История Русского флота

История Русского флота.

 


Михаил Петрович Лазарев

Автор: russiaflot от 19 февраля 2017


 

Крупнейший деятель Военно-Морского флота России первой половины XIX века, ученый-мореплаватель, знаменитый русский флотоводец адмирал Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 (3) ноября 1788 г. Сын правителя Владимирского наместничества дворянина Петра Гавриловича Лазарева (впоследствии сенатор, тайный советник), брат вице-адмирала Андрея П.Лазарева (старший) и контр-адмирала Алексея П.Лазарева (младший). Мать их - Анна Андреевна Якоби.

В январе 1800 г. умер отец братьев Лазаревых и уже отношением генерал-адъютанта Х.А.Ливена от 6 февраля (25 января) этого же года братья были определены в Морской кадетский корпус. В отношении Ливена было сказано: «Государь император указать соизволил умершего сенатора тайного советника Лазарева трех сыновей - 1-го, 2-го и 3-го определить в Морской кадетский корпус». 20 (8) февраля 1800 г. братья были зачислены в корпус рядовыми кадетами, где они и получили образование.

Способности Лазарева 2-го (Михаила) и живой интерес ко всему, что относилось к военно-морскому делу, сразу привлекли внимание командования корпуса. 3 июня (23 мая) 1803 г. М.Лазарев был произведен в гардемарины, а 7 июня (27 мая) того же года после прохождения практики на корабле «Ярослав» был отправлен, вместе с 30 другими лучшими воспитанниками корпуса, волонтером в английский флот (ему было 15 лет).

8 января 1806 г. (27 декабря 1805 г.) М.Лазарев был произведен в мичманы английского флота. Пять лет непрерывного плавания на его судах в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, а на судах Ост-Индийской компании в Индийском и Тихом океанах были для Михаила Петровича отличной морской школой.

В Россию он возвратился 12 мая (30 апреля) 1808 г. и 21 (9) мая был произведен в мичманы (со старшинством с 25 декабря 1805г.) - первое офицерское звание. 6 июня (30 мая) 1808 г М.Лазарев был приведен к присяге как офицер, исключен из списков корпуса и направлен в 20-летнем возрасте для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот.

В том же 1808 г. на корабле «Благодать» М.Лазарев принял участие в войне с Англией (Россия объявила войну Англии 7 ноября (26 октября) 1807 г.) и Швецией (Швеции война была объявлена Россией 16 (4) марта 1808г.). Тогда русский парусный флот под командованием адмирала П.И.Ханыкова (9 линейных кораблей, 7 фрегатов, 13 вспомагательных судов) в конце июля вышел из Кронштадта с задачей разбить шведский флот до его соединения с английским (часть шведского флота находилась у Аландских островов, другая - южнее острова Камито. Английский флот блокировал гавани Померании, Пруссии и Дании). П.Ханыков две недели провел у Хангё, ожидая якобы готовившегося нападения шведского флота на южное побережье Финляндии. Узнав, что шведский флот под командованием генерал-адмирала Седерстрёма (13 линейных кораблей и 5 фрегатов) снимается с якоря у острова Кимито и выходит в море, П.Ханыков направился к Балтийскому порту. Противник начал преследование. Два английских корабля, шедших в авангарде неприятельского флота атаковали на рассвете 26 (14) августа 1808 г. вблизи Балтийского порта отставший русский линейный корабль «Всеволод» под командованием капитана 1 ранга Д.В.Руднева. Особенно отличился в этом бою мичман М.П.Лазарев, вызвавшийся идти на помощь кораблю «Всеволод». М.П.Лазарев попал в плен, когда «Всеволоду» в ходе тяжелого и сложного боя на отходе пришлось сдаться. Впрочем, плен его был очень кратковременным. За этот бой адмирал П.И.Ханыков в числе еще 3-х своих командиров был отдан под суд Адмиралтейств-коллегии, которая признала его виновным «...внеосмотрительной оплошности, слабости в командовании, медлительности и нерешительности, вследствие которых дозволил английским кораблям соединиться с шведским флотом и, не имея основательных причин, удалился в Балтийский порт, при чем потерял корабль «Всеволод», сожженный англичанами». Он был приговорен к разжалованию в рядовые на месяц, но приговор Александр I не утвердил.

Получив боевое крещение в сражениях с французскими приватирами (каперы, корсары, пираты), побывав в плену и испытав на себе тяжкие стороны морской службы, Михаил Петрович с первых шагов ее проникся глубоким убеждением, ставшим затем нравственным законом его жизни, что «всякое положение человека, прежде всего, возлагает на него обязанности»и что «с точным, безукоризненным их выполнением связана не только служебная, но и личная честь». Этот принцип и был основой созданного им впоследствии Лазаревского Черноморского флота, давшего России ряд блестящих деятелей - П.Нахимова, В.Корнилова, В.Истомина, Е.Путятина, Унковского и др.

Характеристика, данная Михаилом Петровичем П.С. Нахимову «чист душой и любит море», - лучший показатель собственных идеалов М.Лазарева. По отзывам его учеников (Д. Афанасьев. «Русский Архив», 1902), «...честность, безукоризненность в исполнении долга и фанатичная заботливость о казенном интересе в хозяйстве составляли необходимые условия таких избранных в кружок, близкий Лазареву».

Служба его проходила на люггере «Ганимед» и бриге «Меркурий». В период с 4 июня (23 мая) 1810 г. Михаил Петрович на бриге «Меркурий» крейсировал в Финском заливе. Во время плавания отличился при оказании помощи застигнутым штормом гребным судам, а также при снятии с мели люггера «Ганимед». Из рапорта главного командира Кронштадтского порта контр-адмирала Ф.В.Моллера (родного брата будущего морского министра вице-адмирала А.В.Моллера) от 14 (2) ноября 1810 г. министру военно-морских сил адмиралу П.В.Чичагову: «...Командир брига «Меркурия» капитан-лейтенант Богданов в особенности представляет мне, что находящиеся на бриге мичмана Шапирев и Лазарев, во время заморозков и свежих ветров, при подании помощи канонерским лодкам и при спасении людей с разбитого барказа, принадлежащего шлюпу «Свирь», все поручения по службе исполняли с отличным усердием и ревностью, мичман же Лазарев, отправленный им, г. Богдановым, на барказе с верпом и кабельтовом от Толбухина маяка к северному берегу для подания помощи люггеру «Ганимед», доказал при сем случае совершенную его деятельность, по сему уважению просит об исходотайствовании им монаршей милости. Убеждаясь таковой рекомендацией, я поставляю обязанностью представить об оном вашему превосходительству. Контр-адмирал фон Моллер».

Во время празднования 200 лет со дня победы в Трафальгарском сражении, проводившемся английским консульством в Санкт-Петербугском Доме офицеров в октябре 2005 года в форме Трафальгарского ужина, командующий Портсмутской флотилией контр-адмирал Дик Твитшен объявил, что часть из 30 русских волонтеров (7), в том числе и гардемарин М.П.Лазарев, принимала участие в этом сражении. К сожалению, в наших архивах подтверждения этому найти не удалось, хотя в основных датах жизни и деятельности адмирала М.Лазарева, составленных в РГА ВМФ об этом сказано так: «...Находясь волонтером в английском флоте, принимал участие в морских сражениях с французским флотом».Служба в английском флоте оставила неизгладимый след в характере «юноши острого ума и благородного поведения»,как его аттестовали английские капитаны. Именно здесь Михаил Петрович проникся тем чувством долга к службе, любовью к морю, духом спорта, стремлением достигнуть в каждом деле и работе наилучшего результата, качеств, выделивших его сразу же среди других в дальнейшей службе.

13 (1) февраля 1811 г. М.Лазарев был произведен в лейтенанты.

Михаил Петрович участвовал в Отечественной войне 1812 г., служа на бриге «Феникс», спущенном на воду 12 июля 1812 года, в период с 3 июля (21 июня) по 17 (5) ноября этого же года. В августе 1812 г., когда Риге угрожали полчища Наполеона I, стремившиеся поработить народы России, корабли Балтийского флота должны были отвлечь от города часть французских сил. М.Лазарев на бриге «Феникс» под флагом английского адмирала Мартина (Россия 18 (6) июля 1812 года заключила мирный договор с Англией. Мирный договор предусматривал совместные действия против Франции) участвовал в демонстративной высадке десанта и бомбардировке Данцига. Цель была достигнута - французы оттянули к Данцигу часть своих сил, и натиск на Ригу был ослаблен. Бриг «Феникс» возвратился в Кронштадт.

На голову возвышаясь над окружавшей его средой офицерского корпуса, М.Лазарев скоро был оценен начальством и когда в 1813 г. Российско-Американская Компания (РАК) обратилась к Морскому министру с просьбой назначить офицера для командования новым, принадлежащем компании, кораблем «Суворов» в предстоявшем ему кругосветном плавании, на эту должность был назначен Михаил Петрович. РАК имела право от правительства использовать флотских офицеров, приглашая их на корабли компании. Первоначально на корабль «Суворов» в качестве командира был приглашен капитан-лейтенант Макаров, опытный морской офицер, находившийся при Морском шляхетском корпусе. Ему было предоставлено право сформировать по своему усмотрению экипаж «Суворова» из офицеров и матросов ластовых экипажей Санкт-Петербурга и Кронштадта (В отличие от офицеров флотских экипажей, служивших на боевых кораблях, офицеры, служившие в ластовых экипажах, имели не морские, а сухопутные звания. В их ведении находились мелкие портовые суда и плавучие средства, так называемые ластовые суда). Среди выбранных офицеров был лейтенант П.С.Нахимов и мичман Бестужев. Но уже перед выходом Макаров потребовал от компании дополнительных денег, на что компания не согласилась и должность капитана и руководителя экспедиции была предложена лейтенанту М.Лазареву, служившему тогда на бриге «Феникс». Предложение компании 8 октября (27 сентября) было принято Лазаревым с удовольствием, с тем, чтобы ему было позволено выбрать себе помощников по своему усмотрению, на что компания благосклонно согласилась. Молодой командир оправдал ее доверие, утвердив за собой репутацию решительного, самостоятельного, не боящегося ответственности при исполнении

долга офицера с твердым сознанием своих прав и обязанностей.

20 (8) октября 1813 г. М.Лазарев вышел из Кронштадта, командуя судном «Суворов». Это было первым самостоятельным далеким кругосветным плаванием Михаила Петровича. Обогнув Южную Америку, он 29 (17) ноября 1814 г. достиг селения Новоархангельского. 8 октября (27 сентября) 1813 г. на переходе к Новоархангельску М.Лазаревым в Тихом океане была открыта группа островов, которую назвали островами Суворова. Молодой командир с честью провел небольшой парусный корабль до цели, несмотря на тяжелые условия плавания.

С 1814 по 1815 г., командуя «Суворовым», М.Лазарев жил в Ситхе. Выполняя задания компании, в период с 19 (7) мая по 25 (13) июня 1815 г. М.Лазарев совершил переход из Новоархангельска на Прибыловы острова и обратно. Но после этого перехода летом 1815 г. у него вышли недоразумения с А.А.Барановым, первым главным правителем Русской Америки. Привыкнув распоряжаться полновластно, А.Баранов предложил М.Лазареву исполнить совершенно не те поручения, какие тот принимал на себя, поступая на службу в компанию. А.Баранов требовал, чтобы М.Лазарев на своем судне перевез на Камчатку некоторые товары, а когда Михаил Петрович отказался - Баранов потребовал, чтобы он со своим невооруженным судном стал под выстрелами береговых укреплений. Тогда М.Лазарев в одну ночь снарядил и подготовил корабль к плаванию и на другой день утром 6 августа (25 июля) вышел из гавани Ситхи в море. А.Баранов был вне себя от поступка М.Лазарева и послал ему вдогонку несколько пушечных выстрелов, которые, однако, не заставили Михаила Петровича возвратиться. Он направился в Европу и 27 (15) июля 1816 г. прибыл в Кронштадт, совершив благополучно длинный переход, к которому так поспешно приготовился в Ситхе. В этом поступке ярко выступили и энергия М.Лазарева, и отличное знание им морского дела, и уменье обращаться с подчиненными, заслуживая их безусловное доверие.

По возвращении Михаилу Петровичу Лазареву пришлось представить компании свой отчет и, несмотря на все обвинения Баранова в якобы злоупотреблениях Лазаревым во время кругосветного плавания, было признано, что М.Лазарев вполне прав, а А.Баранов, за превышение своих полномочий и клевету, получил выговор. Из письма М.П.Лазарева А.А.Шестакову от 6 октября (24 сентября) 1821 г. о взаимоотношениях с Российско-американской компанией в связи с первым его кругосветным плаванием на корабле «Суворов»: «... Ты спрашиваешь тоже о делах моих с американской компанией, то все брошено, и они же остались с носом и выговором от высшего начальства...».Таким образом, из плавания Михаил Петрович вернулся зрелым, опытным командиром и вскоре сдав «Суворова» компании, М.Лазарев вернулся в военно-морской флот.

В период с 13 (1) сентября 1816 г. по 9 июня (28 мая) 1818 г. М.П.Лазарев служил в 1-м флотском экипаже.

В 1817 году за 18 морских кампаний он был награжден орденом Святого Георгия 4 класса. В период с 9 июня (28 мая) по 21 (9) июля 1818 г. на корабле «Память Евстафия» М.Лазарев крейсировал в Финском заливе у Красной горки.

В 1819 г. под руководством капитан 2 ранга Ф.Ф.Беллингсгаузена, была снаряжена с научной целью экспедиция для исследования вод Южного Ледовитого океана. В ее состав вошли шлюпы «Восток», под командой Ф.Беллингсгаузена, и «Мирный», под командой М.Лазарева (назначен командиром был 27 (15) марта 1819 г.). На шлюп «Мирный» в качестве священника был назначен иеромонах Дионисий. Шлюп «Мирный» был построен собственно как транспортное судно и назывался первоначально «Ладога». Теперь, когда было решено приготовить его в дальнее плавание, М.Лазареву поручили сделать на нем приспособления, которые бы дали судну возможность сколько-нибудь сравняться в быстроте хода с «Востоком» и выдержать дальнее плавание. Михаил Петрович вполне успешно справился с этой задачей.

Перед отплытием на эскадре была получена инструкция морского министерства, согласно которой суда должны были обозреть остров Ю.Георгия, находящийся на 55° ю. ш., а оттуда отправиться к Сандвичевой земле и, обойдя ее с восточной стороны, спуститься к югу, причем Ф.Беллинсгаузену надлежало «...продолжать свои изыскания до отдаленнейшей широты, какой только он может достигнуть; употребить всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли».

По научной части инструкция предписывала производить астрономические определения, наблюдения над приливами и отливами, над длиной секундного маятника, над склонением магнитной стрелки, над состоянием атмосферы, морскими течениями, температурой и соленостью моря на разных глубинах, надо льдами, над полярным сиянием и т. д. В случае открытия новых земель следовало наносить их на карту.

Экспедиция вышла из Кронштадта 15 (3) июля 1819 г. и благополучно возвратилась 5 августа (24 июля) 1821 г., совершив свыше 49500 миль плавания и пробыв в походе 751 день из них 527 под парусами. Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Экспедиция побывала в водах, еще никем не посещенных, и довольно долго после нее ни одно судно не приближалось так близко к южному полюсу, как русские шлюпы «Восток» и «Мирный». За время плавания было открыто несколько десятков островов (32), в том числе группа коралловых, названных в честь героев войны 1812 г. именами Кутузова, Слонимского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова, Раевского, Милорадовича, Волконского и один из них, между прочим, назван именем М.П.Лазарева. Недалеко от острова Ю.Георгия экспедиция обнаружила остров, названный в честь лейтенанта шлюпа «Мирный» о.Анненкова. На карту были нанесены три мыса этого острова: мыс Парядина, мыс Куприянова и мыс Демидова, названные также в честь офицеров, участвовавших в экспедиции. Кроме того, в честь мичмана М.П.Новосильского был назван и нанесен на карту залив.

А все было так. 28 (16) января 1820 г. шлюпы «Восток» и «Мирный», несмотря на тяжелую ледовую обстановку, подошли первый раз к Антарктиде. Этот день считается днем открытия Антарктиды. Через несколько дней - 2 февраля (21) января 1820 г. русские моряки подошли вплотную второй раз к берегу Антарктического материка. 17 (5) февраля экспедиция в третий раз вышла к окраине Антарктиды на 69°25' ю. ш. После этого корабли пошли в Тихий океан, отложив исследование открытого материка на следующий год. 16 (4) марта М.Лазарев прибыл на шлюп «Восток». Ф.Белинсгаузен объявил ему, что он намерен, не заходя к островам Аукландским, идти прямо в Новую Голландию, в порт Джексон. «Мирному» был назначен маршрут к Компанейскому острову, затем к Вандименовой земле, после чего также идти в порт Джексон. Маршруты были выбраны таким образом, чтобы осмотреть пространство, не обследованное еще ни одним мореплавателем. В период с 17 (5) марта по 19 (7) апреля М.Лазарев находился в южной части Индийского океана в отдельном от экспедиции плавании. С 20 (8) мая по 21 (9) сентября экспедиция находилась в плавни по просторам Тихого океана. В течение этого плавания были открыты острова Россиян (Русские острова). В октябре 1820 г., отремонтировав корабли и пополнив запасы продовольствия, Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев, пробиваясь сквозь льды и туманы, снова направились к Антарктиде. 21 (9) января 1821 г. они открыли остров Петра I, а через неделю на 68°437 южной широты и 73°107 западной долготы подошли к гористому берегу Антарктиды, который был назван берегом Александра I.

Так русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джемса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе.

Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом. 5 августа (24 июля) 1821 г. М.Лазарев вернулся в Кронштадт из своего второго кругосветного плавания, завершившегося открытием шестой части света - Антарктиды. По возвращении М.Лазарев 17 (5) августа 1821 г. был произведен через чин в капитаны 2 ранга и, кроме того, ему была сохранена пенсия в качестве добавочного денежного оклада по чину лейтенанта, в каком он был в плавании.

Плавание «Востока» и «Мирного» является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

В следующем 1822 году 20 (8) марта М.Лазарев был назначен командиром фрегата «Крейсер». 29 (17) июля 1822 г. днем от молнии загорелся плавучий кран. Под руководством М.П.Лазарева экипаж его фрегата ликвидировал пожар, за что Лазарев был награжден орденом Св. Владимира 4 степени, а всему экипажу фрегата выдали единовременную награду по рублю на человека из Государственного казначейства. 29 (17) августа 1822 г. фрегат «Крейсер» отправился в третье кругосветное плавание к берегам Северной Америки для охраны территориальных вод от хищнического промысла и борьбы с контрабандной торговлей. В этом плавни участвовал и его брат капитан-лейтенант Андрей Лазарев, командуя шлюпом «Ладога». Из этого плавания М.Лазарв благополучно возвратился 17 (5) августа 1825 г. (ровно через три года). В этом плавании Михаил Петрович довел порученный ему фрегат до образцового состояния. Внедряя свои приемы воспитания личного состава, он создал здесь основы новой школы. Это было первое дальнее плавание русских военных судов. Капитан 2 ранга М.Лазарев сумел во время этого путешествия поддерживать на фрегате замечательный порядок, и блестящий вид, в котором судно возвратилось, чем вызвал общее удивление. И в этом плавании проявилось редкое уменье М.Лазарева оказывать положительное влияние на своих подчиненных. Впоследствии, в Черноморском флоте все порядки были заведены по образцу тех, какие соблюдал Лазарев на «Крейсере». По возвращении он был произведен 13 (1) сентября 1825 г. в чин капитана 1 ранга, награжден орденом Владимира 3 ст. и за ним сохранено, в прибавку к жалованью, жалованье по чину капитана 2-го ранга в каком он совершил плавание.

27 февраля (по ст.ст.) 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске нового линейного 74-х пушечного корабля «Азов». В марте- июле 1826 г. Михаил Петрович руководил в Архангельске работами по достройке вооружению и оснащению своего корабля. В период с 17 (5) августа по 1 октября (19 сентября) 1826 г., командуя отрядом из кораблей «Азов» и «Иезекииль» а также шлюпа «Смирный», М.Лазарев совершил переход из Архангельска Кронштадт, где «Азов» вступил в строй Балтийской эскадры. Здесь Михаилу Петровичу довелось некоторое время служить под начальством знаменитого русского адмирала

Дмитрия Николаевича Сенявина, который очень уважал и ценил его.

В 1827 г. командир «Азова» Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море. В период с 20 (8) августа по 18 (6) октября отдельная эскадра (в том числе и «Азов») под командованием контр-адмирала Л.П.Гейдена, выделенная для поддержки национально-освободительного движения греков, совершила переход по маршруту: Портсмут - Палермо - Мессина - остров Занте - Наваринская бухта.

20 (8) октября 1827 г. произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Но русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и другие суда.

Капитан 1 ранга Михаил Петрович Лазарев был душой русской эскадры. От него шли все нити боевого управления на корабли эскадры. «Азов», которым командовал Лазарев, находился в центре изогнутой боевой линии из четырех линейных кораблей. И именно сюда турки направили свой главный удар. Линейному кораблю «Азов» пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены метким огнем артиллерии «Азова». Вместе с Лазаревым сражались будущие герои севастопольской обороны - лейтенант П. С. Нахимов, мичман В. А. Корнилов и гардемарин В. М. Истомин.

За Наваринский бой линейный корабль «Азов» и 12-й флотский экипаж удостоились высшей награды - кормового георгиевского флага. М.Лазарев 22 (10) декабря 1827 г. был произведен в контр­адмиралы за «отличие». Позже П.С.Нахимов писал о Лазареве: «...Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».

После Наваринского боя Лазарев, будучи начальником штаба эскадры, в период с 14 (2) ноября по сентябрь 1828 г. крейсировал в Архипелаге и участвовал в блокаде Дарданелл, после чего, командуя эскадрой из 10 кораблей, с 26 (14) марта по 24 (12) мая 1830 г. привел ее из Архипелага в Кронштадт.

Кругосветные плавания и архипелагские экспедиции первой четверти XIX века послужили прекрасной школой морского мастерства для многих будущих черноморцев. Морские походы показали, что, несмотря на временный упадок и застой, который переживал русский флот после войны 1812 года, в нем сохранились хорошие кадры моряков.

В июле - августе 1830 г. Лазарев командовал Практической эскадрой кораблей Балтийского флота во время летних учений. В период с 10 сентября (29 августа) по 11 октября (29 сентября), командуя отдельным отрядом военных судов, плавал в Финском заливе от Кронштадта до Свеаборга с десантными войсками.

В 1831-1832 гг. М.Лазарев принял самое деятельное участие в работах комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов и по выработке нового положения об управлении Черноморским флотом. Он лично внес целый ряд предложений по улучшению кораблестроения и вооружения судов. С 22 (10) мая по 14 (2) сентября 1831 г. М.Лазарев командовал отрядом судов, крейсировавших в Ботническом заливе с целью охраны финляндского побережья от иностранной военной контрабанды. С октября 1831 г. по июнь 1832 г. он председательствовал в Комиссии по исправлению штатов по вооружению и запасу военных судов.

17 февраля (по ст. ст.) 1832 г. его назначили начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году - его командующим (назначен 14 (2) августа 1833 г.). Утвержден в этой должности Михаил Петрович был 12 января 1835 г. (31 декабря 1834 г.), и был Командующим Черноморского флта в течение 18 лет.

В феврале 1833 г. М. П. Лазарев мастерски провел переброску 10-тысячного десанта (тремя отрядами кораблей) русских войск в Босфор, что было связано с демонстрацией «дружественных чувств» к Турции в период турецко-египетского конфликта. Десант 1833 г., отличавшийся очень высокой по тому времени организацией перехода морем, явился хорошей школой для черноморских моряков. 14 (2) апреля 1933 г. Михаил Петрович был произведен в вице-адмиралы, а летом 1833 г., по заключении Ункиар-Искелессийского договора, - генерал-адъютантом.

Дальнейшая эпоха истории Черноморского флота, включая Севастопольскую кампанию, по справедливости называется лазаревской. Неутомимый работник, настойчивый в достижении поставленной цели, беззаветно преданный морскому делу, Лазарев и в своих подчиненных умел вызвать те же чувства и стремления. Сам в душе спортсмен, идеально управлявшийся под парусами, Михаил Петрович особое внимание обратил на развитие в личном составе здорового духа соревнований в работе, учениях и особенно в управлении судами. Пользуясь каждым выходом флота в море на эволюции, Лазарев обыкновенно заканчивал их общей гонкой судов, невзирая на ранги. Эта система постоянных состязаний способствовала развитию во всех чинах флота любви и гордости своей частью. И в этом отношении М.Лазарев достигает удивительных результатов. Руководствуясь мыслью, что лучшей школой для воспитания молодых офицеров является командование, Лазарев не жалел средств для увеличения числа малых судов, хотя и не имевших реального боевого значения, но зато широко использованных им для крейсерской и блокадной службы у Кавказских берегов. В суровой обстановке этой службы создалась целая плеяда Лазаревских питомцев - блестящих офицеров и адмиралов.

Большого искусства взаимодействия с армией достигнул русский Черноморский флот в период войны на Кавказе. Закрепление России на Кавказе особенно враждебно воспринималось Англией, которая стремилась превратить Кавказ с его богатыми естественными ресурсами в свою колонию. На протяжении многих лет Англия поддерживала Турцию и Персию в их борьбе против России. Английские и турецкие агенты организовали на Кавказе движение групп религиозных фанатиков, одним из основных лозунгов которого было присоединение Кавказа к Турции. Движение это, известное под названием мюридизма и возглавлявшееся Шамилем, являлось антинародным, реакционным движением.

«...Народы Закавказья, их передовые люди, считая присоединение к России положительным явлением, всеми силами стремились к укреплению связи и к дружбе с русским народом в то время, как мюридизм и Шамиль разжигали ненависть к России, к русскому народу».

Морская граница вдоль северо-восточной части Черного моря, между укреплениями Михайловское и Св. Духа долгое время оставалась незащищенной. Занять эту часть побережья одними сухопутными войсками из-за отсутствия дорог было невозможно, поэтому новые опорные пункты на побережье решено было возводить с помощью десантов. Осуществление этой задачи возложили на Черноморский флот под командованием вице-адмирала М.П.Лазарева и войска Черноморской береговой линии генерал-майора Н.Н.Раевского.

Чтобы разрушить планы англичан и турок и пресечь их попытки помочь Шамилю с моря, Черноморский флот под руководством М.П.Лазарева блокировал Кавказские берега. Для действий у побережья Кавказа Лазарев выделил отряд, а позднее эскадру судов Черноморского флота, в числе которых было 6 вооруженных пароходов.

Корабли Черноморского флота под командой Лазарева содействовали сухопутным войскам в занятии многих пунктов Черноморского побережья. В период с 23 (11) апреля по 30 (18 мая) 1838 г. Лазарев высадил десант в районе Туапсе (был заложен форт Вельяминовский), а в период с 11 сентября (30 августа) по 5 октября (23 сентября) 1838 г., командуя эскадрой судов Черноморского флота (свой флаг держал на пароходах «Громоносец» и «Северная звезда» и линейном корабле «Силистрия»), Лазарев осуществил высадку войск в Суджукской (Новороссийской) бухте у устья реки Цемес, чем было положено начало основанию здесь Новороссийского порта и г. Новороссийска.

Для перевозки войск в Субаши М.П.Лазарев сформировал эскадру в составе линейных кораблей «Императрица Екатерина II», «Память Евстафия», «Адрианополь», «Султан Махмуд», «Силистрия», фрегатов «Тенедос», «Агатополь», «Браилов», «Штандарт», брига «Меркурий», тендера «Легкий» и яхты «Орианда». Заранее К Субаши был выслан пароход «Северная звезда» для исследования района высадки десанта и постановки буйков. 7 мая (25 апреля) 1839 г. Михаил Петрович подготовил приказ, в котором четко определялось место, время, характер проведения предстоящей операции. 10 мая (28 апреля) корабли эскадры, приняв десант в Керченском проливе, вышли в море и 15 (3) мая, заняв позицию в устье реки Субаши, двумя рейсами за очень короткое время высадили с гребных судов сухопутные войска и сводный морской батальон. В занятом пункте был заложен форт Головинский, возведение которого закончилось 13 (1) июля 1839г. После успешной операции в устье Субаши М.Лазарев забрал десант и направился к устью реки Псезуапе. Здесь 18 (6) июля 1839 г. был высажен еще один десант и заложен форт Лазаревский. В феврале 1840 г. горцы захватили форты Лазаревский и Вельяминовский, полностью истребив их гарнизоны. Для обратного занятия этих фортов корабли Черноморского флота успешно провели еще два десанта - 22 (10) мая 1840 г. в Туапсе и 5 июня (22 мая) в Псезуапе. Сухопутный отряд имел в своем составе свыше 9000 человек с артиллерией, боезапасом и продовольствием. Столь большая численность отряда объяснялась тем, что предполагалось встретить сильное сопротивление противника. У Кавказских берегов в сложных условиях малоизвестного тогда побережья черноморские моряки лазаревской школы проявили большое искусство взаимодействия с сухопутными войсками, наглядным примером чего являются действия кораблей отряда контр-адмирала М.Н.Станюковича, посланных М.Лазаревым для содействия продвижению русских войск генерал-майора графа И.Р.Анрепа-Эльмнт (преемник Раееского) в район Сочи - Адлер в 1841 г.

В 1840 г. на побережье между Анапой и Сухум-Кале русские имели 12 укреплений, построенных на территориях, занятых при содействии кораблей Черноморского флота. Укрепления эти подвергались частым нападениям банд Шамиля, подстрекаемых английскими и турецкими агентами. В целях борьбы с этими бандами на мысе Адлер у укрепления св. Духа к октябрю 1841 г. был сосредоточен 11-тысячный отряд под командой генерал-майора И.Анрепа, большая часть которого была доставлена сюда на кораблях Черноморского флота. В отряд также входила милиция, состоявшая из кавказских народов и племен, поддерживавших в этой борьбе русских. Там были такие милицейские части, как Абхазская, Самуразаканская, Цибельдинская, Мингрельская, Гурийская, Имеретинская. Войска должны были повести наступление от мыса Адлер вдоль побережья до форта Навагинского (Сочи).

В первых числах октября 1841 г. генерал-майор И.Анреп вместе с контр-адмиралом М.Станюковичем произвел рекогносцировку района побережья, в котором предстояло действовать. Были засечены на берегу наиболее крупные завалы, сделанные отрядами Шамиля из огромных вековых деревьев или из двойного ряда плетеных изгородей, заполненных землей. Эти завалы должна была уничтожить корабельная артиллерия. 20 (8) октября ночью русский сухопутный отряд двинулся вдоль побережья. На следующий день вдоль берега двинулись корабли Черноморского флота. На буксире пароходов («Могучий», «Молодец» и «Боец») шли линейный корабль «Три Иерарха» (84 пушки) и фрегат «Агатополь» (60 пушек). Корабли эти двигались впереди сухопутных войск на расстоянии около километра от них. Когда на берегу показывался крупный завал, адмирал давал сигнал сухопутным частям остановиться. После этого пароходы подводили близко к берегу корабль и фрегат, которые артиллерийским огнем легко разрушали завалы и выбивали оттуда противника. Затем корабли продолжали движение вперед, а для того чтобы неприятель не вернулся вновь к местам прежних завалов, между сухопутным отрядом и группой артиллерийских кораблей все время крейсировали шхуна и тендер. Кроме того, вдоль побережья ходили 18-пушечные бриги, обстреливавшие скопления врага на берегу. У самого берега непосредственно впереди и сзади войск шли вооруженные казачьи лодки и барказы, причем на последних были установлены каронады. Временами лодки и барказы приставали носом к берегу и картечью поражали противника. Для перевозки раненых имелись специальные невооруженные катера. Они же перевозили с кораблей воду для войска, которое испытывало в ней большую нужду.

В результате тесного взаимодействия между сухопутными частями и кораблями в эти дни был разбит крупный отряд одного из сподвижников Шамиля - Хаджи Берзекс (отряд потерял до 1700 человек убитыми и ранеными) и занят ряд важных опорных пунктов Шамиля на побережье Кавказа. Таким образом, успешная деятельность возглавляемого М. П. Лазаревым Черноморского флота мешала осуществлению планов англичан и турок на Кавказе.

М.Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный» с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря. В октябре 1842 г. была завершена работа по составлению и изданию «Атласа Ченого и Азовского морей».

22 (10) октября 1843 г. Михаил Петрович «за отличие» был произведен в адмиралы.

Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.

При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта (15 линейных кораблей, 7 фрегатов и соответствующее количество пароходов и мелких судов). Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском.

Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

Сам много плававший, Лазарев прекрасно понимал, что только в море можно по-настоящему воспитать моряка. Поэтому черноморские корабли в годы его командования редко оставались в гаванях.

Характерной особенностью воспитания Лазаревым молодых офицеров и привития им командирских навыков было широко практиковавшееся им в тот период назначение молодых лейтенантов на самостоятельные должности командиров шлюпов, бригов, транспортов, фрегатов и даже пароходов. Лазарев эти корабли посылал в отдельные плавания, приучая молодых офицеров к сознанию своей ответственности при самостоятельном командовании кораблем.

При Лазареве редким явлением были телесные наказания и муштра.

Сам Лазарев был прекрасно образован, обладал богатым практическим и боевым опытом, был требователен к себе и к подчиненным, для которых являлся всегда живым примером. Под его руководством выросла целая плеяда замечательных моряков и флотоводцев, из которых многие покрыли свои имена неувядаемой славой.

М.Лазарев обладал удивительной способностью распознавать молодые дарования, а затем выращивать и развивать их. Когда он еще командовал фрегатом «Крейсер», на фрегат был назначен в 1822 г. лейтенант П.Нахимов, и с тех пор на протяжении почти тридцати лет Лазарев не выпускал его из поля зрения. Когда Лазарева назначили командиром «Азова», туда же был переведен и П.Нахимов.

На «Азове» внимание Лазарева привлекли мичман В.Корнилов и гардемарин В.Истомин. Они также сделались последователями и ближайшими соратниками Лазарева и сопутствовали ему в течение почти всей его служебной деятельности. Все вместе они участвовали в Архипелагской экспедиции и в Наваринском сражении. В декабре 1829 г. Нахимов, Корнилов и Истомин вместе с

Лазаревым перешли с группой кораблей из Архипелага в Балтийское море и там продолжали служить под его наблюдением. Переведенный обратно в Черноморский флот, М.Лазарев добился перевода туда и своих любимых учеников и помощников.

Лазарев прекрасно понимал, что парусный флот отживает свой век, что на смену парусному кораблю должен прийти паровой. Отсталость царской России не давала возможности совершить быстрыми темпами переход русского флота к паровым кораблям, тем не менее, Лазарев напрягал все усилия к тому, чтобы в состав Черноморского флота начинали поступать пароходы.

При этом Лазарев добивается заказов на железные паровые суда со всеми новейшими усовершенствованиями, которые позволяла техника того времени. При Лазареве, например, была проведена подготовка к строительству в Николаеве винтового 131-пушечного линейного корабля «Босфор» (заложен был после смерти Лазарева в 1852 г. и спущен на воду в 1858 г.).

В 1842 г. Лазарев добился заказа на постройку судостроительными верфями для Черноморского флота пяти пароходо-фрегатов - «Херсонес», «Бессарабия», «Крым», «Громоносец», «Одесса». В 1846 г. Лазарев командировал на английские верфи для

непосредственного руководства постройкой четырех пароходов для Черноморского флота («Владимир», «Эльбрус», «Еникале», «Тамань») своего ближайшего помощника капитана 1 ранга В.А.Корнилова.

Все пароходы и пароходо-фрегаты в Англии строились по русским проектам и эскизным чертежам. Часть этих чертежей утверждал лично Лазарев, а часть - Корнилов. Английские инженеры очень много заимствовали для себя из русских проектов.

Много внимания уделял Лазарев культурному росту моряков. По его указаниям и под его руководством была реорганизована Севастопольская морская библиотека, а в декабре 1844 г. было закончено строительство ее здания (в 1849 г. оно было вновь отстроено после уничтожившего его пожара) и выстроен Дом морского собрания, а также много других общественных зданий.

Воспитанные Лазаревым черноморские моряки, возглавляемые Нахимовым, Корниловым и Истоминым, в дни севастопольской обороны своей беспримерной храбростью вписали много славных страниц в героическую историю нашей Родины. Большая заслуга Лазарева перед русским флотом состоит также и в том, что он подготовил кадры моряков, обеспечивших переход от парусного флота к паровому. Лазарев был подлинным новатором военно-морского дела. «Лазаревскую школу» прошли десятки новаторов будущего русского парового флота, среди которых особенно выделялся выдающийся адмирал Григорий Бутаков.

Совершенные Лазаревым географические открытия имеют всемирно-историческое значение. Они входят в золотой фонд русской науки. Лазарев был избран почетным членом Географического общества. Заслуги Лазарева перед Родиной, его достижения в деле укрепления Черноморского флота, в деле воспитания русских моряков безмерно велики.

Внимательно следя за развитием флотов главных морских держав, особенно Англии, Лазарев постоянно увеличивал тоннаж и артиллерийское вооружение линейного корабля. Предвидя неизбежный переход к паровому двигателю, он прилагал все усилия к созданию в Севастополе адмиралтейства для перевооружения флота. Но постоянные сокращения просимых кредитов замедляли выполнение этой задачи. Наименование севастопольского адмиралтейства Лазаревским увековечило заботы Лазарева по обеспечению независимости флота от заграничных заводов. В этом взгляде вперед, проникновенном определении главных противников, планомерная подготовке к борьбе с ними и верное понимание задач Черноморского флота сказались государственные способности Лазарева. В его лице во главе флота стоял не чиновник в морском мундире или кабинетный ученый, а боевой адмирал, действительно осуществлявший свои права командующего всеми морскими силами Черного моря. И в этом широком понимании своих обязанностей была главная заслуга М.П.Лазарева.

В 1843 г. Лазарев почувствовал первые признаки серьезной болезни, но не обратил на них никакого внимания. Болезнь стала быстро усиливаться, а Лазарев все не хотел покидать любимого ему дела. Наконец, к началу 1851 г. рак желудка, которым страдал Лазарев, развился до такой степени, что адмирал почти не мог принимать никакой пищи. Тогда близкие его довели об этом до сведения самого Императора и Государь написал Лазареву рескрипт, в котором выражал «...как участие свое, так и желание, чтобы он поспешил прибегнуть к врачебным пособиям для восстановления сил. Если только с желанием Вашим согласно временное отдохновение от занятий и путешествие на воды или куда-либо по совету врачей, то Я, озабочиваясь сохранением ценимой Мною деятельной и полезной жизни вашей, не только дозволяю вам, но даже прошу последовать указаниям медиков, не стесняясь нисколько лежащими на вас обязанностями». Только после этого Лазарев сдал управление флотом и уехал в Вену, где и умер 23 (11) апреля 1851 г., ни разу не обнаружив никаким знаком своих ужасных страданий.

Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе. В цокольном помещении этого Собора в виде креста головами к центру креста похоронены М.П.Лазарев, П.С.Нахимов, В.А.Корнилов и В.И.Истомин, все трое его ученики. 20 (8) сентября 1867 г. в этом городе, тогда еще лежавшем в развалинах после Крымской войны 1853-1856 гг., состоялось торжественное открытие памятника Лазареву. На открытии этом Свиты Его Величества контр­адмирал И.А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и высоких качеств русских моряков.

Санкт-Петербургское морское собрание в память о замечательном русском адмирале М.П.Лазареве в 1995 г. учредило серебряную медаль, которой награждаются работники морского, речного и рыбопромыслового флота, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других флотских организаций, внесших большой вклад в дело развития флота, совершившие знаменательные плавания, а также принимающие значительное участие в деле создания техники для флота и награжденные ранее Золотым нагрудным знаком Морского собрания.

Русский народ с любовью хранит память о выдающемся русском адмирале, заслуженно ставя его в ряд лучших флотоводцев нашей Родины. 24 октября 2008 г. в Доме ученых Российской академии наук по инициативе военно-исторической секции прошел круглый стол на тему: «Адмирал Лазарев - активный строитель Черноморского флота. История и современность». Работа круглого стола освещалась телеканалом ТВЦ в программе «Морские вести».

Председатель военно-исторической секцииДома ученых РАН, историограф и председатель секции истории Российского флота СПБ МС, заслуженный работник высшей школы России профессор, капитан1-го ранга запаса

С.П.Сирый



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918