голландию: «Правы морские воинские да штат адмиралтейский мы ныне собираем всех государств, кои флоты имеют, и уже датский, французский и голландский переведены; требуем английскаго, что потрудитесь прислать немедленно».
13 января 1720 года, наконец, был объявлен указ об издании Морского устава, а 13 апреля опубликован сам документ под заглавием «Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море». Во введении к уставу Петр определил значение флота в системе вооруженных сил страны: «Сие дело необходимо нужно есть государству (по оной пословице, что всякий потентант, который единое войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет)...».
В апреле—мае 1720 года галерный флот под командованием участника Гангутского сражения будущего генерал-адмирала князя М.М.Голицына высадил на шведский берег крупный десант, который сжег два города, разорил 41 деревню, захватил несколько каботажных судов и богатые трофеи. Успехи русского флота сильно обеспокоили англичан, которые не желали иметь на Балтике сильного соперника. Бывшие союзники России англичане теперь примкнули к шведам. 18 мая на острове Котлин Петр I подписал знаменитый указ: «... Оборону флота и сего места иметь до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело». К концу месяца к Ревелю подошла объединенная англо-шведская эскадра в составе 35 вымпелов, в том числе 25 линейных кораблей. Но эта демонстрация не испугала русских, наоборот, они стали действовать еще активнее. Самым значительным в кампанию 1720 года было Гренгамское сражение.
С переходом англо-шведского флота от Ревеля к шведским берегам русский галерный флот по приказанию Петра I перешел с Аландского архипелага в Гельсингфорс, оставив для наблюдения за передвижением противника в островном районе несколько лодок. Во время очередного выхода на разведку одна из лодок села на мель и была захвачена противником, что сильно рассердило царя, и он приказал галерному флоту возвратиться в архипелаг.
Во второй половине июля командующий галерным флотом князь Голицын снялся с якоря и направился в Аландские шхеры. В составе его флота находились 61 галера и 29 лодок. 26 июля разведывательный отряд обнаружил стоящую на якоре между островами Ламеланд и Фритсберг шведскую эскадру в составе линейного корабля, четырех фрегатов, трех галер, трех шхерботов, шнявы, галиота и бригантины. Командовал эскадрой вице-адмирал Шеблат. Однако сразу вступить в сражение было невозможно из-за сильного ветра, который не стих и на следующий день. Голицын решил дать сражение у острова Гренгам, «где было место для наших галер способное». Но как только русские галеры подошли к Гренгаму, шведы снялись с якоря и пошли на сближение. Их флагман считал свою эскадру намного сильнее.
Возможно, в открытом море это могло быть и так, но в шхерах господствовали галеры. Голицын это преимущество и использовал. Вначале он стал отступать в шхеры, где с парусными судами трудно было управляться. Галеры же были в родной стихии. Они ведь и строились для действий в шхерах и у побережья. В погоне шведы не заметили, как попали в ловушку. Голицын перешел в решительное наступление. Первые два фрегата пытались развернуться к подходившим русским галерам лагом, но не хватило места, и они выскочили на мель. Их сразу же окружили галеры и после жаркой схватки взяли на абордаж. Два других фрегата из-за повреждения парусов отстали от основных сил. Шведский флагман только теперь понял, что попал в ловушку, и попытался из нее выбраться. Если гребные суда ретировались без особого труда, то капитану линейного корабля пришлось проявлять находчивость. Выполнив сложнейший маневр, флагман ускользнул, а фрегаты оказались добычей русских.
Об этой победе князь Голицын докладывал графу Апраксину следующее: «... я, осмотря и призвав генералитет, полковников и подполковников, имели совет и предложили, чтоб того дня выйти в гавань к острову Грейнгам и, когда погода будет тихая, а оные суда далече не отступят, чтоб абордировать. И как мы в тое гавань стали, то оныя суда и еще прибылыя с вице-адмиралом Шеблат, на парусах шли к нам в пролив, чего невозможно было начяться; однако ж для погоды имели отступить в прежнюю свою гавань, а оные за нами ж азартовали. И усмотря, что так далеко к заливу пробились, а отмели и каменья много, принуждены в надежде поиску абордировать и, как стали к ним пригребать, и оных, во оборотах, для пушечной стрельбы и в ретираде и что снасти перебиты, стало на мель два фрегата, которые хотя не с жестоким только абордирунгом достали, а два фрегата взяты абордирунгом на парусах на свободной воде. А достальные вице-адмиральский корабль и прочие ретировались, однако ж по возможности гнали и от вице-адмиральского корабля от кормы видели в воде доски; а нам за ним больше следовать не допустило за погодой, а паче что близко к морю и место широко, також и с моря еще два судна показались, а ежели б затихло, то бы ни одного судна весьма не упустили».
Сильный ветер и появление подкрепления спасли шведов от полного разгрома. Однако добыча была ощутимой. Русские пленили сразу четыре фрегата: 34-пушечный «Стор-Феникс», 30-пушечный «Венкер», 22-пушечный «Кискин» и 18-пушечный «Данск-Эрн». В плену оказалось 407 шведов, 103 человека были убиты. На русских галерах 82 человека были убиты и 246 ранены.

Петру I был представлен такой реестр:
«
...Первый фрегат «Шторфеникс» в 34 пушки; на нем взято морских офицеров:

Капитан Гансфейр Штроле.
Порутчик Якон Сиверс.
Штурман — 1.
Шхиперов, констапелей и прочих обер служителей морских — 10.
Матросов — 99.

Сухопутных:

Порутчик Ионас Симон. Лекарей — 2. Солдат — 25.
Офицерский челядник — 1.
И того взято морских и сухопутных — 141.
Побито:

Морских обер служителей — 2. Матросов — 3. Солдат — 1.
Шхипорский челядник — 1. И того побито — 7.
Всего на оном фрегате взято и побито — 148 человек.

Взято пушек:

12-фунтовых — 2. 8-фунтовых — 20. 3-фунтовых — 12. И того — 34.

Другий фрегат «Венкер» в 30 пушек на нем взято людей:

Капитан Абрам Фалкенгрен. Капитан Порутчик Аксель Торквист. Порутчик Дитрих Валмер.
Штирманов, ботсманов и прочих обер служителей морских — 8.
Пушкарей — 4.
Матросов — 63.
Капитанский служитель — 1.
Сухопутных:
Порутчик Галер.
Урядников — 2.
Солдат — 16.
И того взято морских и сухопутных — 98.

Побито:

Морских обер служителей — 9. Матросов — 37. Солдат — 13.
И того — 59.
Всего на оном фрегате взято и побито — 157 человек.

Взято пушек:

6-фунтовых — 24. 3-фунтовых — 6. И того — 30.

Третий фрегат «Сискен» в 22 пушки; на нем взято людей:

Капитан Клас фон Штоуден. Капитан Ян Сидар. Порутчик Петер Дюсон. Штыкюнкер — 1.
Шхипоров, штирманов, констапелей, ботсманов и прочих обер служителей морских — 10. Волонтиров — 5. Матросов — 41. Офицерский служитель — 1.

Сухопутных:

Фелтвебель — 1. Солдат — 16.
И того взято морских и сухопутных — 78.

Побито:

Ботсманов, штирманов и прочих обер служителей морских — 6. Матросов — 14. Солдат — 4. Плотник — 1.
И того — 25.
Всего на оном фрегате взято и побито — 103 человека.
Пушек взято:

6-фунтовых — 6. 4-фунтовых — 12. 3-фунтовых — 4. И того — 22.

Четвертый фрегат «Данек Ерн» 18 пушек; на нем взято морских офицеров:

Порутчик Давыд Колве. Обер служителей морских — 6. Матросов — 62.

Сухопутных:

Прапорщик Яган фон Гартен. Капрал — 1. Солдат — 18. Барабанщик — 1.
И того взято морских и сухопутных — 90.

Побито:

Штюрман — 1. Матросов — 8. Солдат — 2. Юнк — 1.
И того — 12.
Всего взято и побито — 102 человека.

Взято пушек:

6-фунтовых — 18.
Всего на вышепомянутых 4 фрегатах взято офицеров и прочих морских служителей, так же и сухопутных — 407.
Убито — 103.
Всего в полон взято и убито — 510 человек.
Пушек разных калибров взято — 104.
На тех же фрегатах взято пушечных ядер, картеч ручных, ядер, пороху, и прочей аммуниции не малое число».


Сражение было настолько ожесточенным, что из 61 галеры 43 из-за сильных повреждений впоследствии пришлось сжечь, а разбитую 30-весельную галеру«Вальфиш» сожгли при урочище Фрисбург в ходе сражения. О напряжении сражения красноречиво говорит и расход боезапаса: с галер было выпущено 31 506 патронов и 23 971 зарядов картечи.
Об этой победе Петру I сообщили в день Преображения (6 августа) при выходе его из церкви Святой Троицы. Царь тут же возвратился в храм и приказал служить благодарственный молебен. По случаю победы Петр писал Меншикову: «Правда, не малая виктория может причесться, а наипаче, что при очах английских, которыя равно шведов обороняли, как их земли, так и флот».
В Петербурге победу праздновали три дня. Взятые фрегаты с триумфом ввели в столицу. Петр приказал эти трофеи хранить вечно. Была отчеканена медаль и установлено наравне с Гангутским церковное празднество. На медали выбита надпись: «Прилежание и храбрость превосходят силу». Князь Голицын за победу получил усыпанные бриллиантами шпагу и трость, офицеры — золотые медали с цепями, а нижние чины — серебряные. За взятие 104 пушек выдано на команды 8960 рублей призовых. Гренгамская победа была засчитана при производстве Михаила Михайловича Голицына в генерал-фельдмаршалы в 1725 году.
Бой при Гренгаме явился последним сражением Северной войны, продолжавшейся более двадцати лет. Швеция, измотанная и обессиленная, потерявшая значительные территории при поддержке новых союзников, надеялась на уступчивость России. Но Петр I занял жесткую позицию. В кампанию 1721 года он планировал завершить войну захватом Стокгольма.
Всю зиму флот усиленно готовился к раннему выходу в море. В Петербурге спустили на воду «зело благополучно» 80-пушечные трехпалубные корабли «Святой Андрей», «Фридемакер» и 66-пушечный двухпалубный «Святая Екатерина».
Корабельный флот довели до 27 вымпелов, несших более двух тысяч орудий. Галерный флот имел 171 судно.

Заметим, что еще в 1709 году русские не имели на Балтике ни одного линейного корабля. Первый 54-пушечный корабль «Полтава» был заложен на Адмиралтейской верфи в Петербурге 5 декабря 1709 года. К концу Северной войны Петр создал флот, который не уступал ни одному флоту мира. Примечателен тот факт, что для этого русскому царю потребовалось каких-то четверть века, тогда как другие страны строили свои флоты не одно столетие.
Всего за период царствования Петра I было построено более тысячи судов, в том числе 104 линейных корабля, 28 фрегатов, 305 полугалер и скампавей.
Длина парусных линейных кораблей петровского периода достигала 50, а ширина — 14 метров. На их вооружении находилось до 90 пушек, численность экипажа доходила до 800 человек, треть из которых составляли морские солдаты, а остальные были матросами и пушкарями. В экипаже матросы несли судовую службу, а солдаты — караульную, участвовали в абордажном бою и высаживались в десантах. Фрегаты имели длину до 30, ширину до 8 метров, а их вооружение состояло из 28—32 пушек. Экипажи некоторых фрегатов доходили до 220 человек. Срок службы судов исчислялся почти 10 годами, включая время после тимберовки.
В 1720 году все парусные корабли, кроме мелких, разделили на три ранга: к первому относились трехпалубные корабли, ко второму — двухпалубные, а к третьему — фрегаты. В первой половине 1723 года под руководством и при участии Петра приступили к разработке «Табели о корабельных пропорциях», а в начале следующего года этот документ был готов. В нем впервые предусматривалась постройка 100-пушечных кораблей длиной 54,43 и шириной 15,09 метра (без досок обшивки).
Шведы к началу кампании 1721 года смогли подготовить только одиннадцать кораблей, три фрегата и брандер. 30 августа в Ништадте был подписан мирный трактат. Согласно договору, шведский король «... уступал за себя и своих потомков и наследников свейского престола его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное, неприкосновенное вечное владение и собственность, в сей войне через его царского величества оружие от короны свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена, с городами и крепостями: Ригой, Динамюндом, Перновойю, Нарвою, Выборгом, Кексгольмом и всеми прочими упомянутыми провинциям, надлежащими городами, крепостями, гаванями, местами, берегами, с островами: Эзель, Даго, Меном и всеми другими от Курляндской границы по Лифляндским, Эстляндским и Ингерманландским берегам...».
Целую неделю в Петербурге праздновали победу в Северной войне. На пиршество было приглашено более тысячи персон. 22 октября в церкви Святой Троицы после литургии и прочтения мирного трактата от имени народа Сенат просил царя за его труды, заслуги и благодеяния, оказанные отечеству, принять титул «Отца Отечества, Великаго и Императора Всероссийскаго». Петр принял также чин адмирала красного флага. По случаю заключения мира граф Апраксин получил кейзер-флаг, то есть был утвержден в звании генерал-адмирала, Крюйса произвели в полные адмиралы, Сиверса и Гордона — в вице-адмиралы, Наума Синявина, Сандерса и Фангофта — в контр-адмиралы, а Гослера, Бредаля и Ивана Синявина — в чин капитан-командора.

Не менее пышно проходили торжества и в Москве. 10 декабря Петр Великий отправился в первопрестольную. В московских торжествах морской элемент занимал доминирующее положение. Проследовавшая по Тверской процессия состояла из моделей судов разных классов. Впереди ехал «князь-папа с компанией», за ними — Нептун в карете в виде морской раковины, затем на золоченой шлюпке следовал князь Меншиков, а на роскошной галере — генерал-адмирал Апраксин. На всех судах были гребцы, имитировавшие греблю, полозья же были спрятаны. Создавалась полная видимость передвижения по воде. За шлюпками с лоцманами на парусном корабле следовал сам царь, исполнявший должность капитана. Гремела музыка, раздавались пушечные выстрелы и крики ура! Впервые были отданы почести ботику, с которого начались морские увлечения юного Петра. Ботик, названный Петром «дедушкой русского флота», стоял на территории Кремля, на изготовленном специально для него постаменте с изображением аллегорических картин. На гравюре, исполненной в России в честь подписания Ништадтского мирного трактата, были такие слова: «Конец сей войне таким миром получен ничем иным, токмо флотом...».



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918