Эскадренный броненосец «Гангут» (длина – 85 м, ширина – 19 м, углубление – 6,4 м, водоизмещение – 6592 т), построенный в 1888-1892 гг. на верфях Нового Адмиралтейства представляет собой своеобразную выставку достижения петербургской промышленности. Сталь для него поставляли Ижорский и Александровский заводы; котлы и главные машины – Балтийский; орудие – Обуховский; башенную установку, минные аппараты, форштевень, ахтерштевень, водоотливную систему – Путиловский; станки 229-мм и 152-мм орудий – Металлический. Но проведенные в 1894 г. испытания машин и артиллерии, включавшей одно 305-мм, четыре 229-мм, четыре 152-мм, шесть 47-мм и восемнадцати 37-мм орудий показали, что «…в настоящей степени готовности его небезопасно посылать в дальнее плавание».
Главным недостатком броненосца была перегрузка, составлявшая по корпусу и механизмам 600 т, что давало заметное повышение проектной осадки, не позволявшее даже принимать полный запас угля и предметов снабжения. Тем не менее в 1895 и 1896 гг. броненосец выходил в море в составе Практической эскадры. Осенью 1896 г. в Бьорке-зунде «Гангут» получил пробоину от удара о подводный камень и едва не погиб. 25 июня 1897 г. «Гангут» проводил в Выборгском заливе артиллерийские стрельбы в районе банки Выборгская, где промер не делался с 1834 г. Уходя из района стрельб, корабль напоролся на необозначенную подводную скалу, пропоров днище от 33 до 50 шпангоута. Через 15 мин. оказались залитыми топки котлов. В результате броненосец потерял ход, остался без света и водоотливных средств. Через 2,5 часа осадка возросла на 2 м. Еще через два часа стало ясно, что спасти броненосец невозможно и был отдан приказ покинуть его. За 1 час 20 мин все 582 человека, бывшие на борту были сняты и в 21 час 40 мин броненосец стремительно повалился на левый борт и мгновенно скрылся под водой, со всем корабельным имуществом и личным багажом экипажа.
В 1898 г. шведская водолазная фирма «Нептун» по контракту с Морским министерством пытались поднять «Гангут», но выполнила только первый этап работ. Затопив в 300 м от броненосца груженный балластом пароход «Ипатия», шведы использовали его как якорь для системы понтонов и полиспастов, с помощью которых они развернули лежавший на боку броненосец палубой вверх. Однако стоимость работ превысила смету и после отказа Российского Морского министерства увеличить стоимость контракта, шведы прекратили работы. В 1901-1903 гг. броненосец использовался в качестве учебного объекта для практических спусков Кронштадтской водолазной школы. Потом о нем забыли, и лишь последние 15 лет он является традиционным местом погружений любителей-аквалангистов.