постройка Тулон, Франция
заложен 26.06.1899
спущен 10.02.1901
укомплектован 21.08.1903
водоизмещение 12.915/13.110 т.
размерения 113,4/117,25/118,5х23,2х7,92 м
механизмы 2 вала ВТР, 20 котлов Бельвиля; 16.300л.с.=18уз./ 16.500л.с.=18,78уз.
уголь 800/1350 т.
дальность 1.100(18), 3.600 (12), 5.500 миль (10 уз.)
броня (круп.) полный пояс по ВЛ (1,83м) 160-250(170)-170, верхний пояс (1,83м) 145-200-120, башни ГК 250/63, барбеты ГК 100-250, башни СК 150/30, барбеты СК 127, рубка 254/63, котельные кожухи 19, противоторпедная переборка 40, ГП 50, НП 40
полный вес брони 3.300 т (25,6%)
вооружение 4-305/40 (70), 12-152/45 (200), 20-75/50 (300), 20-47/43, 2-63,5/19 (десантное), 8-37/23, 4 пул., 4 ТА 381мм (2 надводных в оконечностях и 2 подводных бортовых)
экипаж 28...29/750 чел
Французский проект с длинным полубаком, большим завалом бортов и двумя полными броневыми поясами. Первым из русских броненосцев имел две броневые палубы с клетчатым слоем между ними и противоторпедную переборку на 3/4 длины. Расположение 152-мм орудий в башнях давало им хорошие углы обстрела и возможность действовать в плохую погоду.
Торпедирован японцами в ночь на 27.01.1904 г. (затоплены кормовые отсеки, поврежден руль, крен на левый борт до 18о). Ремонт закончил 25 мая и стал флагманским кораблем эскадры. В бою 28 июля получил около 13 попаданий 305-мм снарядами: разрушены надстройки, трубы (ход упал до 6 узлов), фок-мачта, убито 12 и ранено 47 чел; 2 снаряда, попавших в боевую рубку, вывели из строя весь штаб эскадры и командование корабля и решили исход боя в пользу японцев. После боя интернирован в Циндао, а после окончания войны вернулся на Балтику. Участвовал в подавлении восстания в крепости Свеаборг в 1906 г., заграничных плаваниях в 1908-13 гг, первой мировой войне (Моонзундское сражение в октябре 1917 г), Ледовом походе в 1918. Разобран на металл в 1924 г. С 31.03.1917 г. назывался "Гражданин".