Крейсер 1 ранга "Варяг"
постройка Крамп, Филадельфия, США
заложен сент. 98/10.05.99
спущен 19.10.99
укомплектован январь 1901
водоизмещение 6.500/7.022т
размерения ?/127,9/129,8х15,85х5,94 (6,3) м
механизмы 2 вала ВТР, 30 котлов Никлосса; 20.000=23 уз./15.925=23,25уз
уголь 770/1.350 т
дальность 3.682 (10) или 4.287 (9) миль
броня (ник.сталь.) рубка 152/32, подача 38, палуба 38-76 (скосы).
полный вес брони 588 т (9%)
вооружение 12-152/45 (198)12-75/50 (250), 8-47/43, 2-63,5/19 (дес), 2-37/23, 6 ТА 381мм (надводные), 22 мины заграждения.
экипаж 21/559 чел
Первенец в серии 6.000-тонных крейсеров-дальних разведчиков. Проектировался на базе крейсеров типа"Аврора", чтобы превосходить так называемые "эльсвикские" крейсера, входившие в то время в состав многих флотов мира. Ненадежные котлы (к 1903 г. скорость была всего 20 узлов, дальность 3.682 (10) или 4.287 (9) миль), полное отсутствие защиты артиллерии и расположение всех орудий вдоль бортов ограничивали его использование в составе эскадры.
Затоплен экипажем в порту Чемульпо 27.01.1904 г. после боя с японской эскадрой (уьито31 ранено 86 человека). Поднят японцами, отремонтирован (новые котлыи часть орудий) и с 1907 г. входил в состав японского флота под названием "Соя". В марте 1916 г. выкуплен русским правительством с возвращением прежних имени. Перешел на северный морской театр и был зачислен во Флотилию Северного Ледовитого океана. В июне 1917 г, находясь в Англии на ремонт, был захвачен англичанами и в 1918 г. продан ими на металл. Окончательно разобран в 1922 г.